Последовательность работы над натюрмортом.




  • Композиционное решение листа
  • Конструктивное построение предметов натюрморта
  • Освещение, Объем, Частичное введение тона
  • Тоновое решение композиции натюрморта
  • Завершение и Обобщение

1. Композиционное решение листа

Композиционное решение рисунка тонового натюрморта потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым. Композиция состоит из разных тоновых пятен, которые образуют предметы натюрморта и пространство, в котором находится натюрморт. Эти пятна различаются по тону и размеру. Ваша задача - создать из этих тоновых пятен интересную и уравновешенную композицию, в которой все тоновые пятна композиции находятся в зависимости друг от друга (а при перемещении, изменении размера или удалении любого из них приводят к разрушению композиции рисунка - разрушается и конструкция графического листа).

До этого задания (в рисунке натюрморта) мы рассматривали конструкцию предметов натюрморта, но существует и конструкция графического листа —это тональный строй вашего рисунка. Тональный строй имеет первостепенное значение и для живописного произведения, являясь его конструкцией.

Цвет дает эмоциональное состояние. Что даст дальтонику отсутствие тона в живописном произведении? Серое пятно. Рассмотрите тональный строй вашего натюрморта через три обобщенных локальных пятна. Ими будут темное, светлое и нейтральное пятна. Чтобы облегчить себе задачу, рассматривая натюрморт, слегка прищурьтесь, и вы увидите эти обобщенные пятна. Освещенные и светлые части натюрморта слились в единое пятно; темные, теневые части и даже части светлых предметов в тени слились в другое пятно.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение этих пятен. В одном натюрморте главным в конструкции является темный тон, другой строится на преобладании светлого тона, но никогда эти тоновые пятна в одном натюрморте не могут быть равнозначными. Это есть закон композиции, «золотое сечение». Далее, работая над композицией графического листа (рисунка), вы будете стараться создать гармоничное, пропорциональное равновесие между этими тоновыми пятнами.

Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок натюрморта, выполните несколько форэскизов. Они выполняются в тоне, небольшого размера. Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции вашего натюрморта.

По фор - эскизу мы можем судить о достоинствах и недостатках композиции вашего натюрморта. Если достоинств в выбранной вами композиции больше, то надо подумать над тем, как исправить недостатки. Допустимо немного передвигать предметы натюрморта в вашей композиции, изменять положение источника света, усложнять пластику драпировок на переднем плане, корректировать падающие тени. В крайнем случае, можно поменять точку зрения и продолжить композиционный поиск.

Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно фор-эскизу. Найдем пропорциональные отношения между предметами натюрморта и приступим к конструктивному построению предметов натюрморта в пространстве листа.

2. Конструктивное построение предметов натюрморта

То, как выполняется конструктивное построение предметов натюрморта, рассмотрено нами в двух предыдущих разделах. Знаниями, полученными из них, необходимо воспользоваться и в этом разделе. Чтобы не повторяться, достаточно вкратце напомнить основные моменты конструктивного построения предметов натюрморта.

На основе метода прямой перспективы постройте плоскость стола, на которой нарисуйте следы от предметов натюрморта. Убедитесь, что следы «лежат» на плоскости стола, а затем постройте каркасы предметов, соблюдая пропорции и пропорциональные отношения между предметами натюрморта. Примените к линиям построения предметов натюрморта метод воздушной перспективы.

После завершения работы над конструктивным построением предметов натюрморта, их пропорциональными отношениями приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения —помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и предметов в этом пространстве.

До этого вы максимально использовали возможности линии. На первом плане линии построения активные и более темные. Самая темная линия —та, которая находится ближе всех линий к вам в вашей композиции, например, линия окончания стола. Это может быть и участок линии на эллипсах, когда вы передаете окружность в пространстве. Линия, удаляющаяся от вас к горизонту, по мере удаления теряет свою активность.

Не стесняйтесь в активности линейного рисунка. Он не должен быть «вялым», иначе (при введении тона) линейный рисунок пропадет, сольется с тоновым пятном и вам периодически придется его восстанавливать. Работа над линией, а значит, и над точностью рисунка, продолжается в течение всего рисунка натюрморта. Не убирайте намеренно линии построения из рисунка после завершения работы над конструктивной частью предметов натюрморта.

Передачу реального объема предметов натюрморта и пространства одним линейным рисунком не выразить, поэтому далее вам необходимо воспользоваться возможностями реального освещения.

Свет, распространяющийся от источника, падает на предметы натюрморта и имеет свойство отражаться от их формы. Сила отраженного света зависит от положения участка формы относительно источника освещения и вас (то есть угол падения равен углу отражения), а также от способности предмета принимать и отражать свет.

Способность принимать и отражать свет у предметов разная, это зависит от фактуры предмета, его материальности и окраса по светлоте. Предмет может иметь матовую или полированную поверхность, быть, например, из стекла; может быть светлым или темным. Все это сильно влияет на силу отраженного света. Так, самыми светлыми будут являться участки формы, к которым лучи света, направленные от источника, подходят перпендикулярно. Эти лучи света упираются в поверхность формы. Там, где лучи света от источника скользят по поверхности формы, она менее освещена.

Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. На телах вращения светотень мягкая и размытая, она совпадает с границей света и тени и напоминает вам светотень на таких геометрических предметах, как цилиндр, конус, шар. На корпусных предметах светотень жесткая, она совпадает с гранью.

Не забудьте определить и самое светлое место на предметах, имеющих форму вращения. Моделировка предметов натюрморта светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.

Создание тонового пятна графитовым карандашом потребует от вас определенного опыта. Штрих (линия) - одно из двух выразительных средств рисунка. Множество штрихов, созданных рядом друг с другом, образуют тоновое пятно. Плотность штрихов влияет на глубину тона. Тон наносится карандашом по форме предмета - так пишут почти все учебные издания о рисунке. Это не совсем верно, потому что шарообразные предметы натюрморта вам придется моделировать коническими кругами. Штрих - это не цель, а средство.

Цель - объем предмета, и при хорошей моделировке формы предмета натюрморта штрих в глаза не бросается. Наносите штрих, как вам удобно; обычно он наносится справа налево и сверху вниз под углом примерно в сорок пять градусов (для человека, рисующего правой рукой). Исходя из собственного опыта, в дальнейшем вы будете чувствовать, когда вы «гладите собаку по шерсти», а когда «против нее».

Если одновременно наносить тон по теневой и светотеневой частям предмета, соблюдая при этом законы воздушной перспективы, то получится теневая часть, состоящая из светотени, рефлекса и контурной линии. Со вниманием отнеситесь к падающим теням. Граница света и тени у них жесткая (при одном источнике освещения), и существует область светотени, отчего тень внутри кажется прозрачной.

Изображение падающей тени - дело хитрое. Проще говоря, если падающая тень подчеркивает плоскость стола, на которую она падает, и выявляет объем драпировки, то ее показывают в полном объеме. Но если эта тень разрушает объем, на который падает, с ней обходятся деликатно. В архитектурном, дизайнерском рисунках тень от предмета, если она разрушает форму самого предмета, на который падает, по мере удаления от предмета растворяют или вовсе не показывают.

Проделав эти операции (применив методы), вы выполнили рисунок с частичным введением тона, произвели анализ пространства, формы предметов натюрморта и освещения. Для архитектора или дизайнера, интерес которых направлен на формообразование объекта, задача выполнена; для рисовальщика же, преследуемая цель которого - передать реальный трехмерный мир предметов и сами предметы в двухмерном пространстве листа, рисунок продолжается.

Переходим ко второй части академического рисунка.

 

Тон и тоновые отношения - что это такое? Выполняя учебный рисунок графитовым карандашом, вы не можете передать цветовые отношения предметов натюрморта. Вы можете только сравнивать их между собой по тону: насколько один предмет светлее или темнее другого, что есть самое светлое, а что есть самое темное в натюрморте. Графитовый карандаш может передать градацию тоновых пятен от самого светлого до самого темного пятна. Но это не значит, что такая градация соответствует реальности, потому что самое светлое в реальности —это солнце, искусственный источник освещения, блик, а самое темное —это абсолютная темнота.

Самый светлый тон в рисунке соответствует чистому листу бумаги и может передать светлоту блика в натюрморте. Самый темный тон в рисунке соответствует возможностям карандаша, с помощью которого вы можете передать теневую часть самого темного предмета. Итак, мы получили две противоположные крайности тона. Все остальные тоновые соответствия находятся между этими крайностями. Воспользуйтесь возможностями карандаша и приступайте к тоновому решению композиции натюрморта.

Рассмотрим два способа тонового решения натюрморта. Первый способ основан на «классическом» методе, при использовании которого идет постепенное введение тона через сравнение двух (а лучше - трех) находящихся по соседству тонов. Выберите самый темный предмет натюрморта, например, медный, старый чайник. Определите его тон на свету по отношению к гипсовой, белой архитектурной детали, находящейся за ним, будь то картуш, розетка —не важно, и введите этот тон в чайник. Тон должен вводиться одновременно и в теневую часть чайника, что также усилит тень по отношению к свету. И так - на любом предмете.

Почему вы начали тоновое решение натюрморта с темного предмета? Во-первых, введение тона выявит вам силуэт чайника на фоне архитектурной детали, и еще вы сможете уточнить контурную линию, а если надо, то и усилить ее. Во-вторых, сможете задать шкалу тоновых градаций - от самого светлого пятна к самому темному, потому что драпировка, на которой стоит чайник, занимает среднее положение по тону между чайником и архитектурной деталью. В-третьих, это единственное тоновое и конструктивное пятно, которое все предметы объединяет. Потому как даже самый светлый предмет в тени почти одинаков по тону с самым темным предметом в тени.

С расширением шкалы в сторону темного тона расширяется и палитра промежуточных тонов. Обратите внимание, что источник света находится не просто сбоку, но и сверху. Все горизонтально расположенные плоскости светлее вертикальных плоскостей, в том числе, и верхняя часть чайника.

Положение формы предмета по отношению к источнику света можно определить по контурной линии, особенно это видно на предметах, имеющих форму вращения. Надо только представить, как луч света ведет себя на этих объемах, упирается ли в них, скользит по ним или проходит, не касаясь их. От этого зависит и передача объема предметов при помощи тона. Вмятины, рефлексы, потертости, неравномерности красочного слоя на предметах при их передаче приведут к разрушению объема предмета. Передача материальности предмета в ущерб его объему не приемлема, так как требует определенного опыта.

Смотрите на рисуемый вами натюрморт с легким прищуром, он будет выглядеть цельнее при таком видении, царапин на предметах вы уже не увидите, и это будет правильно. Постоянно сравнивая предметы натюрморта по тону между собой и уделяя большое внимание пластическому решению объема предметов при помощи света, вы подошли к завершению работы над натюрмортом…


Завершение и Обобщение

 

…Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок натюрморта в целом и проанализируйте его. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно»? Просто, рисуя натюрморт, вы потеряли ощущение его композиционной целостности.

Сколько бы ни было предметов в натюрморте —это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы предметов натюрморта. Увлекаясь проработкой предметов и их деталей, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на натюрморт широко открытыми глазами и видели все подряд.

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени предметов стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части предметов стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах композиции, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный — к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка натюрморта.

Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки.

Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

Теперь, когда вы понимаете, что композиция натюрморта может строиться на тоновых пятнах, рассмотрим второй способ (метод) тонового решения натюрморта. Вернемся к разделу «Композиционное решение листа» и еще раз с ним ознакомимся. Именно с этого раздела начинается другой подход к тоновому рисунку натюрморта.

Задача: привести натюрморт к обобщенному состоянию тоновых пятен. Увидеть композицию натюрморта через крайние, противоположные тоновые отношения, то есть темное и светлое.

Цель: найти равновесие, баланс двух тоновых пятен в пространстве листа. Создать тоновую конструкцию листа.

Далее выполняем конструктивное построение натюрморта согласно форэскизу и вводим освещение, что позволит построить границы света и тени, а также границы падающих теней. Обратим внимание на тоновое состояние освещенных и теневых частей натюрморта. Освещенные части натюрморта различны по тону, в зависимости от окраса предметов, фактуры, материала. Теневые части, напротив, очень близки по тону и объединены в локальное единое пятно. Даже самый светлый предмет в тени имеет небольшие отличия в тоне от более темных предметов.

Сделаем вывод. Теневая часть натюрморта является связующим пятном для всех предметов натюрморта.

Предлагается приступить к тоновому решению натюрморта с организации теневых частей натюрморта в единое пятно. Это позволит активно лепить форму предмета светом и тенью, следить за развитием тонового пятна и сохранять композицию в равновесии, а также продолжать работу над совершенствованием линейного рисунка.

По окончании работы над темным пятном мы получим как бы крайние границы тоновой шкалы (скажем, границу темного и границу светлого) в пределах, в которых мы и будем строить отношения полутонов. Но эти отношения будут нами полностью управляемы. Они будут смещаться или в сторону темного, или в сторону светлого, в зависимости от необходимого тонового баланса, окраса предметов, воздушной перспективы, освещения.

Итак, работа над рисунком идет быстро и осознанно. На протяжении всей работы над рисунком не теряется ощущение целого. Рисунок в завершенном виде выглядит контрастным, не «замученным», но все это требует определенного опыта.

ВАРИАНТЫНАТЮРМОРТОВ.

ДЕТАЛИ И ФРАГМЕНТЫ.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ «НАТЮРМОРТ С КУКЛОЙ ЯПОНКОЙ»

 

 

 

 

 


ВТОРОЙ ВАРИАНТ «НАТЮРМОРТ С КУКЛОЙ ЯПОНКОЙ»

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: