МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По освоению учащимися общеобразовательных организаций
Учебного предмета «Физическая культура»
в условиях ограниченного (удаленного) взаимодействия
1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации самостоятельно определяют:
- порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2. Основываясь на Порядке педагогическое взаимодействие в системе «педагогический работник – учащийся (учащиеся)» может быть организовано:
- в форме online-курса: индивидуальные занятия, консультации, либо то же в групповом варианте с применением программ, позволяющих организовать коллективную видеоконференцсвязь;
- в форме offline-взаимодействия: обмена информацией (прямая и обратная связь) по электронной почте или с использованием иных способов коммуникации.
3. В указанных обстоятельствах перед физкультурно-педагогическим сообществом общеобразовательных школы стоит две задачи:
|
1) педагогическая: обеспечить с использованием доступных средств и форматов непрерывный процесс физического воспитания учащихся, прежде всего освоение учебного предмета «Физическая культура»;
2) гигиеническая и социально-просветительская: всесторонне содействовать оптимальному режиму двигательной активности учащихся в условиях домашнего пребывания в комплексе со смежными составляющими здорового образа жизни.
4. Решая первую задачу, следует обратиться к тесту федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.
Так, ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, диктует, что предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» в части учебного предмета «Физическая культура» должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
|
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)…
|
Как видно из текста ФГОС основного общего образования, значительный объем в результатах освоения учебного предмета «Физическая культура» отводится организации самостоятельных занятий и доступно для домашних условий.
5. Ключевым принципом физического воспитания в домашних условиях является сочетание разнообразных форматов.
6. Условия домашнего пребывания актуализируют самостоятельные проектирование, организацию и проведение занятий с использованием средств физической культуры.
Важным моментом здесь является готовность и умение учащихся разработать комплекс физических упражнений «под задачу» (например, повышение общего тонуса организма, расслабление, воспитание конкретных физических качеств и т.д.), а также создать условия для самостоятельных занятий.
В этой связи в рамках педагогического взаимодействия особое внимание необходимо обратить на освоение учащимися принципов и методических правил составления комплексов физических упражнений с учетом конкретной гигиенической или педагогической задачи.
Здесь важны умения выбора индивидуального режима, а также регулирования объема и интенсивности физической нагрузки, оценки соответствия подобранных средств функциональному состоянию, имеющему арсеналу двигательных умений и навыков (двигательному опыту), поставленным задачам, базовым положениям техники безопасности и профилактики травматизма и т.д.
7. Рекомендовал бы в этом вопросе находится в постоянном контакте с учащимися посредством видеосвязи, электронной почты или иных средств коммуникаций: проводить оценивание разрабатываемых комплексов упражнений, вносить рекомендации по их корректировке, доработке и последующему использованию.
8. В этой связи необходимо предоставить учащимся источники информации по вопросам организации самостоятельных занятий с использованием средств физической культуры (соответствующие параграфы учебника по физической культуре, ссылки на информационные ресурсы сети Интернет и т.д.), а также памятки, примеры комплексов (в отдельных случаях программ) физических упражнений.
9. Также чрезвычайно важно заострить внимание учащихся на системе (методах и приемах) самоконтроля в процессе самостоятельного выполнения физических упражнений. Для этого рекомендую ввести дневники самоконтроля учащихся, а педагогам – дать рекомендации по их ведению.
10. Попытки разработки учащимся комплексов занятий не будут корректными и продуктивными, если он не в полной мере ориентируется в разнообразии средств физической культуры, включая базовые виды спота, оздоровительные системы. Освоение этого контента должно предварять проектирование самостоятельных занятий, стать для него информационно-педагогическим фундаментом!
Выбор этих источников должен быть весьма аккуратным, исключающим обращение учащихся к непроверенным и небесспорным с педагогической позиции ресурсам.
11. Существенное внимание следует уделить мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, подчеркнув доступность для этого и домашних условий.
С этой целью рекомендуется стимулировать учащихся к фиксации индивидуального прогресса в освоении физической культуры в логике «относительно себя»: «не знал – теперь знаю», «не умел – теперь умею», «умел – теперь владею в совершенства и могу научить других», «мог так – теперь могу лучше» и т.д.
Также рекомендую инициировать бесконтактные, доступные для домашних условий состязания среди учащихся с применением средств видеоконференцсвязи и т.п.
12. Таким образом, в процессе удаленного взаимодействия с учащимися при освоении учебного предмета «Физическая культура» важнейшим является воспитание готовности к самоорганизации, самостоятельному проектированию занятий с применением средств физической культуры, а также самоконтролю (включая самооценку функционального состояния организма, уровня физического развития). Все это важно осуществлять, непрерывно мотивируя учащихся.
13. И, конечно, особое внимание вопросам безопасности и профилактике травматизма! Следует исключить даже минимальные риски для жизни и здоровья учащихся при использовании физических упражнений в рамках самостоятельных занятий!
14. Важным стимулом в процессе «домашнего» освоения учебного предмета «Физическая культура» является внешняя оценка.
Полагаю, индивидуальные достижения учащихся в освоении учебного предмета «Физическая культура» в домашних условиях (в рамках текущего контроля успеваемости) должны оцениваться в системе «зачтено-не зачтено».
Для этого необходимо сформировать и отразить в локальных актах, а также образовательной программе систему критериев и показателей оценивания, а также контрольно-оценочные средства, адекватные «домашнему» режиму освоения учебного предмета «Физическая культура».
15. Не могу не обратить внимание, хотя это очевидно, на особую роль родителей (законных представителей) учащихся в процессе самостоятельно организуемых занятиях физическими упражнениями.
Решая стоящие задачи, следует наладить устойчивый контакт с данной категорией участников образовательных отношений, взять их себе в партнеры и, если угодно, единомышленники.
16. Что касается второй задачи – содействие оптимальному режиму двигательной активности учащихся в условиях домашнего пребывания – то здесь следует опираться на официальные санитарно-гигиенические нормы и установки, касающиеся уровня повседневной двигательной активности школьников.
При этом следует дать рекомендации учащимся и их родителем (законным представителям) относительно уровня и режима повседневной двигательной активности, довести информацию о физкультурно-оздоровительных системах и способах двигательной активности, адекватных возрасту и интересам учащихся.