Способы проблемного обучения.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По ПМ01 «Преподавание по программам начального общего образования»

Тема: Использование проблемных ситуаций как одно из средств содействия формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Выполнила: студентка 4 курса

243 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в

начальных классах»

Николаева

Диана Альбертовна

Руководитель: Емельянова

Наталья Сергеевна

Ижевск, 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Основы формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников

1.2. Методика использования проблемных ситуаций в начальной школе

1.3. Влияние проблемных ситуаций в содействии формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников

Вывод по теоретической главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В СОДЕЙСТВИИ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и этапы проведения констатирующего эксперимента

2.2. Организация и проведение формирующего этапа исследования

2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента

Вывод по практической главе………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственные качества. Глубокие социально- экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке нравственных людей, которые обладают не только знаниями, но и всеми качествами, которыми должен обладать нравственный человек.

Во-вторых, в современном обществе ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивной, так и негативной стороны, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственных качеств.

В-четвертых, научение нравственными знаниями важно и потому, что они не только дают знания младшему школьнику о нормах поведения, принятых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях определенного поступка.

Проблема исследования заключается в том, как проблемные ситуации содействуют формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника?

Цель исследования: применить проблемные ситуации как средство содействия формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.

Предмет исследования: проблемные ситуации как одно из средств содействия формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Гипотеза: в формировании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника возможно использование проблемных ситуаций

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме

Определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности младших школьников в контрольном и формирующем классе

Разработать рекомендации для учителя начальных классов по формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся

Методы исследования:

Теоретические: анализ, сравнение, обобщение

Эмпирические

Методы математической обработки результатов диагностики

Методологическая основа: проблемами духовно-нравственных качеств младших школьников занимались такие отечественные педагоги и психологи, как В.А.Сухомлинский, Т.И.Петракова, А.А.Калюжный, Н.К.Крупская, Л.И.Матвеева.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49» г.Ижевска

Практическая значимость состоит в том, что на основе разработанных теоретических положений и выводов, которые содержатся в курсовой работе были составлены рекомендации для учителя начальных классов по формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Структура курсовой работы: титульный лист, две части: теоретическая и практическая, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Основы формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников один из главных вопросов в школе, потому что не только в семье возникает происходит формирование духовно-нравственных качеств ребенка, а также и в школе. Младший школьник живет в сфере, где множество факторов действует на него, как с позитивной стороны, так и с негативной. Поэтому учитель начальных классов становится главным воспитателем детей, и именно он обязан воспитать хорошего, высоконравственного, ответственного, правильного гражданина, открыть его внутренний мир, сформировать его не только духовно, а также сформировать с нравственной стороны. Под формированием духовно-нравственных качеств понимается умение человека сознательно проявлять отношение к себе, а также к другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Чтобы понять суть формирования духовно – нравственных качеств рассмотрим подробнее.

Духовность- отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Слово дух, в свой черед, выражается как мнение, обозначающее невещественное начало, в различие к природному материальному. Временами под духом понимается сознание и мышление, а иногда дух выступает как синоним воли, чувства, воображения, интуиции. Духовность рассматривается как сопереживание человеком единства его наружного и внутреннего бытия, а также установление гармонии внешнего и внутреннего.

Процесс духовного развития есть в то же время и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром людей и вещей. Сфера духовной жизни - это не просто изучение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь понимание и переживание личного жизненного опыта.

Нравственность в толковом словаре С.И.Ожегова определяется, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [11, 43]

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Духовность и нравственность взаимосвязаны, может быть, поэтому так сложно развести эти понятия.

Т.И. Петракова считает, что между понятиями «духовность» и «нравственность» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом». Классическая формула «дух творит себе формы», является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью. [10, 67]

Что же такое качество?

Качество- совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других, придающих ему определенность.

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие определения.

Следовательно, духовно-нравственные качества - это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

1.2. Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания

На основе лингвистического определения, проблема-это задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие " проблема" отождествляют с понятием " вопрос" и " задача" проблему в обучении связывают с проблемой в общеупотребительном ее значении. Главная особенность всех проблем состоит в том, что, во-первых, они заключают в себе противоречие, а, во-вторых, эти противоречия носят объективный, не зависящий от человека характер. Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть эксплицитными (т.е. ясными, высказанными до конца) или имплицитными (т.е. не явными, не выраженными, скрытыми). Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено, проблема перестает быть проблемой [8,с.7].

Как уже было сказано, проблемное обучение реализуется с помощью проблемных ситуаций. Проблемная ситуация- это, по определению А.М.Матюшкина, "особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия" [22,с.193].

Иначе говоря, проблемная ситуация- это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, знаний и он должен сам их искать.

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

Итак, проблемная ситуация возникает лишь тогда, когда для осмысления чего- либо или совершения каких- то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, то есть имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее и ощущаемое противоречие. Желание это возникает не при всякой проблемной ситуации. Для того, чтобы оно появилось, нужно соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильны, так как часть необходимых знаний у них есть [ 13,с. 320].

Также важным элементом в проблемных ситуациях, без которого невозможно целенаправленно их создавать и использовать, являются возможности учащегося, включающие интеллектуальные способности и достигнутый им уровень знаний. Главная характеристика этих возможностей при постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, заключается в том, что с помощью достигнутых знаний и способов действия ученик не может выполнить поставленного задания, но они должны быть достигнуты для самостоятельного анализа (понимания) содержаний и условий выполнения задания.

Таким образом, проблемная ситуация включает три главных компонента:

1) неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной;

2) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

3) возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного [8, с.11].

Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций [8,с.20].

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

- формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление " психологической инерции" и др.) [34, с. 64].

В ходе урока изучается объективная проблема (человека, природы, общества, науки, техники, искусства), она предъявляется ученику в форме проблемной задачи, т.е. формулируется учебная проблема. В этот момент происходит включение проблемной ситуации. Дидактический и психологический процессы накладываются друг на друг [8, с.23].

Особенности методики.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

I этап — постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап — отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб ной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Способы проблемного обучения.

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка вопроса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: