Упражнение «Фонетическая зарядка»




 

Цель: обучение последовательному выделению звуков в слове.

 

Каждому ребёнку выдаётся наборное полотно и цифры. Учитель читает слово, дети определяют в нём количество звуков, находят нужную цифру, выставляют его в наборное полотно и показывают учителю.

Если допущена ошибка кем - то из учеников, то попросить этого ученика последовательно выделить звуки в слове и сосчитать их количество.

 

 

Упражнение «Составь слово или предложение»

 

Цель: отрабатывать навыки составления из разрезной азбуки слов и

предложений.

 

Задание №1. Детям выдаются конверты с буквами. Из букв дети составляют слова (уровень сложности определяется индивидуально).

 

Задание №2. Детям выдаются конверты, в которых находятся слова, их которых надо составить предложение. Предложение составляется на наборном полотне с предварительным комментированием (большая буква в начале предложения и точка в конце предложения).

 

Примечание:

Желательно подбирать задания, чтобы и слова (задание №1) и предложения (задание №2) были на одну тему. Это позволит осуществить лексическую работу (задание №1) и работу над текстом (задание №2): составление рассказа, озаглавливание его, выделение главой мысли рассказа, творческие задания (изменить начало, конец рассказа).

 

Упражнение «Экран чтения»

 

Цель: формирование навыка чтения и его понимания.

 

В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.

 

 

 


ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА

 

 


 

 

Тетрадь по чтению для 1 класса

 

Цель: развивать мелкую моторику, повышать навык чтения,

работать над развитием речи.

Что должно находится на каждой странице тетради для чтения (общей, 48 листов):

1. На каждой странице печатная буква обведена соответствующим цветом (звукобуквенный анализ, закрашивание буквы).

2. Рядом с буквой рисунок предмета или животного, название которого начинается на эту букву (рисунок раскрашивают дети).

3. Слоги в цвете (АП – ПА). Чтение слогов, различие гласных и согласных.

4. Чистоговорки:

РА – РА – РА – начинается игра.

Чистоговорки проговариваются за учителем.

5. Стихотворение. Детям нужно найти изучаемую букву. Некоторые

стихи учатся наизусть. Дети подчёркивают изучаемые буквы в

стихах.

6. Слова для прочтения (печатаются ступенями, столбиками, или

лесенками).

7. Игровые моменты (замени букву, составь другое слово, составь

слово по первым буквам).

Дети печатают в тетради новые слова.

1. РА – РА – РА – начинается игра. 2. РУ – РУ – РУ – продолжаем мы игру. 3. РЫ– РЫ– РЫ– у ребят шары. р о н лис сыр рос ......... Рыбке рак – не страшен враг. Рыбке рак ни друг, ни брат. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. РЫРЫЛА РЫЛ НА - РЫЛ СЫСЫРО СЫР РОС – ЛА РО РОМА ШАР РО – МАН  
1. ЧА – ЧА – ЧА – горит в комнате свеча. 2. ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком стучу. На часок мы зашли Черепашка подала К черепашке. Чайник, чашки. ча чи лет ту сы жи чик ПОЛУ КА ОТВЕ ЧАЙ НИК ВЫКЛЮ НАЯ

 

Упражнения по формированию фонематических процессов.

 

1. На расчленение названных слов на слоги, слогов на звуки (например, «сад», «весна»).

2. На выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки «С», «Ш», «Л», «Р»).

3. На определение места звука в слове (в начале, в конце), например: звук «Ж» в словах «пассажир», «жар».

4. На придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук. Например, звуки «С», «Ш».

5. На преобразование звукового состава слова (например: «МАК - РАК», «КОСА – КОЗА»). Задания типа:

· на парную ей глухую;

· «РАК» – первую согласную заменить так, чтобы получилось название цветка.

6. На различие звуков, близких по звучанию или артикуляции: «З – С», «С – Ш», «З – Ж», «Л – Р», «Б – П», и т.д. Например: балка – палка, дочка – точка.

7. На различие твёрдости и мягкости звуков. Например: мал – мял, брат – брать.

 

 

Упражнение реши ребус

 

Цель: развивать логическое мышление и внимание учащихся.

1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:

О А И К Т Н У

1 2 3 4 5 6 7

 

Затем шифрует цифрами слова:

4 1 5 ?
4 1 6 3 ?
7 5 4 2 ?

 

Предлагает детям расшифровать данные слова:

5 1 5 КОТ
5 1 6 3 КОНИ
7 5 4 2 УТКА

 

Дальше идёт работами над этими словами.

- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).

 

2.

А О И У К Н Т Л 1 2 3 4 5 6 7 8 2 5 4 6 3 ОКУНИ
8 3 6 3 ЛИНИ
4 7 5 1 УТКА

 

- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.

- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.

- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.

 

3.

А О И ЫР С Т Н 1 2 3 4 5 6 7 8 3 5 3 6 4 ИРИСЫ
1 6 7 5 4 АСТРЫ
6 2 6 8 1 СОСНА

 

- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».

- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.

- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.

Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.

 

Примечание:

При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.

 

Упражнение «Запомни слова»

 

Цель: грамотное безошибочное написание словарных слов.

 

Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.

 

ПОГОДА Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры.
ДОРОГА
ОГОРОД
ОВОЩИ
ГОРОХ
МОРКОВЬ
ОГУРЕЦ
ПОМИДОР

 

СОРОКА Сорока – ворона кашку варила, Кашку на молоке, На молоке от коровы. В городе был сильный мороз, Прилетел голодный воробей И всю кашку съел.
ВОРОНА
МОЛОКО
КОРОВА
ГОРОД
МОРОЗ
ВОРОБЕЙ

 

ДЕРЕВНЯ В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.
РЕБЯТА
УЧЕНИК
ДЕЖУРНЫЙ
ТЕТРАДЬ
ПЕНАЛ

 

 

Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.

 

Этапы работы:

1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.

Задание:

· прочитать слова (за ограниченное время);

· закрыть карточку;

· записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;

· проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);

· подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.

Очень важно:

· желательно, чтобы слова были объединены одной темой;

· составить из данных слов предложение;

 

 

2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.

Задание:

· вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);

· самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.

 

 

 
   
  (обратная сторона карточки)   За деревней большое...............   Много........... на........., да боимся мы ходить туда сами.

Кроссворды

(1 класс)

Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.

 

Словарные слова

  1.   2. По горизонтали
3.         3. Какой это мастер на стёкла нанёс и
        листья, и травы, и заросли роз? (мороз) 4. В поле родился, на заводе творился,
   
   
4.         в стакане растворился. (сахар)

По вертикали

1. С хозяином дружит, Домик сторожит, Живёт под крылечком И хвостик колечком. (собака)   2. Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. (лопата)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: