РИСУНОК
Дата урока | День недели | Начало-окончание урока | Кол-во часов | Общее Кол-во часов |
7.04.2020 | Вторник | 16.40 -17.10 17.20 -17.50 | ||
8.04.2020 | Среда | 18.00-18.30 | ||
14.04.2020 | Вторник | 16.40 -17.10 17.20 -17.50 18.00 - 18.30 | ||
15.04.2020 | Среда | 18.00-18.30 |
ДПП «Декоративно-прикладное творчество»
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Учебная программа по учебному плану
ПО.01. УП.01
РИСУНОК
Живописный рисунок. Фактура и материальность
3.1.Тема. Декоративный натюрморт с предметами с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром
«НАТЮРМОРТ С КУКЛОЙ ЯПОНКОЙ»,
«НАТЮРМОРТ В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ»
· Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта (текстиль, стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). включение контрастных насыщенных теней в композицию.
· Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения.
· Демонстрация навыков в передаче фактуры, используя навыки декоративного рисования.
· Создание яркого выразительного образа.
· Ритмическая организация.
· Передача материальности предметов с соблюдением общего тона.
· Четкость в последовательности выполнения работы.
· Сильное направленное приближенное нижнее-боковое освещение.
· Формат А3 или приближенный к нему. Материал по выбору (уголь, соус, графит 4м-8м).
ССЫЛКИ НА ВИДЕО.
· КАК НАРИСОВАТЬ НАТЮРМОРТ КАРАНДАШОМ ✎ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК
https://www.youtube.com/watch?v=dMUggFLzFBk
· ВИДЕО - УРОК НАТЮРМОРТ ПАСТЕЛЬЮ
https://www.youtube.com/watch?v=fPRf9E6ydMg
· КАК НАРИСОВАТЬ НАТЮРМОРТ/ КАРТИНА ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ
https://www.youtube.com/watch?v=_TrbU720BMI
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА,
https://onaturmorte.ru/page/39/
|
Последовательность работы над натюрмортом.
- Композиционное решение листа
- Конструктивное построение предметов натюрморта
- Освещение, Объем, Частичное введение тона
- Тоновое решение композиции натюрморта
- Завершение и Обобщение
Натюрморт в японском стиле.
На этом листе представлены натюрморты в разных техниках: графика, живопись, фото
Натюрморт – это группа вещей, связанная общим смыслом. В эту группу могут входить и объекты из живой природы, но изолированные от своей естественной среды, превращённые в вещь: рыба на столе, ваза с цветами или фруктами, и так далее. Иногда в композицию натюрморта входит изображение и живых элементов: птиц, животных, насекомых, людей, но они лишь дополняют основную мысль картины. Натюрморт выделяет предметы из общего контекста быта, привлекает повышенное внимание к мельчайшим деталям и структуре поверхностей, заставляет удивиться красоте обычных вещей и природных форм, которые чаще всего человек не даёт себе труда рассмотреть, скользя по ним поверхностным взглядом.
Декоративный натюрморт — основные закономерности графического решения
Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с натурой, приводящее к ничем не оправданному её искажению, поскольку незнание закономерностей работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, так же как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение перевести изображаемую натуру из видимого трехмерного в двухмерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, т. к. их работы призваны украшать множество интерьеров.
|
Все мы знаем, что «декоративный» от слова «декор» — украшать, украшение. Слово имеет два значения:
· метод, направленный на создание выразительного силуэта, имеющего повышенную художественность по сравнению с объектами окружающего мира;
· специфика плоскостных произведений искусства.
Процесс работы над натюрмортом начинается с выбора точки зрения на натуру. И если в реалистическом изображении сложные ракурсы и боковой свет явятся самым удачным выбором, как наиболее передающие глубину пространства и объёмность формы, то в декоративном, напротив, прямой свет и точка зрения «в фас» будут лучшими вариантами, позволяющими легче решить поставленную задачу.
Существуют несколько известных приемов, позволяющих усилить впечатление декоративности:
· введение цветного или ахроматического контура, объединяющего разно удалённые предметы на одной плоскости;
· насыщение орнаментом;
· перекрывание одного предмета другим оверлеппинг;
· задний вид просвечивается сквозь передний.
Линии могут быть как прямыми, таки кривыми, они могут создавать свой несложный рисунок либо усиливать диагональ или же привносить ритмические горизонтальные или вертикальные повторы, возможно, это будет нечто совершенно необычное и новое, но главное, что любое введение в работу сетки, модуля, дробление изображения усиливает декоративный эффект, т. к. объединяет планы и превращает всю работу в ритмически организованный узор, а ритмические повторения, в свою очередь, усиливают декоративность живописи.
|
Качество, которое является главным условием живописного изображения — выразительность композиции, которая напрямую зависит от грамотно найденного контраста, придающего ей декоративную мощь. Но бывают структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер художественного образа. В связи с этим надо постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, мешающие цельному восприятию плоскости.
Рассмотрим основные закономерности, по которым выстраивается работа над декоративным натюрмортом. Существует мнение, что декоративная живопись резко отличается от академической живописи, что это две вещи разного порядка. Внимательно посмотрим, в чем же различие и что общего у академической и декоративной живописи. В основе того и другого лежат одни и те же законы — цветовой гармонии, созвучного колорита, композиционной выразительности, ритмической организации элементов произведения, образного решения. Необходимо отметить и различие — в декоративной живописи двухмерное пространство, в отличие от трёхмерного академической, следовательно, надо максимально исключить линейную и воздушную перспективу, также здесь отсутствует иллюзорная передача объемной формы, но важнейшую роль играет ритмическая организация, т. к. ритм помогает усилить декоративную основу живописного произведения. Здесь имеет место более произвольное отношение к натурному материалу и его большая творческая интерпретация с целью усиления выразительности композиции и подачи образа.
Графическая сторона работы очень важна, без отточенной, выверенной, выразительной знаковой композиции с простой и ясной основой и сложным и многообразным развитием не может быть достойного произведения.
Но важнейшая характеристика живописи — цвет. Именно поэтому создание восхитительной цветовой мозаики с её контрастами и нюансами цвета и тона, с громкими цветовыми аккордами и тончайшими оттенками — первейшая задача студента. Без этого живописная работа суха и скучна. Передать настроение, состояние, создать запоминающийся образ всеми средствами живописи – цветом, композицией, рисунком — вот главная задача, стоящая перед студентами. Натура представляет богатейший и разнообразнейший материал для творчества, необходимо лишь умение увидеть художественно и переложить на подходящий к каждому отдельному случаю изобразительный язык. Воспитание неравнодушного, не поверхностного, а внимательного, чуткого и тонкого взгляда на натуру, развитие навыков переложения натурного изображения на язык декора — есть цель данного задания.
Много можно говорить об эмоциональном воздействии цвета, об усилении его декоративности, о различной степени условности декоративного натюрморта — от наиболее приближенных к натуре в плане разработки колорита и с допущением небольшого объёма, подобно низкому рельефу в скульптурном изображении — до плаката и знака как крайней степени декоративности. Но надо подвести итог и сказать, что в целом работа над декоративным натюрмортом не является изменением натуры по произвольному принципу, она основана, так же, как и работа над академическим произведением живописи, на определённых законах, знание которых, конечно же, необходимо при его выполнении.
Создание натюрморта
Выполнение натюрмортов с изображением букетов цветов и трав, применение при их выполнении современных художественных технологий и методик и включение их в интерьер в качестве цветового акцента и доминанты, гармонично сочетающегося с образным решением и имиджем художественного решения интерьера является важной задачей в работе над поиском новых творческих решений в дизайне интерьера современных художников.
История появления и распространения изображения букетов цветов и трав в искусстве живописи и художественном решении интерьера интересна и многогранна. Живописный букет всегда служил активным цветовым пятном в интерьере. При включении его в интерьер очень важно выдержать стилистическое единство всего интерьера, выдержать его характерные особенности, не нарушить при этом образный строй и художественное решение всего интерьера. Поэтому неслучайно многие художники разных времен постоянно возвращались к изображению цветов в своих работах.
Букеты цветов, в различном исполнении, в различных видах искусства, наряду с другими распространенными мотивами, являются одним из основных мотивов в оформлении интерьера. Символическое значение цветов в искусстве имеет богатые традиции. Полевые травы символизируют безнадежность, цветочная гирлянда напоминает символ вечности. Многие цветы и растения являются символами времен года: лимоны — это зима, цветы — весна, фрукты — лето, виноград — осень.
Главную роль в выполнении натюрмортов играет изучение последовательности и технологии выполнения натюрмортов в цветах, изучение шедевров мирового художественного искусства в этой области, знакомство с новыми художественными технологиями и материалами, которые возможно применить в работе над выполнением натюрморта с букетом.
Выполнение натюрмортов с букетами цветов и трав обычно вызывает большие сложности, т. к. работа над изображением формы отдельного цветка и букета в целом, а также выявления связи букета и натюрморта является сложной задачей и требует особенного подхода к методике и технологии выполнения натюрморта.
При создании натюрморта важно соблюдение методической последовательности. На первом этапе необходимо определиться с общим цветовым и тоновым содержание постановки, основными цветовыми отношениями, необходимо правильно найти композицию работы, правильное пропорциональное соотношение предметов, определить место для всех предметов и определить размер букета. Центр композиции можно выделить с помощью контрастного решения цветы и формы.
Почти во всех натюрмортах с цветами букет является центром композиции, служит цветовым и композиционным акцентом, и выполнение его в цвете является наиболее сложной задачей в работе над таким натюрмортом. После выполнения эскиза необходимо правильно и наиболее точно перенести его на большой формат и как можно точно определить место букета в композиции натюрморта. Затем можно переходить ко второму этапу работы — выполнению натюрморта с букетом в цвете. Нельзя начинать работу с детальной проработки букета, не нужно выписывать каждый цветок и листик отдельно, необходимо понять, какое место занимает букет в натюрморте, как он сочетается с фоном и окружающими его предметами, необходимо выявить характер букета и основные особенности составляющих его цветов и листьев.
При выполнении натюрморта с букетами цветов и трав можно обогащать и усложнять изображение, добиваясь дополнительных эффектов за счет применения новых красок (объемных, флоурисцентных, фактурных), различных эффектов из других видов искусства, (например, из ручной росписи по ткани — соль), возможно, использование некоторых профессиональных приемов художника-дизайнера в изображении и передаче различных фактур, применение приемов и возможностей коллажа и др