Контрольные задания в тестовой форме




РЕЧЬ

Речь – специфически человеческая норма психической дея­тельности, использующая средства языка.

Речь – наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг челове­ка. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутрен­них органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляю­щей силе слова. “Слово лечит, слово - ранит”.

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим по­нятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отноше­ния. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражает­ся личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологиче­ская и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слуша­ние) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого рече­вого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При па­тологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь “про себя”, которая проис­ходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доми­нантном полушарии (у правшей - слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височ­ной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правиль­ное понимание речи других людей, узнавание слов. Его наруше­ние приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их по­вреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других фак­торов. В частности, необходимыми являются определенный уро­вень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульвар­ной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выражен­ных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщен­ностью. По своей выразительности она может быть яркой, энер­гичной или, наоборот, вялой, бледной.

Бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей действитель­ности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источни­ком огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность вы­ражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слу­шать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получе­ния наибольшей информации и коррекции эмоционального со­стояния больного или неправильного отношения к своему само­чувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.). Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжела­тельное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять умест­ную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное “Я”; тема разговора и форма выражения мыслей дол­жны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуа­ции. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать “барьеров общения”.

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония – временная функциональная потеря голоса.

Афазия – расстройства речи. Выделяют виды афазии:

§ сенсорная афазия – нарушается восприятие обращенной речи.

§ моторная афазия – неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.

§ амнестическая афазия – забывание названия предметов. На­рушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.

Аграфия – расстройства письменной речи.

Алексия – расстройство чтения.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

“Жизнь - самая большая цен­ность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни - роскошь человеческого общения”.

А. Сент-Экзюпери

“Научиться общаться, труднее, чем слетать на Луну”.

В. Леей

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, кото­рому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родствен­никами и друг с другом. Этому и будет учить вас раздел психологии – психология об­щения.

Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизнен­ные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие “общение”.

Человек – существо общественное и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.). Общение – специфическая форма взаимодействия человека с дру­гими людьми как членами общества. В общении реализуются со­циальные отношения людей: общественные и межличностные.

Общение – универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, перегово­ры) – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.

Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты – не с этого ли начинается любое дело?

Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушива­ют ответы. Задача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный раз­говор, создавать положительную психологическую атмосферу.

Таким образом, общение сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людь­ми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаи­мопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

Социальная психология, как отрасль общей психологии, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влия­нием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и ма­лые группы, коллективы, а также взаимоотношения людей в кол­лективах, положение личности в них и другие вопросы.

Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:

1. познание собеседника;

2. формирование доверительных отношений с ним;

3. собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин­формацией между людьми.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаи­модействия между людьми для планирования и организации со­вместной деятельности – например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеж­дения собеседника.

3. Перцептивная сторона общения включает процесс воспри­ятия и понимания друг друга партнерами по общению.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет кон­кретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, конт­роль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говоря­щему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным

В последние годы в науке наряду с понятием общения ис­пользуется понятие коммуникация. Но это не одно и тоже.

Общительность – склонность общаться.

Коммуникабельность – способность общаться.

Коммуникация – более широкое по объему понятие, нежели общение.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информаци­ей, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринима­ют вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавли­вать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно:

1. достижение взаимопонимания партнеров;

2. лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Содержание общения

Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт.

Например: преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) – житейский опыт.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержа­нием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием об­щения является коллективное (групповое) решение задачи, совмес­тная деятельность.

Например: коллектив медработников обсуждает состояние тя­желобольных. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в выпускном классе.

Группа конструкторов создает новый самолет.

Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.

От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся си­стема общения данного лица.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конк­ретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

Контрольные задания в тестовой форме

 

Выберите правильный ответ:

1. Отсутствием памяти называется:

1) амнезия;

2) гипомнезия;

3) парамнезия.

 

2. Афазия относится к расстройствам:

1) речи;

2) памяти;

3) внимания.

 

3. Деменция переводится как слабоумие:

1) врожденное;

2) приобретенное.

 

4. Понижение чувствительности называется:

1) анестезией;

2) гипеостезией;

3) гиперстезией.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: