Цель: обучение последовательному выделению звуков в слове.
Каждому ребёнку выдаётся наборное полотно и цифры. Учитель читает слово, дети определяют в нём количество звуков, находят нужную цифру, выставляют его в наборное полотно и показывают учителю.
Если допущена ошибка кем - то из учеников, то попросить этого ученика последовательно выделить звуки в слове и сосчитать их количество.
Упражнение «Составь слово или предложение»
Цель: отрабатывать навыки составления из разрезной азбуки слов и
предложений.
Задание №1. Детям выдаются конверты с буквами. Из букв дети составляют слова (уровень сложности определяется индивидуально).
Задание №2. Детям выдаются конверты, в которых находятся слова, их которых надо составить предложение. Предложение составляется на наборном полотне с предварительным комментированием (большая буква в начале предложения и точка в конце предложения).
Примечание:
Желательно подбирать задания, чтобы и слова (задание №1) и предложения (задание №2) были на одну тему. Это позволит осуществить лексическую работу (задание №1) и работу над текстом (задание №2): составление рассказа, озаглавливание его, выделение главой мысли рассказа, творческие задания (изменить начало, конец рассказа).
Упражнение «Экран чтения»
Цель: формирование навыка чтения и его понимания.
В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.
ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА
Тетрадь по чтению для 1 класса
Цель: развивать мелкую моторику, повышать навык чтения,
работать над развитием речи.
Что должно находится на каждой странице тетради для чтения (общей, 48 листов):
1. На каждой странице печатная буква обведена соответствующим цветом (звукобуквенный анализ, закрашивание буквы).
2. Рядом с буквой рисунок предмета или животного, название которого начинается на эту букву (рисунок раскрашивают дети).
3. Слоги в цвете (АП – ПА). Чтение слогов, различие гласных и согласных.
4. Чистоговорки:
РА – РА – РА – начинается игра.
Чистоговорки проговариваются за учителем.
5. Стихотворение. Детям нужно найти изучаемую букву. Некоторые
стихи учатся наизусть. Дети подчёркивают изучаемые буквы в
стихах.
6. Слова для прочтения (печатаются ступенями, столбиками, или
лесенками).
7. Игровые моменты (замени букву, составь другое слово, составь
слово по первым буквам).
Дети печатают в тетради новые слова.
1. РА – РА – РА – начинается игра. 2. РУ – РУ – РУ – продолжаем мы игру. 3. РЫ– РЫ– РЫ– у ребят шары. р о н лис сыр рос ......... Рыбке рак – не страшен враг. Рыбке рак ни друг, ни брат. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. РЫРЫЛА РЫЛ НА - РЫЛ СЫСЫРО СЫР РОС – ЛА РО РОМА ШАР РО – МАН |
1. ЧА – ЧА – ЧА – горит в комнате свеча. 2. ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком стучу. На часок мы зашли Черепашка подала К черепашке. Чайник, чашки. ча чи лет ту сы жи чик ПОЛУ КА ОТВЕ ЧАЙ НИК ВЫКЛЮ НАЯ |
Упражнения по формированию фонематических процессов.
1. На расчленение названных слов на слоги, слогов на звуки (например, «сад», «весна»).
2. На выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки «С», «Ш», «Л», «Р»).
3. На определение места звука в слове (в начале, в конце), например: звук «Ж» в словах «пассажир», «жар».
4. На придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук. Например, звуки «С», «Ш».
5. На преобразование звукового состава слова (например: «МАК - РАК», «КОСА – КОЗА»). Задания типа:
· на парную ей глухую;
· «РАК» – первую согласную заменить так, чтобы получилось название цветка.
6. На различие звуков, близких по звучанию или артикуляции: «З – С», «С – Ш», «З – Ж», «Л – Р», «Б – П», и т.д. Например: балка – палка, дочка – точка.
7. На различие твёрдости и мягкости звуков. Например: мал – мял, брат – брать.
Упражнение реши ребус
Цель: развивать логическое мышление и внимание учащихся.
1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:
О А И К Т Н У
1 2 3 4 5 6 7
Затем шифрует цифрами слова:
4 1 5 | ? |
4 1 6 3 | ? |
7 5 4 2 | ? |
Предлагает детям расшифровать данные слова:
5 1 5 | КОТ |
5 1 6 3 | КОНИ |
7 5 4 2 | УТКА |
Дальше идёт работами над этими словами.
- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).
2.
А О И У К Н Т Л 1 2 3 4 5 6 7 8 | 2 5 4 6 3 | ОКУНИ |
8 3 6 3 | ЛИНИ | |
4 7 5 1 | УТКА |
- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.
- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.
- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.
3.
А О И ЫР С Т Н 1 2 3 4 5 6 7 8 | 3 5 3 6 4 | ИРИСЫ |
1 6 7 5 4 | АСТРЫ | |
6 2 6 8 1 | СОСНА |
- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».
- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.
- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.
- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.
- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.
Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.
Примечание:
При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.
Упражнение «Запомни слова»
Цель: грамотное безошибочное написание словарных слов.
Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.
ПОГОДА | Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. |
ДОРОГА | |
ОГОРОД | |
ОВОЩИ | |
ГОРОХ | |
МОРКОВЬ | |
ОГУРЕЦ | |
ПОМИДОР |
СОРОКА | Сорока – ворона кашку варила, Кашку на молоке, На молоке от коровы. В городе был сильный мороз, Прилетел голодный воробей И всю кашку съел. |
ВОРОНА | |
МОЛОКО | |
КОРОВА | |
ГОРОД | |
МОРОЗ | |
ВОРОБЕЙ |
ДЕРЕВНЯ | В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал. |
РЕБЯТА | |
УЧЕНИК | |
ДЕЖУРНЫЙ | |
ТЕТРАДЬ | |
ПЕНАЛ |
Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.
Этапы работы:
1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.
Задание:
· прочитать слова (за ограниченное время);
· закрыть карточку;
· записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;
· проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);
· подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.
Очень важно:
· желательно, чтобы слова были объединены одной темой;
· составить из данных слов предложение;
2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.
Задание:
· вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);
· самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.
(обратная сторона карточки) За деревней большое............... Много........... на........., да боимся мы ходить туда сами. |
Кроссворды
(1 класс)
Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.
Словарные слова
1. | 2. | По горизонтали | |||
3. | 3. Какой это мастер на стёкла нанёс и | ||||
листья, и травы, и заросли роз? (мороз) 4. В поле родился, на заводе творился, | |||||
4. | в стакане растворился. (сахар) |
По вертикали
1. С хозяином дружит, Домик сторожит, Живёт под крылечком И хвостик колечком. (собака) | 2. Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. (лопата) |