Действие аккумулятора основано на гальваническом эффекте превращения энергии: химической в электрическую (разрядка) и электрической в химическую (зарядка).
При разрядке гальванического элемента расходуется кислота и образуется вода и сульфат свинца (на электродах). Концентрация кислоты уменьшается.
При зарядке происходит восстановление оксида свинца на положительном электроде и свинца на отрицательном электроде из сульфата свинца. При этом концентрация электролита и его плотность увеличиваются.
Внимание! Если после полной зарядки продолжать прикладывать напряжение к аккумулятору, то вода начнет разлагаться на кислород и водород. Это опасно!
Плотность электролита характеризует заряженность аккумулятора.
Емкость аккумулятора показывает время, в течение которого может работать полностью заряженный аккумулятор, питая нагрузку с постоянной силой тока до определенного конечного напряжения. Ее измеряют в ампер-часах. Емкость уменьшается при снижении температуры и увеличении разрядного тока.
Основные характеристики российских автомобильных аккумуляторных батарей отражены в маркировке. Например, в маркировке 6СТ-75А1: 6 — число последовательно соединенных аккумуляторов по 2 В; СТ — стартерная; 75 А/ч — емкость при 20-часовой разрядке; А — общая крышка; 1 — информация о способе и материалах изготовления батареи. В маркировке может быть и иная информация: ТСТ — тракторная стартерная; бак изготовлен из Э — эбонита, Т — термопласта, П — полиэтилена; сепаратор изготовлен из М — микропористой пластмассы, П — поливинила, С — стекловолокна; залита и полностью заряжена — З, незаряжена — Н. Если буквы нет — АБ сухозаряженная.
|
В процессе эксплуатации АКБ нужно поддерживать в состоянии, близком к полной заряженности. Снижение емкости более 50% летом и 25% зимой недопустимо. Уровень электролита должен быть выше пластин на 12…15 мм. При необходимости доливают дистиллированную воду. Заряженность АКБ определяют по плотности электролита. Ее замеряют ареометром. В зонах с температурой до -30°С плотность круглый год должна быть 1,27 г/см3, при температуре до -40°С — 1,3 г/см3, для зон с теплым климатом — 1,25 г/см3. С большей точностью заряженность определяют нагрузочной вилкой. При ее использовании напряжение должно быть 1,7…1,8 В в течение 5 с.
Разность показаний между элементами не должна превышать 0,1 В. Если напряжение одного из элементов менее 1,5 В, то разряженность АБ составляет более 50% или она неисправна. Заряжают аккумуляторы током, сила которого составляет 10% численного значения емкости.
Генераторы
Генераторы служат для питания электротехнических устройств ТС и подзарядки АБ. На тракторах и автомобилях используют в основном генераторы переменного тока. Они компактны, легки и надежны, способны заряжать АБ на малых оборотах двигателя.
|
Все генераторы состоят из двух основных узлов: индуктора и якоря.
Индуктор создает магнитное поле, которое, пересекая обмотки якоря, наводит в них ЭДС. У генераторов переменного тока ротор — индуктор, статор — якорь. У современных генераторов индуктор имеет обмотку с электромагнитным возбуждением (рис. 26.3).
Рис. 26.3.Схемы действия генераторов:
а — постоянного тока с неподвижным магнитным полем; б — переменного тока с вращающимся магнитным полем; в — щеточного вентильного (I — схема устройства; II — принципиальная схема); г — бесщеточного индукторного с неподвижной обмоткой; 1 — ротор (якорь); 2 — щеточный коллектор; 3 — индуктор возбуждения; 4 — статор (якорь); 5 — клювообразный полюс ротора; 6 — обмотка возбуждения ротора; 7 — щетки; 8 — направление магнитного потока; 9 — магнитопровод статора; 10 — диодный выпрямитель (вентиль); 11 — вал; 12 — втулка; 13 — звездочка ротора; 14 и 15 — диоды прямой и обратной проводимости соответственно; I — направление тока; Ф — магнитный поток
Если индуктор подвижный, то необходимы щетки для подачи электричества на ее обмотку, если он неподвижен, то щеточный узел в таких генераторах отсутствует.
При подаче питания от АКБ ток поступает в обмотку возбуждения и создает магнитное поле. Когда ротор вращается (от шкива генератора), магнитный поток пересекает обмотки статора и наводит в них ЭДС. Если полюс статора находится против полюса ротора, ЭДС максимальна, если против впадины ротора — ЭДС минимальна. В результате периодического изменения величины магнитного потока в обмотках статора наводится переменная по направлению и значению ЭДС (рис. 26.4). Для получения постоянного тока (подзарядка аккумулятора) в таких генераторах используют полупроводниковые выпрямители (вентили). Для получения напряжения, не зависящего от нагрузки и скорости вращения ротора, генераторы комплектуют регуляторами напряжения.
|
Рис. 26.4.Схема работы генераторной установки:
а — график изменения магнитного потока в зубце статора; б — график изменения трехфазового напряжения; в — схемы подключения обмотки возбуждения; t — время; Ф — магнитный поток; U — напряжение генератора; Т — период колебания; А, B и С — фазы; ОВ — обмотка возбуждения; РН — регулятор напряжения; VD — вентильные диоды; 1 — статор; 2 — ротор; 3 — выпрямитель; 4 — соединение «звезда»; 5 — соединение «треугольник»
На ТС чаще всего устанавливают бесконтактные, индукционные (индукторные) трехфазные генераторы переменного тока. У них отсутствует подвижный щеточный узел, поэтому они более надежны. В индукторных генераторах магнитный поток создают неподвижной обмоткой возбуждения. Ее катушку питают постоянным током от аккумулятора при пуске и от генератора при работающем двигателе. Обмотка возбуждения установлена на передней крышке. Для повышения степени изменения магнитного потока и мощности генератора во впадинах ротора установлены постоянные магниты (рис. 26.5).
