Доклад на тему «Национализм как политическая идеология»




 

Представления о нации неразрывно связаны с понятием национализма. Это — две стороны одного и того же явления. В практическом плане понимание взаимосвязи между нацией и национализмом важно в связи с межнациональными конфликтами внутри государства и между национальными государствами.

Национализм как идеология — сравнительно недавнее явление, он возник именно в связи со становлением нации.

Предполагают, что, как и вообще идеология, национализм возник во Франции конца ХVIII в. Б. Андерсон считает, что условием для распространения национализма стало появление печати, в результате чего возникла возможность синхронизации мыслей и чувств большого числа людей. Это создало условия для появления общности людей, которые, не зная друг друга, тем не менее воспринимали происходящие события сходным образом.

Что касается непосредственно самого факта возникновения национализма, Б. Андерсон пришел к выводу, что национализм возник естественным образом как замена трех уже более не убедительных основополагающих древних культурных преставлений. Данные представления позволяли утолить потребность общества в «братстве, власти и времени». Речь идет о следующих идеях:

1) Существование особенного письменного языка, дающего чувство причастности к истине и ощущение братства с теми, кто разделяет эту истину.

2) Организация общества естественным образом вокруг обособленных, высших центров, обладающих властью и лояльностью общества за счет всеобщей веры в богоизбранность этих центров.

3) Мировоззрение о темпоральности, в котором история и космология идентичны, а истоки людей и мира в основании своем тождественны.

Как и всякая идеология, национализм с самого начала выполнял политические задачи, возникавшие в процессе строительства нации и обретения ею суверенитета.

Прежде всего, это были задачи подрыва легитимности «старого» монархического порядка и легитимации нового, буржуазного общественного строя. Эти задачи были актуальны, и национализм был весьма мало обращен в прошлое — он был практическим и рациональным.

Иногда национализм считают идеологией индустриального общества, равноположенной либерализму и социализму. Если так, то надо учитывать тот факт, что реальные идеологические системы обычно имеют более сложную, гибридную структуру, так что националистическим может быть и социализм, и либерализм, и их космополитические разновидности.

Так как национализм – это идеология, то в нем заложены определенные принципы того, как устроен мир. В связи с этим, Э. Смитом были выведены следующие пять тезисов описывающих эти принципы:

1. Мир естественным образом разделен на нации, каждая из которых имеет свой особый характер и судьбу;

2. Нация — это источник всей политической власти, и лояльность к ней превосходит все остальные виды лояльностей;

3. Если люди хотят быть свободными и самореализоваться, они должны идентифицировать себя с нацией и осознавать свою принадлежность к ней;

4. Глобальные свобода и мир — это следствие освобождения и стабильности всех наций;

5. Нации по-настоящему могут стать свободными и выразить себя наиболее полно только в собственных суверенных государствах.

Национализм — не столько «учение», сколько особое устройство взгляда: «национальная идея» — не картинка, а окно, сквозь которое смотрят на мир, выискивая там интересное для «национального интереса»; хороший националист видит свой интерес везде. Поэтому интенсивные поиски «национальной идеи» — очень плохой признак. Если на эту тему много говорят и пишут, это означает одно из двух: либо этой идеи нет и неизвестно, где ее взять, либо она есть, но через предлагаемое окошко «ничего не видно», или ее почему-то стыдятся, как стыдятся рассматривания «неприличностей».

Национализм – одна из самых влиятельных политических идеологий новейшего времени.

На протяжении более чем ста лет, с первой половины XIX по вторую половину ХХ века, эта идеология успешно конкурировала с либерализмом и социализмом.

В период «холодной войны» национализм был оттеснен на периферию, так что стало казаться, что в недалеком будущем он окончательно сойдет с исторической сцены. Этого не произошло. Националистические идеи вновь обнаружили свой мобилизационный потенциал после 1989 года. В конце ХХ столетия в соответствии с базисным принципом национализма – принципом совпадения национально-культурных и государственно-политических границ – еще раз была перекроена карта мира. У национализма два основных вектора.

Один вектор указывает в сторону обретения общественного единства. Это национализм, исходящий от государства.

Второй направлен против государства. Это национализм, исходящий от культурно-этнических групп, стремящихся к политическому суверенитету. В результате испанский, индийский, турецкий и грузинский национализмы наталкиваются на противодействие национализмов каталонского, сикхского, курдского и абхазского.

Таким образом, национализм – идеология, легитимирующая (оправдывающая и обосновывающая) усилия по интеграции или дезинтеграции государств. Последние не случайно называются национальными государствами. Однако этим функции национализма не исчерпываются.

Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности – в консолидации на основе общей истории, языка или культуры. Таким образом, национализм – это идеология политизированной идентичности.

Существуют разные точки зрения по поводу периодизации процесса распространения национализма и определения фаз его развития.

Наиболее признанной считается схема, предложенная Э. Геллнером, хотя она и носит евроцентристский характер, не учитывает те процессы, которые происходили в других регионах земного шара.

Исходя из определения национализма как политического принципа, который требует, чтобы политические и этнические границы совпадали, Э. Геллнер выделяет в генезисе национализма на протяжении почти двух столетий пять стадий:

1) стадию утверждения националистической идеи (конец ХVIII – начало ХIХ в., до окончания наполеоновских войн);

2) стадию ирредентизма (с 30-х гг. XIX в. до окончания Первой мировой войны);

3) стадию, которую он определяет как «триумф и поражение националирредентизма» (1918 г. – начало 30-х гг. ХХ в.);

4) стадию, которую по аналогии с лозунгом нацистов он называет «ночь и туман» (Nacht und Nebel). Она охватывает предвоенный период и период Второй мировой войны);

5) стадию снижения напряженности этнических переживаний, которая началась в послевоенный период.

Развитие национализма как мировоззренческой и идеологической конструкции изначально было расщеплено на два течения, которые, переплетаясь, и конфликтовали между собой, и поддерживали друг друга. Если считать человеческие общности системами, то эти два течения в национализме можно различить по отношению данной общности к ее среде (более крупной системе) и к ее элементам — более мелким общностям. В этом смысле национализм одновременно был идеологией разделения и идеологией объединения.

В огромном многообразии книг, публикаций и исследований, посвященных рассмотрению вопросов национализма и национальных отношений, дается немало ответов на этот довольно-таки широко поставленный вопрос. Действительно, сам по себе национализм есть явление весьма многогранное, которое может рассматриваться разными областями науки под разными ракурсами. Он может рассматриваться социологией, как явление общественной жизни, отраженное в общественном сознании, социальных практиках, общественном мнении.

Психологами национализм может исследоваться через проявление стереотипов, предрассудков и других психологических феноменов, проявляемых на фоне осознания национальной принадлежности. политическая наука может рассматривать национализм как политическую идеологию или ее компонент, как элемент политической системы и в ряде других ипостасей.

Причина возникновения национализма, как политической силы в неуклонном распаде нашего общества, как такового. Перечислю несколько симптомов:

- запредельный уровень недоверия к государственным институтам и объективное несоответствие многих из них своим функциям;

- социальное расслоение и взаимное отторжение между народом и элитами;

- люмпенизация населения – отсутствие элементарных навыков солидарности, того, что называют социальным инстинктом, замыкание людей в частной жизни;

- кризис армии или образования;

- демографический кризис коренного населения;

- проблема нелегальной иммиграции и пр.

Часто термин национализм используется наряду с такими терминами как фашизм, нацизм, расизм, при этом нередко данные термины трактуются либо как формы национализма, либо они могут использоваться и вовсе как синонимы. Подобная путаница в терминах может приводить к неопределенности в описании политической практики. Например, при исследовании политических партий и организаций, одна и та же партия или организация в трактовке разных исследователей может представать как, например, фашистская и националистическая в первом случае, фашистская, но не националистическая – во втором, националистическая, но не фашистская – в третьем. Либо при описании национализма данному термину может даваться оценочная трактовка, когда под национализмом понимается исключительно националистический экстремизм и радикальные формы национализма. Для того чтобы попытаться внести ясность в подобные спорные моменты, можно попытаться ответить на вопрос о том, как может трактоваться национализм в политической науке.

Национализм как политическая идеология - идея национальной принадлежности может рассматриваться политической наукой как база для образования самостоятельной политической идеологии.

Националисты считают, что государство должно быть национальным. Национальное государство - это государство, которое существует ради Нации, в ее интересах и под ее высшим суверенитетом. Это значит, что другой цели, кроме блага нации, государство не ставит.

Таким образом, рассмотрение национализма в политической науке может находиться в рамках различных трактовок, обращающих внимание на разные его аспекты. Если в поле интересов исследователя находится отличие одних националистических организаций от других, то национализм может рассматриваться как элемент политических идеологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: