III ЧЕТЫРЕХЧЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ




Когда человек смотрит на окружающую его природу, он различает неорганический мир камней, живой мир растений и одушевленный чувствующий мир животных. Познание и дифференцирование внешней природы стали возможными для человека потому, что и в нем действуют минерализирующие, образующие и душевные силы, которые, в смысле вышеохарактеризованного превращения, становятся свободными в его душевно-духовной способности переживания. Он несет в себе «мир сил царства природы» и таким образом имеет с ним тесное родство. Человек содержит в себе принципы, лежащие в основе природы, и основные силы, однако, в состоянии становления; он объединяет их и возвышает согласно вышеназванному принципу полярности и усиления Гете благодаря только ему присущему свойству Я-деятельности. Во внешней природе образующие силы проявились и пришли к своему завершению: состоявшийся мир попал, согласно Гете, в «тупик», он может быть назван в духе Шеллинга как «Natura naturata». В человеческом существе те же самые принципы всецело действуют в состоянии активного мира сил и пластичных задатков. Речь идет о силах, которые находятся в состоянии становления, в «statu nascendi», которые представляют собой постоянно преобразуемый потенциал для человека, находящегося в развитии. Шеллинг говорит об этом силовом потенциале, как о созидающей природе, «natura naturans».

Итак, с одной стороны, человек - часть природы. С другой стороны, он ее постоянно преодолевает в ее тенденции к окончательному переходу в односторонюю образность тем, что он включает ее в свою целостность и только благодаря этому становится человеком. В этом смысле человек остается постоянным участником в первоначальных процессах творения. Если природный процесс односторонне проявляется теперь в человеческом организме, не включается более в его индивидуально осиленную структуру существа, и становится сходным с внешним природным проявлением, то формируется болезнь.

Согласно единому гетеанистическому воззрению на человека и природу, и общая организация человека следует действующим в природе законам Минерального, принципам Растительного и существу Животного, создающему Тип. Названные силы природных царств образуют внутри структуры существа человека собственные, отделенные от окружающей среды, силовые организации, которые названы Рудольфом Штайнером «членами существа». При этом физическое тело, проявившееся вещественно, можно наблюдать непосредственно через органы чувств; более высокие члены существа постижимы только через их отпечаток, их воздействие на физическую телесность. Физически-вещественное тело следует законам Минерального, жизненное или «эфирное тело» - принципам Растительного, чувственное или «астральное тело» - типу Животного существа. За пределы внешнего царства природы ведет тепловая Я-организация человека как органический носитель Я-сущности, как носитель самого человека. Он, согласно своей телесно-духовной природе, является унифицирующим существом, которое содержит в верхнем и нижнем человеке, исходя из середины, в расчлененном и взаимодействующем равновесии три силовые организации, односторонне действующие в природных царствах. Человеческая природа постоянно сводится через Я-деятельность к срединному, универсально действующему, несущему человеческую личность, принципу упорядоченности. Каждый из четырех элементов «Огонь, Воздух, Вода и Земля», названных так в аристотелевском учении об элементах (Tetraktys), получившем свое продолжение в гиппократовском учении о четырех соках и до гуморальной патологии последнего столетия (Rokitansky), имеет особое, сущностное родство к одному из четырех названных человеческих членов существа: Я-организация действует через тепло («огонь») вниз вплоть до физического тела, чувственная организация пользуется свето-воздушным элементом, жизненная организация действует в жидкостно-водном, физическая организация, напротив, владеет минерально-вещественным элементом.

«Что в жизни может более добиться человек,

Чем если бы ему открылась Бог-Природа?

Как позволяет тверди в дух истечься,

Как сохраняет порожденье духа твердо»[15].

И.В.Гете


IV ЧЛЕНЫСУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЫРАЖЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ

Я-организация человека

Под «Я-организацией» Рудольф Штайнер понимает такую организацию сил, которую сама себе сотворила Я-сущность, чтобы проникнуть через тепловой элемент в физическое тело. При этом носителем охарактеризованной таким образом Я-организации в Физически-Телесном является субстанция кремния. Кремний образует над всем человеческим физическим телом тонкий и дифференцированный силовой каркас, который в состоянии содействовать упорядочивающей и формирующей деятельности Я-организации. Как поясняет Рудольф Штайнер с помощью представленного рисунка[16], это есть универсализирующие силы, которые в человеке как органически, так и душевно-духовно связаны с деятельностью кремниевого процесса.

Теперь мы знаем, что кремниевая кислота обнаруживается в виде следов повсюду в основной субстанции соединительной ткани и в производных органах мезенхима, вплоть до крови. Функции, связанные с силами кремния, имеют важнейшее значение с самого начала развития зародыша. Физическая закладка тела в эмбриональном развитии зависит теснейшим образом от мезенхимальной основной субстанции, пронизывающей и связывающей все органы, благодаря которой возможны «взаимное восприятие» органов и согласование их между собой. Основная субстанция, состоящая, прежде всего, из мукополисахаридов, уже образует прозрачную оболочку (Zona pellucida) яйца, она обнаруживается снова в стадии трофобласта. Основная субстанция пронизывает позднее все ткани и органы, производные от соединительной ткани, такие как стекловидное тело, межпозвоночный диск (Nucleus pulposus), хрящ, кости, сухожилия и в фиброгене кровь. Единый соединительно-тканный организм человека, т.е. межклеточно-межпаренхиматозный жидкостный механизм пронизывает все без исключения органы и подключает их к центру теплового организма в крови. Способность принимать форму и вновь ее лишаться лежит также и в основе крови благодаря фибриногену, способствующему свертыванию. «Я» по своей природе является существом отношений, связей и порядков. Оно имеет силу проявить себя, равно как и вновь исчезнуть. Оно проявляется только на мгновение, чтобы связать возникающие формы со своим прообразом. Тотчас оно вновь растворяет образованные формы, возвращает в их первоначальное состояние, отменяя их проявление. Если мы хотим охарактеризовать эту Я-организацию в ее центральном значении, представляющем тринитарический принцип, то это есть сама кровь, которая, исходя из середины организма, унифицирует «верхнего» и «нижнего»[17] человека и благодаря этому постоянно сводит влияние дифференцирующих, периферийных единичных органов к охватывающему Целому. Таким образом, это есть сама теплонесущая кровеносная система вместе с центральным органом - сердцем, которые являются подлинным носителем Я-организации.

Что касается понимания патологии, то основополагающее значение для этого имеет изучение соотношений тепла в человеке. Самоотделение теплового организма с полярными экстремумами либо жара, либо охлаждения, являются важным указанием на отказ оздоравливающей, гармонизирующе действующей между «верхним» и «нижним» человеком, Я-организации. Чтобы понять Я-природу человека в структуре остальных членов существа, необходимо ее двойственную природу сознавать как духовно-физическую тепловую сущность. Благодаря своей особенности, тепло может строить мост между духовно-душевным состоянием, например, теплым участием и физическим состоянием, которое видно по термометру. Тепло является поэтому подходящим проводником импульсов духовного Я-существа вплоть до физического тела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: