Тематический блок 4. СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ




М. Горький «Старуха Изергиль» Легенда о Данко Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Это человек, который старается стереть из людской памяти подвиг Данко, т.к. это упрек его собственной трусости. Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Возможные тезисы: - смелость спасает чужие жизни - смелость необходима в любви (в данном случае к людям), т.к. она позволяет принести счастье окружающим, тем, кого любишь - слабый духом человек, который не может преодолеть свой страх, - трус - сила воли позволяет человеку совершать смелые поступки
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами, в финале повести едет к императрице, чтобы заступиться за любимого человека.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли с Ленским,и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Смелость проявляет Татьяна: влюбившись в Онегина, она решается открыть ему свои чувства и пишет письмо. Этот шаг продиктован любовью и готовностью за нее бороться, поэтому заслуживает уважения.
М. А. Шолохов «Судьба человека» Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого! Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен «), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...». Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она — мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова — веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина... «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Остап, сын Тараса Бульбы, героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Остап всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас, который тоже не побоялся отдать жизнь за то, во что он верит. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.
И.С. Тургенев «Ася» Господин Н.Н. – 25-летний молодой человек, путешествующий, по его словам, «безо всякой цели, без плана. Герой знакомится в германском городке с удивительной парой – с Гагиным и Асей. Гагин представляет Асю, как свою сестру. Ася - это девушка, сводная сестра Гагина – личность юная, искренняя и неординарная, способная к различным выходкам, замкнутая в себе. Она не умеет вести себя, как подобает девушке. Поведение ее можно охарактеризовать, как подростковое. Но при этом она честна и правдива в своих словах и чувствах. Гагин и Ася влюбляются друг в друга. Кульминацией произведения является признание Аси. Эта юная девушка готова ради любви на все, она сама назначает свидание возлюбленному, не заботясь о своей репутации, но наш герой не принимает ее откровение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно?». Мы видим страх перед ответственностью, нежелание жертвовать мнимым благополучием и спокойствием ради настоящих чувств. Такой поступок имел необратимые последствия, и та любовь, которая практически свершилась – развеялась, словно дым. Гагин забирает Асю в другой город и у нашего героя больше не будет возможности встретиться с ней и все ей сказать. В конце повествования мы видим, как герой раскаивается в своем малодушии, ведь он остается в одиночестве. Конечно, в его жизни были иные женщины, но Ася – единственная, кто смог по-настоящему полюбить его и кого полюбил он.
А. Дюма «Три мушкетера» Во всех испытаниях герои остаются смелыми. Смелость – самое главное качество, которое их объединяет и которое вызывает у них уважение. Именно за храбрость Дартаньян был принят в круг друзей.
М.Ю. Лермонтов «Бородино» Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой. Он рассказывает о битве, в которой каждый солдат стоял насмерть, потому что сражался за свою Родину, хотя каждый из них хотел жить.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Не боится полностью поменять свою жизнь юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: «Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ». «На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен, он не отказался от своих идеалов, несмотря на то что ради них пришлось пожертвовать жизнью.
В. Быкова «Сотников» В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом". Он всегда отличался стремлением уйти от наказания, вывернуться. Так и на войне он словно продолжает эту игру, игру с жизнью: идёт на сделку с фашистами, думая, что и здесь в очередной раз ему как-нибудь удастся спастись, убежать, думая, что «чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит…». Но предательство приводит к душевной смерти, трусость — к нравственному опустошению. Именно он казнит Сотникова, своего бывшего товарища. Назад, к своим товарищам, своему народу уже нет пути. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Сотников, всегда стремившийся к справедливости, ёщё до войны никогда не подводивший своих товарищей, проявил смелость на войне, сражаясь за страну, понимая, что от него зависит судьба людей тех, кто рядом (партизан, ждущих его с продуктами, Дёмичихи с детьми, старосты, не сообщившего немцам о них). Он всё берёт на себя, пытается хоть в последние минуты спасти тех, кому грозит гибель. Не о себе, не о своей жизни думает он, а о других. Хотя, конечно, и ему, как и всем, хочется жить. Но он думает о том, как достойно встретить смерть, не быть трусом, а проявить решимость и смелость в последние минуты своей жизни. Погибают Сотников, Демичиха, староста, никого не пощадили враги. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.
М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый Пискарь" Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находить в безопасности, но обратной стороной такого существование стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, он понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из безопасности. Так он и умер, не познав в этой жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: