Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с
Задержкой психического развития.
Методическое пособие
Введение.
Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.
Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.
Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.
Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.
Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.
В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.
Игра «Теремок»
Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.
Цель игры: учить групповой работе.
На доске висит красочный теремок.
Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: |
- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.
- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.
- На следующий день шла мимо ещё одна буква …
- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?
- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?
Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.
Примечание:
· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);
· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».
· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.
Упражнение «Тим и Том»
Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.
Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие
согласные звуки.
На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.
Тим Том
- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.
- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.
При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:
· НАПИСАНИЕ
· ЗВУЧАНИЕ
Тим Том
слияние с мягким слияние с твёрдым
согласным звуком согласным звуком
Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.
Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.
Упражнение – игра «Дождик»
Цель: формирование умения распознавать гласные и согласные
звуки.
На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».
На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.
- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.
Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.
- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).
По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.
- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.
- С понравившимся словом придумайте предложение.