Рис. 26.5.Устройство бесконтактного генератора:
а — схема работы генератора индукторного типа; б — устройство генератора; 1 — магнитопровод статора; 2 — ротор (стальная звездочка); 3 — задняя крышка; 4 — подшипник; 5 — вал; 6 — обмотка статора; 7 — обмотка возбуждения; 8 — магнитная система индуктора (втулка с фланцем); 9 — передняя крышка (часть магнитопровода); 10 — постоянные магниты; 11 — переключатель сезонного регулирования напряжения; 12 — интегральный регулятор напряжения; 13 — диоды; 14 — конденсатор; 15 и 16 — выводы обмотки возбуждения; 17 — выпрямитель; 18 — пластмассовые колодки; Б и Д — выводные клеммы
Генератор состоит из статора, ротора, обмотки возбуждения, вентилятора, передней и задней крышек, шкива. Статор собран из пластин электротехнической стали (высокая магнитная проводимость) с пазами. В эти пазы уложены катушки силовой обмотки. Три последовательно соединенные катушки образуют фазу генератора.
Фазы могут соединяться в «звезду» или «треугольник» (рис. 26.6).
Рис. 26.6.Схемы соединений обмоток статора:
а — соединение «звезда»; б — соединение «треугольник»
При соединении фаз в «звезду » концы всех фаз соединяют в общей «нулевой точке», которую изолируют в генераторе или выводят «нулевым проводом». При соединении фаз в «треугольник » концы фаз соединяют с началами смежных фаз. Точки соединения фаз соединяют с выпрямителем.
При соединении «треугольником» сила тока в цепи в 1,73 больше, чем при соединении «звездой». Такое соединение применяют для генераторов большой мощности.
При соединении «звездой» напряжение в цепи в 1,73 больше, чем при соединении «треугольником». Это наиболее распространенное соединение на автотракторных генераторах.
В качестве выпрямителей в генераторах используют полупроводники (диоды). Диоды проводят ток только в одном направлении. Выпрямители обеспечивают соединение цепи генератора с аккумулятором, однако благодаря полупроводниковым свойствам они предотвращают разряд аккумулятора, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумулятора. Каждая обмотка статора связана с двумя диодами (прямой и обратной полярности). Диоды прямой полярности пропускают ток положительного полупериода, а обратной полярности — отрицательного. У диодов прямой полярности с «массой» соединяют катод, а у обратной полярности — анод. Среднее выпрямленное напряжение составляет 64% максимального переменного напряжения, а число пульсаций соответствует удвоенному числу фаз (шесть за период).
Для нормальной работы электротехнических устройств, особенно контрольно-измерительных приборов, необходимо поддерживать в сети постоянное напряжение. Кроме того, необходимо, чтобы генератор подключался к сети, когда его напряжение больше аккумуляторного, и отключался от сети при значениях, меньше, чем напряжение АБ.
Превышение допустимой нагрузки на генератор может стать причиной падения напряжения и его перегрева. Необходимо путем ограничения силы тока, отдаваемого генератором, защитить его от перегрузок.
Напряжение, которое должен вырабатывать генератор: зимой — 14,3…15,2 В, летом — 13,2…14,1 В, что решается с помощью регуляторов напряжения.
Существуют три типа регуляторов напряжения: вибрационное реле, контактно-транзисторный регулятор и бесконтактное электронное интегральное устройство.
В настоящее время используют интегральные регуляторы напряжения (ИРН). Они надежны, компактны и не нуждаются в регулировании (рис. 26.7). Принцип действия ИРН основан на том, что при изменении силы тока в обмотке возбуждения изменяется выходное напряжения генератора. Элементы схемы изготовлены по тонкопленочной технологии и залиты герметизирующим составом. ИРН имеет выводы, посредством которых регулятор подключается к генераторной установке. У разных ИРН обозначения выводов и их число различаются.
Рис. 26.7.Интегральный регулятор напряжения:
а — схема включения в состав генераторной установки; б — общий вид; 1 — генератор; 2 — переключатель сезонного регулирования напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 — обмотка возбуждения; 5 — контакты замка зажигания; 6 — резистор; 7 — обмотка статора «звезда»; 8 — выпрямитель; 9 — конденсатор; 10 — аккумулятор; В — к замку зажигания и выпрямителю; Д — к обмотке возбуждения; Р — к переключателю сезонного регулирования; Ш — шунтирование тока от регулятора к обмотке возбуждения