Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи




 

Задачи контрольного этапа:

· оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы;

· сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы.

Задания для контрольного опроса распределены аналогично опросу №1:

1 - проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм;

2 - выявление умения детей пользоваться суффиксами, образующими новые слова;

3 - выявление умения детей образовывать слова с помощью приставок.

4 - оценка умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

5 - выяснить умение детей дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы.

Результаты повторного обследования:

Повторное диагностирование уровня развития глагольных форм показало следующее:

 

Таблица 2 Показатели умения детей старшей логопедической группы образовывать слова-действия на конец эксперимента

ФИ Задание Баллы
           
Ярослава Г.              
Михаил С.              
Егор К.              
Максим Л.              
Алиса К.              
Павел Г.              
Данил Ю.              
Никита К.              
Римма Л.              
Алексей К.              

Из таблицы, видно, что в данной группе восемь детей, набрали от 9 до 12 баллов, что соответствует высокому уровню усвоения учебного материала; 2 человека из 10 (20%) показали средний уровень усвоения учебного материала, то есть набрали баллы от 8 до 5; детей, показавших низкий уровень усвоения материала нет.

 

 

Вывод: при проведении повторного обследования отмечено, что у детей старшей группы значительно возросло умение образовывать различные глагольные формы, но нет ни одного человека, который набрал бы максимальное количество баллов после выполнения всех заданий.

Даже, если дети набрали одинаковое количество баллов на обоих этапах эксперимента, то, наблюдая за тем, как они выполняют задания, при повторном обследовании можно заметить, что:

- выполнение заданий стало занимать меньший промежуток времени;

- допускается меньшее количество ошибок и недочётов.

 


Заключение

Использование различных методов обучения детей 5-6 лет словообразованию в процессе повседневной жизнедеятельности способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал. Усвоение способов словообразования повышает уровень общего развития детей, способствует развитию речевых навыков.

В результате исследования, выявлено существенное значение систематической работы по обучению способам словообразования, а использование при этом наглядных средств, дидактических игр, игр с мячом и других методов и приемов, позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

Дети:

- активнее работают;

- внимательнее слушают объяснения;

- увереннее делают самостоятельные выводы;

- быстрее находят верный способ словообразования, использования в речи того или иного слова, сочетания слов и прочно их запоминают;

При обучении детей старшего дошкольного возраста необходимо опираться на имеющийся жизненный опыт, уточнять, активизировать и обогащать их словарный запас.

В результате исследовательской работы нами был подобран комплекс наглядных средств обучения, используемый при обучении способам словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР (приложение №1).

Результаты исследования доказали эффективность предложенной системы методических приёмов и подтвердили выдвинутую гипотезу. Итак, мы рассмотрели методы и приемы обучения словообразованию, подтвердили важность их использования в повседневной жизнедеятельности с детьми с общим недоразвитием речи. Также предложенная система мероприятий может быть использована и в работе с детьми с нормой речевого развития.

 


Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку у дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования//Филологические науки. - 1960, №2.

3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. - 1998.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.: Просвещение, 1981.

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Педагогика, 1961.

8. Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 1984.

9. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина -2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1985.

11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 1994.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

14. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование, М., 1973.

15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999.

16. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.:П., 1968.

17. Лингвистический энциклопедический словарь /Главн. ред. В.Н.Ярцева. – М., 1990.

18. Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.

19. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.

20. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М.: Аквариум, 1995.

21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

22. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

23. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

24. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1995.

25. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

26. Подласый И.П. Новый курс: учебник для студ. педвузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.

28. Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.

29. Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Просвещение, 1994.

30. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000.

31. Современный русский язык в трех частях/Шанский Н.М., Тихонов А.Н.., ч.2. Морфология. - М., 1981.

32. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

33. Титов В.А. Дошкольная педагогика (конспект лекций). - М.: «Приориздат», 2002.

34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972.

35. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.

36. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. - 2004, №4.

37. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

38. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.

39. Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

40. Филичёва Т.Б., Тучкова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Просвещение, 1999.

41. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Просвещение, 1994.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Педагогика, 1991.

43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Педагогика, 1993.

44. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. - 6-е изд. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000.

45. Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1997.

46. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студентов выс. пед. заведений. - М.: изд. Центр «Академия», 2003.

47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.

48. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

49. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М.: Индрик, 2001.

50. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. – М.: Педагогика, 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: