Различия политических режимов новых независимых государств 2 глава




Укрепление позиций консервативных сил в Литве заставило Бразаускаса вернуться в политику. В 2000 году по итогам выборов в сейм на первом месте оказалась возглавляемая им и носящая его имя социал-демократическая коалиция, Однако при этом она получила лишь 31,1% голосов. Одновременно значительно укрепился в политической жизни Литвы либеральный лагерь, представитель которого политик-популист Роландас Паксас (бывший летчик-испытатель, мэр Вильнюса и премьер-министр) сумел победить Адамкуса на новых президентских выборах в декабре 2002 – январе 2003 года (в первом туре Адамкус получил 35%, Паксас – 19,7, во втором Адамкус – 45,1%, Паксас – 54,9). Однако через несколько месяцев после вступления нового президента в должность разгорелся громкий политический скандал, связанный с вскрывшимся фактом незаконного покровительства со стороны Паксаса российскому бизнесмену с криминальной репутацией Юрию Борисову. Весной 2004 году Паксасу был вынесен импичмент (первый импичмент президенту в истории Европы). Участвовать в новых выборах ему было запрещено судом. В результате летом того же года пост президента Литвы вновь занял Адамкус, на этот раз получивший во втором туре выборов на пять процентов голосов больше, чем кандидат от социал-демократов, Казимира Прунскене (премьер-министр Литвы в 1990-1991 гг.).

В 1999 году президентом Латвии, в условиях сложившегося равновесия сил, тоже стала представительница эмигрантских кругов – Вайра Вике-Фрейберга. Одним из основных претендентов на этот пост при голосовании в парламенте был известный композитор, культовая фигура советских времен Раймонд Паулс. Возглавляемая Паулсом партия выступала за смягчение позиции по вопросу предоставления гражданства русскоязычному населению и в отношениях с Москвой, проведение более социально-ориентированной внутренней политики. В течение нескольких туров голосования ни Паулс, ни другие кандидаты не смогли набрать необходимого числа голосов. В конечном итоге наиболее приемлемой компромиссной фигурой оказалась Вике-Фредберга. В 2003 году она была переизбрана на этот пост. В отличие от Адамкуса, Вике-Фрейберга была увезена родителями за границу еще ребенком – ее отец был латышским дипломатом, не пожелавшим после событий 1940 г. возвращаться на родину. В Канаде Вике-Фрейберга сделала карьеру ученого, став профессором психологии в Монреальском университете. Активно занимаясь общественной работой в рамках диаспоры, Вике-Фрейберга бывала в Латвии и в советский период. В середине 1990-х годов она перебралась в Латвию на постоянное место жительства и была избрана депутатом парламента.

Во многом схожей является биография Томаса Хендрика Ильвеса, избранного президентом Эстонии в сентябре 2006 г. в ситуации, подобной той, в которой Вике-Фрейберга впервые возглавила Латвию. Ильвес родился в 1953 г. в Стокгольме, куда его родители бежали в конце войны. Когда ему было три года, семья переехала в США. Он тоже изучал психологию и одно время преподавал ее в университете. С 1984 по 1993 г. работал в эстонской редакции радио «Свободная Европа» в Мюнхене. Получив гражданство независимой Эстонии, он отказался от американского и в 1993 г. впервые стал эстонским послом в США. Затем дважды занимал пост министра иностранных дел Эстонии, избирался депутатом эстонского парламента и Европарламента. Основным соперником Ильвеса в 2006 г. в ходе затянувшихся на два месяца выборов был А.Рюйтель, который еще в 2001 г. вернулся к власти и на этот раз добивался переизбрания. Поражение Рюйтеля на выборах 2006 года, вероятно, знаменует собой окончательный уход с политической сцены стран Балтии поколения политиков, выдвинувшихся в период Перестройки и борьбы за независимость. Одновременно, сложилась символическая ситуация, когда во всех трех странах на президентских постах оказались выходцы из эмигрантских кругов.

Особенности политического положения в Латвии, Литве и Эстонии на современном этапе

В начале XXI века правительства во всех трех балтийских республиках формируются, как правило, на основе широких коалиций различных политических сил. В каждой из трех стран действует 6-7 партий, имеющих реальное значение. Ни одна из них, заняв первое место на очередных парламентских выборах, не получает и трети голосов от общего числа поданных голосов, что и обусловливает коалиционный характер правительств. Причем роль ядра коалиции переходит от партии к партии, состав союзников тоже меняется. В этом смысле балтийские республики все больше начинают походить на страны Севера Европы.

В целом можно говорить о происходящей в последние годы стабилизации политических систем балтийских государств, которой способствует и экономическая стабилизация. Изменилась и политическая повестка дня в этих республиках: вместо вопросов отношения к советскому наследию и путей его преодолению на первых позициях оказались последствия европейской интеграции.


Тема 5

Белоруссия

Специфика географического положения и истории белорусских земель

Белоруссия занимает обширное пространство между Россией, Литвой, Польшей и Украиной. Через эту территорию проходят важнейшие транспортные коммуникации. В течение столетий по ней многократно продвигались армии различных воюющих государств. Однако сами белорусские земли почти лишены запасов полезных ископаемых, малопригодны для обработки и представляли собой в основном сплошные леса и болота. Долгое время они оставались малонаселенными, были почти лишены крупных городов. Поэтому, как правило, сами по себе они не были целью захватчиков.

В IX-XIII веках территория современной Белоруссии была частью Киевской Руси. Затем вошла в состав Литовского государства (первоначально именно эти земли именовались Литвой), а через несколько столетий вместе с ним в состав Речи Посполитой. Частью Российской империи территория современной Белоруссии оказалась в конце XVIII в. после разделов Польши. К тому времени уже сформировался белорусский этнос. В конфессиональном отношении он оказался расколот – большинство белорусов исповедовало православие, однако значительная их часть были привержены католицизму. Слово «белорусы» как общее самоназвание народа, и «Белоруссия» как название территории окончательно утвердились только после революции 1917 года.

Формирование белорусской государственности

25 марта 1918 г. представители национальных партий и движений в условиях немецкой оккупации провозгласили создание Белорусской народной республики. Однако германские власти не признали ее, продолжая осуществлять всю полноту управления на оккупированной территории. Атрибутов подлинной государственности БНР так и не приобрела. После ухода немецких войск на их место пришла Красная Армия и 1 января 1919 года была провозглашена Советская социалистическая республика Беларусь (позднее Белорусская советская социалистическая республика – БССР). Хотя советская власть в Белоруссии и строилась под опекой Москвы, все же, в отличие от БНР, это был уже реальный опыт самостоятельной государственности. В 1922 году Белоруссия стала одной из учредительниц Союза ССР.

В результате неудачи похода Красной Армии на Варшаву западная часть Белоруссии оказалась в составе Польши. В то же время в середине 1920-х годов Белоруссии были переданы обширные территории из состава РСФСР, включая, в частности города Могилев и Гомель. В 1939 году после «Освободительного похода» Красной Армии в Польшу территория Белоруссии была очень значительно расширена за счет присоединения западно-белорусских земель.

Автор статьи о белорусском национализме О.Буховец признает относительно создании БССР: «при всей декоративности этой государственности самого факта ее существования оказалось достаточно для укоренения белорусского национального самосознания. Того самого, которое в начале XX века в народе вообще отсутствовало».

Белоруссия в составе СССР

Происходившая в 1920-30-е гг. индустриализация привела к радикальным изменениям в структуре белорусской экономики. Появились новые отрасли промышленности. Стали расти города, особенно Минск. Экономические и социальные перемены способствовали русификации, поощряемой союзным руководством. В 1930-е гг. Белоруссию в полной мере затронули Сталинские репрессии.

Чрезвычайно сильно, даже по сравнению с другими территориями Советского Союза, белорусские земли пострадали в годы Великой Отечественной войны. В начале войны большая часть Белоруссии была довольно быстро захвачена наступавшими немецкими войсками. Однако в условиях жестокого оккупационного режима на территории республики развернулось мощное партизанское движение, в каждом городе и крупном населенном пункте действовало подполье, которое восстанавливалось, несмотря на постоянно проводимые кровавые репрессии. Многочисленные партизанские отряды наносили удары по коммуникациям оккупантов, удерживали под своим контролем значительные территории. Ареной ожесточенных военных действий территория Белоруссии стала в ходе боев за ее освобождение в 1944 г. В годы войны погиб каждый четвертый житель республики. Уничтожены сотни деревень. Многие города были полностью разрушены (Минск и Витебск входят в число наиболее пострадавших от войны городов мира). В то же время память о героическом периоде борьбы против оккупантов, оплаченных дорогой ценой, но славных победах стала важным фактором формирования политического сознания и идентичности жителей Белоруссии в последующий период. Это нашло свое выражение и в появлении новых традиций, например ежегодного празднования 3 июля дня освобождения Минска с проведением парада бывших партизан. Выдвигая в качестве аргумента особую роль двух советских республик в борьбе с гитлеризмом, Сталину удалось добиться для Белоруссии и Украины отдельного членства в ООН. Из руководителей и участников партизанского движения сформировалась новая политическая элита республики, несколько поколений которой последовательно руководили Белоруссией вплоть до рубежа 1980-90-х годов.

Восстановленную Белоруссию называли «сборочным цехом» Советского Союза. В лишенной полезных ископаемых, но обладающей подготовленными трудовыми ресурсами, развитой системой коммуникаций, качественными образовательными учреждениями республике развивались такие отрасли производства как наукоемкое машиностроение, электротехническая промышленность и т.д. Предприятия быстро растущих белорусских городов имели сотни поставщиков разбросанных по всей территории Советского Союза, а выпускаемая ими продукция предназначалась для всего емкого советского рынка. Благодаря финансовым дотациям из союзного бюджета на территории Белоруссии были проведены также масштабные мелиоративные работы, ставшие одним из факторов подъема сельского хозяйства. Рост городов и перемены на селе способствовали дальнейшей русификации республики. Уровень жизни в Белоруссии в 1970-80-е годы, хотя и уступал прибалтийскому, был все же одним из самых высоких в Союзе.

В массовом сознании жителей СССР Белоруссия имела репутацию республики, где больше порядка и меньше воровства, а у власти стоят честные и дельные люди. В самой Белоруссии высок был, в частности, авторитет Петра Мироновича Машерова, занимавшего пост первого секретаря ЦК компартии Белоруссии в 1965-1980 гг. Неожиданная гибель Машерова в автомобильной катастрофе (единственное подобное событие среди советской политической элиты того времени) породила ходившую в народе легенду, согласно которой Брежнев хотел сделать Машерова своим преемником и поручить ему призвать к порядку коррупционеров, но те сумели расправиться с ним.

Демократическое и националистическое движение в Белоруссии в период Перестройки

Развитие ситуации в Белоруссии в период Перестройки имело свои отличия от всех других регионов европейской части СССР. С одной стороны в Минске, подобно Москве, Ленинграду и Киеву во второй половине 1980-х годов, тоже происходило оживление общественно-политической жизни, формирование организаций демократической направленности, рост оппозиционных настроений среди интеллигенции. Оживилась и национальное движение (при этом в отличие от Украины здесь не было разительных отличий в развитии и силе национального движения на востоке и западе республики). По примеру прибалтийских республик был образован Белорусский народный фронт «Адраджэньне» («Возрождение»).

С другой стороны, большинство населения Белоруссии не проявляло энтузиазма по поводу радикализации перестроечных процессов. Хотя партийное руководство республики занимало довольно пассивную позицию, ситуация в Белоруссии оставалась стабильной, а на выборах народных депутатов в начале 1990 года оппозиционным силам, и то преимущественно их умеренному крылу удалось добиться лишь ограниченных успехов.

С.Шушкевич и становление независимости Белоруссии

Провал августовского путча изменил соотношение политических сил и в Белоруссии. 25 августа 1991 г. Белоруссия официально объявила себя независимым государством. Деятельность коммунистической партии была официально приостановлена. В сентябре 1991 г. председателем Верховного Совета республики стал ученый-физик Станислав Шушкевич. Страна была переименована в республику Беларусь, а ее символика была заимствована у БНР и Великого княжества Литовского.

До того как он в 1990 г. был избран депутатом, Шушкевич занимал пост проректора по науке Белорусского государственного университета и не имел политического опыта. Принадлежа к умеренно-демократическому лагерю, он первоначально, как представитель оппозиции, стал первым заместителем председателя республиканского совета и сотрудничал с коммунистическим руководством. Однако, встав у руля республикой в новых условиях, Шушкевич готов был на поддержку решительных действий. Расчеты окружения Б.Ельцина, надеявшегося ликвидировать союзные органы власти при распространении своего влияния на ряд бывших союзных республик, привели к тому, что именно на территории Белоруссии, в Вискулях, были подписаны соглашения, положившие конец существованию СССР, а Минск был провозглашен номинальной столицей создаваемого СНГ.

После обретения независимости руководители Белорусского народного фронта попытались развить успех и добиться скорейшего роспуска Верховного Совета и принятия новой конституции. Однако этого им сделать не удалось: депутаты согласились лишь сократить срок своих полномочий с 5 до 4 лет. Новая конституция, предусматривавшая переход к президентской форме правления вступила в действие лишь весной 1994 г. На лето того же года были назначены первые президентские выборы.

Приход к власти А.Лукашенко

После распада Союза Белоруссия столкнулась с огромными экономическими трудностями и социальными проблемами, которые не смогло решить новое руководство республики. Уровень жизни резко снизился. Темпы инфляции были даже гораздо выше, чем в России в тот период. Шушкевич становился все более непопулярным и постепенно отходил на второй план. В январе 1994 г. он и вовсе оказался смещен со своего поста.

Ключевой фигурой в управлении страной к тому времени стал премьер-министр Вячеслав Кебич. Республиканское правительство он возглавлял с 1990 г. и имел репутацию «крепкого хозяйственника». В первые дни после провала августовского путча дни Кебич заявил, что он сам и его министры выходят из КПСС. Это позволило ему тогда сохранить свой пост. Кебич выступал за медленные и постепенные перемены в экономике страны, оказывал в этом отношении противодействие Шушкевичу и пользовался большей популярностью. Именно он стал кандидатом от правящего лагеря на президентских выборах.

Основным соперником Кебича оказался депутат парламента Александр Лукашенко. Выходец из небольшого поселка в восточной части Белоруссии, историк по первому высшему образованию, в молодости он перепробовал себя в разных качествах – служил в погранвойсках и армии, работал в советских и партийных органах, в обществе «Знание», заместителем директора комбината стройматериалов. В 1987-94 гг. – директор совхоза. В первый раз Лукашенко и Кебич оказались соперниками в 1989 г столкнувшись в одном округе на выборах народных депутатов СССР. Кебич тогда одержал победу во втором туре с преимуществом в 1% голосов. В 1990 г. Лукашенко был избран в состав Верховного Совета БССР. Он стал единственным белорусским депутатом, проголосовавшим против ратификации Беловежских соглашений. В дальнейшем он приобрел также известность как председатель временной комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией.

Критикуя Кебича и других своих оппонентов за неспособность справиться с экономическими проблемами и за отказ от союза с Россией, привлекая избирателей популистской риторикой, Лукашенко сумел одержать убедительную победу в борьбе за пост президента республики. В первом туре президентских выборов, состоявшемся 23 июня 1994 г. Лукашенко набрал 44,8% голосов, во втором (куда вышел и Кебич), прошедшем 10 июля, – 80,1%.

