Нормы нервно-психического развития (общение, умения и навыки)




От рождения до года

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развиты. Средний вес (масса тела) при рождении 3200-3400 г. К 5-6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении50-—52 см, к году малыш подрастает на 20-25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать. В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования, длительность которого постепенно, не достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления. Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания — материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка; первый год жизни

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). И наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера. Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки. В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы, кхы»), в 4-5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова. На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30-50 слов) и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами.

Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа.

Малыши, особенно во втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями).

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету. Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5-6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды. Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения, может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым.

Месяца

- В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

- В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

- При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

- Хватательный рефлекс - захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд).

 

Месяца

- Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

- Хорошо держит голову в вертикальном положении.

- Переворачивается со спины на бок.

- Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

- Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

 

Месяца

- Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

- Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

- Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

- Исчезает физиологический гипертонус ног.

 

Месяцев

- Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

- Уверенно переворачивается со спины на живот.

- Берет игрушку из рук взрослого.

- Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

- Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

 

Месяцев

- Сидит без поддержки.

- Пытается ползать.

- Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

- Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

 

Месяцев

- Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

- Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

 

Месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

- Простое подражание в игре: стучит, катает.

- Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.

 

Месяцев

- Ходит, держась за опору.

- Встает на колени.

- Садится из вертикального положения.

- Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

- С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

 

Месяцев

- Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

- Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

- Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

 

Месяцев

- Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

- Хорошо ходит за одну руку.

- Нагибается при поднимании предмета без приседания.

- Приседает без опоры.

- Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

 

Месяцев

- Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.

Нормы нервно-психического развития (общение, умения и навыки)

1 месяц

- Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

- Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

- Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

 

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

- Ищет источник длительного звука поворотом головы.

- При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

- Становление речи – начинает гулить.

- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

 

3 месяца

- Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

- «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

- Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

- Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

- Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

- Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство, например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

 

4 месяца

- Узнаёт мать, радуется при её виде.

- Находит глазами невидимый источник звука.

- Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

- При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.

 

-Неудовольствие выражается хныканьем.

- Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

- Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

 

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

- Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

- Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

- Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

- Не берет чужую грудь.

- Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

 

6 месяцев

- По-разному реагирует на свое и чужое имя.

- Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

- Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

- Может пить из блюдца.

 

7 месяцев

- На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

- Долго занимается игрушками.

- Тянется к своему отражению в зеркале.

- Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.

- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

 

8 месяцев

- Громко, четко и повторно произносит слоги.

- Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

- Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

- Сам держит и ест сухарик, печенье.

 

9 месяцев

- Под музыку совершает плясовые движения.

- Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

- Находит предмет, независимо от его местонахождения.

- Знает свое имя, оборачивается на зов.

- Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

 

10 месяцев

- Повторяет за взрослыми слоги.

- По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

- Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

- Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

- Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

 

11 месяцев

- Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

- По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).

 

12 месяцев

- Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

- Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

- Указывает части тела.

- Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

- Сам без помощи пьет из чашки.

- Пытается участвовать в одевании, умывании.

 

Развитие речи

 

(0 – 3 мес.)

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

 

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения совзрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

 

(3 – 6 мес.)

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

 

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

 

(6 – 10 мес.)

Начало развития понимания речи, активного лепета.

 

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

 

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

 

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

 

Страхи до года.

 

1. Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

 

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

 

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

 

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

 

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

 

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

 

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

 

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

 

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: