РЕЧЬ
Речь – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.
Речь – наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.
Речь является основой мышления.
В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов.
Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. “Слово лечит, слово - ранит”.
Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.
Различают внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека.
Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).
Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.
Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.
Внутренней речью называется речь “про себя”, которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
|
В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей - слева).
Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правильное понимание речи других людей, узнавание слов. Его нарушение приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.
Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.
Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).
Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульварной группы черепно-мозговых нервов.
Речь имеет свои свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
|
Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции:
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Для медработника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.
|
Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию.
Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.). Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное “Я”; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать “барьеров общения”.
Расстройства речи
Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.
Афония – временная функциональная потеря голоса.
Афазия – расстройства речи. Выделяют виды афазии:
§ сенсорная афазия – нарушается восприятие обращенной речи.
§ моторная афазия – неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.
§ амнестическая афазия – забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
Аграфия – расстройства письменной речи.
Алексия – расстройство чтения.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
“Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни - роскошь человеческого общения”.
А. Сент-Экзюпери
“Научиться общаться, труднее, чем слетать на Луну”.
В. Леей
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом. Этому и будет учить вас раздел психологии – психология общения.
Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие “общение”.
Человек – существо общественное и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.). Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей: общественные и межличностные.
Общение – универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, переговоры) – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.
Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты – не с этого ли начинается любое дело?
Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Задача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор, создавать положительную психологическую атмосферу.
Таким образом, общение – сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.
Социальная психология, как отрасль общей психологии, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и малые группы, коллективы, а также взаимоотношения людей в коллективах, положение личности в них и другие вопросы.
Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:
1. познание собеседника;
2. формирование доверительных отношений с ним;
3. собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.).
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности – например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным
В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и тоже.
Общительность – склонность общаться.
Коммуникабельность – способность общаться.
Коммуникация – более широкое по объему понятие, нежели общение.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.
Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно:
1. достижение взаимопонимания партнеров;
2. лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Содержание общения
Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт.
Например: преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) – житейский опыт.
В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, совместная деятельность.
Например: коллектив медработников обсуждает состояние тяжелобольных. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в выпускном классе.
Группа конструкторов создает новый самолет.
Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.
От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.
Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.
Контрольные задания в тестовой форме
Выберите правильный ответ:
1. Отсутствием памяти называется:
1) амнезия;
2) гипомнезия;
3) парамнезия.
2. Афазия относится к расстройствам:
1) речи;
2) памяти;
3) внимания.
3. Деменция переводится как слабоумие:
1) врожденное;
2) приобретенное.
4. Понижение чувствительности называется:
1) анестезией;
2) гипеостезией;
3) гиперстезией.