Референдум 1995 и 1996 гг. и конституционная реформа

Авторитарный стиль руководства Лукашенко, провозглашение им курса на образование союза с Россией, переход к дотационной экономике вызвали недовольство различных политических сил сначала в Верховном Совете, а затем с трудом избранном (из-за низкой явки избирателей) новом парламенте страны. Основной линией политического размежевания в Белоруссии стали не идеологические и программные разногласия, а различия в отношении к действующему президенту. Так, например, пользовавшиеся в то время в республике значительным влиянием коммунисты раскололись на лояльную Лукашенко часть и его непримиримых противников.

Стремясь нанести поражение оппозиционному ему парламенту, Лукашенко прибег к классическому для президентов с авторитарным стилем руководства способу – обратился через головы депутатов непосредственно к избирателям, вынеся на голосование ряд искусственно связанных между собой вопросов. В частности, на референдумах, проведенных в 1995 и 1996 годах, перед гражданами республики были поставлены вопросы о продлении срока полномочий действующего президента до 2001 года, реформе парламента, о придании русскому языку статуса государственного наряду с белорусским, о возвращении к несколько видоизмененной советской символике и др. По всем вопросам предложения Лукашенко были поддержаны. В дальнейшем ряд представителей оппозиции подверглись репрессиям, гражданские свободы оказались ограничены.

Противостояние президента и оппозиции во второй половине 90-х- начале 2000 гг.

Потерпев поражение на референдумах и фактически утратив свое представительство в реформированном парламенте, оппозиция Лукашенко во второй половине 1990-х годов попыталась сделать ставку на непарламентские методы борьбы, организуя различные митинги, демонстрации и другие акции протеста. При этом Лукашенко на основе факта бесследного исчезновения ряда оппозиционных деятелей предъявлялись обвинения в организации политических убийств (представители правящего лагеря заявляли, что оппозиционеры специально прячутся для того, чтобы скомпрометировать президента). Не признавая решение референдума о продлении срока президентских полномочий, оппозиция в мае 1999 г. попыталась собственными силами организовать новые выборы главы государства, однако, это только привело к дополнительным расколам в ее лагере. Мощное давление на белорусского президента было также оказано со стороны стран Запада. Однако оно скорее сыграло на руку Лукашенко – заняв жесткую позицию, он укрепил ряды своих сторонников.

К 2000 году оппозиция в Белоруссии, не сумев переломить ситуацию в свою пользу, снизила активность и стремилась избежать решающей схватки. Не имея шансов на победу, оппозиционеры бойкотировали новые парламентские выборы, а на президентских решили не бросать в бой свои основные силы.

Подавляющее большинство из 110 депутатов Палаты представителей парламента республики, избранных в октябре 2000 года в ходе двухтурового голосования позиционировали себя как независимые. Остальные места заняли представители коммунистов, аграриев и некоторых других партий (включая «социалистическую спортивную»).

На состоявшихся 9 сентября 2001 г. президентских выборах Лукашенко набрал 75,6% голосов избирателей, опередив объединенного кандидата оппозиции (15,4%) В.Гончарика и «технологического» кандидата от либерально-демократической партии С.Гайдукевича (2,5%).

Современная политическая ситуация в Белоруссии

После событий 2000-2001 гг. белорусская оппозиция продолжала вести себя достаточно пассивно, организуя лишь единичные акции протеста. Ослабло также давление на Белоруссию западных стран. Сохранению позиций Лукашенко способствовал начавшийся в стране экономический подъем, одним из важнейших факторов которого стало сохранение для Белоруссии низких цен на получаемые из России нефть и газ при общем их резком росте на мировом рынке. В то же время политика Лукашенко по-прежнему сталкивалась с серьезными проблемами в экономической и внешнеполитической сферах. Уровень жизни в стране по европейским меркам оставался очень низким.

Обострение общественно-политической борьбы в Белоруссии началось с приближением новых выборов и под влиянием революционных событий в соседней Украине. Тем не менее, в итоге состоявших в октябре 2004 г. выборов в Палату представителей Лукашенко вновь удалось получить полностью лояльный и управляемый парламент, почти на 90% состоящий из «независимых депутатов» и свободный от оппозиционеров. На президентских выборах 2006 г. Лукашенко, по официальным данным, добился еще более впечатляющего успеха, чем на предыдущих – 82,6% голосов уже в первом туре. Основной кандидат от демократического лагеря Александр Милинкевич официально получил лишь 6% голосов. Масштабных выступлений протеста против итогов выборов оппозиции организовать не удалось, и в ее рядах вновь последовали расколы. Однако есть основания полагать, что критическое отношение к Лукашенко в белорусском обществе имеет тенденцию к росту. Косвенным подтверждением этого стал фактический запрет на проведение в стране независимых социологических опросов.

Оценка перспектив Союза России и Белоруссии

Начавшееся после прихода к власти Лукашенко сближение между Россией и Белоруссией и оформление в 1996 г. Сообщества, а в 1997 г. Союза между двумя государствами воодушевили сторонников восстановления российской державности. Однако, несмотря на декларируемые шаги, в реальности процесс сближения России и Белоруссии пробуксовывает в течение многих лет. Как правило, данная тема вновь поднимается белорусским президентом в условиях обострения политической борьбы, в частности приближения новых выборов. Примечательна также активность, которую Александр Лукашенко проявлял в конце 1990-х годов, в период решения вопроса о преемнике Б.Н.Ельцина, устанавливая напрямую связи с российскими регионами и их лидерами. Это дает дополнительные доводы тем, кто заявляет, что Лукашенко стремится только к такому союзному государству, в котором он сможет иметь все шансы занять высший пост. С другой стороны пространство для маневра у Кремля в отношении Белоруссии отсутствует – других актеров кроме Лукашенко и прозападно настроенной оппозиции на ее политической сцене этой страны не осталось.


Тема 6

Украина

Вопрос о древних истоках украинской государственности

Одним из наиболее дискуссионных и политизированных вопросов в современной украинской историографии является проблема исторического наследия и преемников Киевской Руси. Один из подходов, находивший поддержку и на официальном уровне, считает украинское государство, в отличие от российского, прямым наследником древней Руси, а само Киевское государство именует «средневековой украинской державой». Согласно другому подходу, получающему большее распространение в последние годы, Киевская Русь, как и большинство других подобных государственных образований раннего Средневековья не имеет прямых преемников в современном мире, и на ее историческое наследие в равной мере могут претендовать несколько стран и народов. В любом случае политико-государственная традиция современной Украины все же возводится к Киевской Руси.

Формирование и развитие Галицко-Волынского княжества («нового европейского государства») рассматривается уже как непосредственный источник государственности Украины, начало собственно украинской истории. С 1272 г. центром этого княжества стал г. Львов. В середине XIII века украинские земли, также, как и княжества северо-восточной Руси, подверглись нашествию монголо-татар. Затем были завоеваны Литвой, частично Польшей и в XVI в. объединены в составе Речи Посполитой.

Важным моментом в формировании политико-государственной традиции Украины, стало также существование, начиная с XVI века, казацкой вольницы в землях приграничных с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством и Московским государством. Центром этой вольницы была Запорожская Сечь. Казаки создали свою систему управления во главе с выборным гетманом – начальником войска.

Особенности исторического развития и формирования политических традиций Востока, Запада и Юга современной Украины

В середине XVII века Левобережная Украина (к востоку от Днепра) и Киев вошли в состав России, однако в течение нескольких десятилетий казаки и их гетманы колебались между верностью России, службой Польше и идеей независимости. В петровские времена после поражения и бегства перешедшего на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы, начинается укрепление российской власти в Левобережной Украине. При Екатерине II автономия украинских земель в составе России была ликвидирована. После разделов Польши в конце XVIII века в состав Российской империи вошла и Правобережная Украина. Вместе с прежними владениями эти территории составили так называемую Малороссию и подверглись значительной русификации.

Однако часть западно-украинских земель по итогам разделов Речи Посполитой досталась Габсбургом и до советского времени так никогда и не находилась под властью Москвы или Петербурга. Отсюда различия между Востоком и Западом Украины, особенно Галицией с центром в Львове, где политическое, религиозное и культурное влияние европейских центров было наиболее значимым. Различия эти усугубились, когда в последней трети XIX – начале XX века на ряде территорий Восточной Украины, проходил промышленный бум, росли крупные города, формировались новые экономические районы (Донбасс) и все это сопровождалась значительными миграциями населения, в т.ч. из центральной России. Одновременно Галиция, в силу общих тенденций, характерных для Австро-Венгрии, с точки зрения развития национального самосознания и национальной идеологии опережала другие украинские земли.

Юг Украины – нынешняя территория Одесской, Николаевской, Херсонской областей, а также Крым – по сути представляет собой переселенческую территорию, имеющую много общего с равнинными и приморскими районами Северного Кавказа и вместе с ними составляет так называемую Новороссию. Эти провинции были завоеваны Царской империей тоже в конце XVIII столетия и имели в то время немногочисленное, преимущественно кочевое население. После включения в состав России, на эти земли хлынул поток переселенцев – русских, украинцев, евреев, греков, болгар и др. Некоторые отличия в этом отношении были свойственны лишь Крыму, с древнейших времен входившему в орбиту различных цивилизаций. Однако Екатерина II перед окончательным присоединением Крыма добилась вывода из него всего христианского населения, а значительная часть мусульман после ликвидации Крымского ханства бежала в Турцию. В результате полуостров обезлюдел, и его освоение в значительной степени началось заново. С рубежа XVIII-XIX веков в Новороссии стало развиваться земледелие, быстро росли новые портовые города (особенно Одесса), затем появились курорты, индустрия отдыха. Переселенческий характер территорий и другие особенности определили эволюцию местного менталитета – от мультикультурного космополитизма, сочетавшегося с преданностью обеспечившей завоевание державе к четкой региональной идентичности при отсутствии собственных государственных традиций.

Украина после распада Российской империи, установление советской власти

Накануне и в годы первой мировой войны происходит дальнейший рост националистических настроений, как в Галиции, так и на украинских землях, подвластных России. После февральской революции на Украине созывается парламент – Центральная Рада, провозглашающий автономию, так и не признанную Временным правительством. В ноябре 1917 года Центральная Рада провозглашает Украинскую народную республику, находящуюся в федеративных отношениях с Россией. В январе 1918 г. новым законом (Универсалом) провозглашается независимость. Тогда же Центральная Рада была изгнана из Киева Красной гвардией, но, заключив союз с германскими и австро-венгерскими войсками, сумела вернуться. В дальнейшем украинское правительство признало Брест-Литовский мирный договор. Однако, представители Германии и Австро-Венгрии, чьи войска оккупировали Украину, сделали ставку на бывшего царского генерала Павла Скоропадского, провозглашенного гетманом. Центральная Рада была разогнана, а вместо Украинской народной республики провозглашена Украинская держава. В конце 1918 г. после ухода оккупантов, УНР была восстановлена, а власть в ней перешла в руки Директории во главе с Симоном Петлюрой. Одновременно во Львове была провозглашена Западноукраинская народная республика. Весной 1919 г. в Харькове была провозглашена Украинская социалистическая советская республика (УССР). Примерно в то же время на Украину вступили войска Добровольческой армии генерала Деникина, выступавшего за восстановление «единой и неделимой» России. В дальнейшем контроль над той или иной частью украинских территорий неоднократно переходил от одних участников гражданской войны к другим. На ее заключительном этапе основное противоборство развернулось между Советской властью и Польшей. По Рижскому миру 1921 г. в составе польского государства были закреплены не только Галиция, но и часть Правобережной Украины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: