РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ




ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«задуй упрямую свечу»

В правой рук держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, гасить свечу.

«паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«пастушок»

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«гуси летят»

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося гу-у-у (8-10 раз)

«кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«аист»

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш»(6-7раз).

«маятник»

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед- выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

«охота»

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д)

«шарик»

Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

«каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произносить слово «пых». Повторить 5-7 раз.

«ворона»

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести «кар».

«покатай карандаш»

Вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«пилка дров»

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

«сбор урожая»

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки,- вдох(пауза 3сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

«комарик»

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки на поясе. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«сыграем на гармошке»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

«трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10-15сек).

«жук»

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад,- вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«шину прокололи»

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Одно из важных направлений, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Этому следует уделять пристальное внимание, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры (от 3 до 6 мин):

- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных инструментах;

 

- дуть на привязанные к ниточкам ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

 

- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

 

- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «футбол»)

 

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

 

Выполнение дыхательных упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.- важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа,затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.

 

УПРАЖНЕНИЯ

- погладить нос (боковые части) от кончика к переносице- сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами(5-6 раз).

 

- сделать по 8-10 вдохов выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

 

- сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

 

- при вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами.

Во время более продолжительного вдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

 

- спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

 

- быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сдлав резкий выдох через нос (3-4раза).

 

- во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести звук а-а-а-а (5-6раз).

 

- полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (или поваренной) соли.

 

- сделав полный вдох. На выдохе произносить слогосочетания:

+ па, папа, папапа, папапапа.

+ папо, папопу, папопупы, папопупыпэ.

+ папапопопупу, папапапопопопупупу

+ Фаф, фаф, фаф

 

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисть. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

 

- сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.

+ 1, 2

+ 1,2,3

+ 1,2,3,4

 

-по аналогии с предыдущим упражнением перечислять дни недели, названия месяцев, времена года:

+ понедельник

+ понедельник, вторник

+ понедельник, вторник, среда

+ январь

+ январь, февраль

+ январь, февраль, март

И т.д.

Произносить считалочку «33 Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по 3 слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через 4, 5, 6 и т.д. «Егорок»

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят 33 Егорки (вдох)

Один Егорка, два Егорки, Три Егорки (вдох)

Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)

И так далее до конца счета.

 

Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

 

- упражнение аналогично предыдущему.

Шли семеро стариков (вдох)

Говорили старики про горох (вдох)

Первый говорит: «горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «горох хорош!» (вдох)

Третий говорит: «горох хорош!» (вдох)

И т.д.

 

- наращивание слов в предложении.

 

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

 

- далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.

 

Вы ели-ели форелей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

 

Кукушка кукушонку сшила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон. И другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: