ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«задуй упрямую свечу»
В правой рук держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, гасить свечу.
«паровоз»
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«пастушок»
Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«гуси летят»
Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося гу-у-у (8-10 раз)
«кто громче»
Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«аист»
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш»(6-7раз).
«маятник»
Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед- выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
«охота»
Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д)
|
«шарик»
Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«каша»
Вдыхать через нос, на выдохе произносить слово «пых». Повторить 5-7 раз.
«ворона»
Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести «кар».
«покатай карандаш»
Вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«греем руки»
Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«пилка дров»
Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«дровосек»
Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«сбор урожая»
Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки,- вдох(пауза 3сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«комарик»
Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки на поясе. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«сыграем на гармошке»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
|
«трубач»
Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10-15сек).
«жук»
Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад,- вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«шину прокололи»
Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Одно из важных направлений, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Этому следует уделять пристальное внимание, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры (от 3 до 6 мин):
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных инструментах;
- дуть на привязанные к ниточкам ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «футбол»)
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.- важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа,затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.
|
УПРАЖНЕНИЯ
- погладить нос (боковые части) от кончика к переносице- сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами(5-6 раз).
- сделать по 8-10 вдохов выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- при вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами.
Во время более продолжительного вдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
- спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
- быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сдлав резкий выдох через нос (3-4раза).
- во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести звук а-а-а-а (5-6раз).
- полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (или поваренной) соли.
- сделав полный вдох. На выдохе произносить слогосочетания:
+ па, папа, папапа, папапапа.
+ папо, папопу, папопупы, папопупыпэ.
+ папапопопупу, папапапопопопупупу
+ Фаф, фаф, фаф
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисть. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.
- сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.
+ 1, 2
+ 1,2,3
+ 1,2,3,4
-по аналогии с предыдущим упражнением перечислять дни недели, названия месяцев, времена года:
+ понедельник
+ понедельник, вторник
+ понедельник, вторник, среда
+ январь
+ январь, февраль
+ январь, февраль, март
И т.д.
Произносить считалочку «33 Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по 3 слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через 4, 5, 6 и т.д. «Егорок»
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят 33 Егорки (вдох)
Один Егорка, два Егорки, Три Егорки (вдох)
Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)
И так далее до конца счета.
Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
- упражнение аналогично предыдущему.
Шли семеро стариков (вдох)
Говорили старики про горох (вдох)
Первый говорит: «горох хорош!» (вдох)
Второй говорит: «горох хорош!» (вдох)
Третий говорит: «горох хорош!» (вдох)
И т.д.
- наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
- далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.
Вы ели-ели форелей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
Кукушка кукушонку сшила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон. И другие.