Требования к составлению Анкеты




Особенности количественного и качественного исследования

 

  Количественное исследование Качественное исследование
  Методология Позитивистская традиция, основные ее принципы: – достоверное, объективное знание, истина абсолютна; – описание логических связей между отдельными параметрами (переменными); – жесткая детерминация Методология Феноменологическая традиция, основные ее принципы: – релятивизм; – истина относительна; – описание общей картины события или явления; – свобода выбора индивида
  Цели исследования Ответить на вопросы «Как много?», «Как часто?», «Сколько?»; измерить количество в процентах; обеспечить подтверждение (гипотезы выдвигаются заранее); исследование вширь Цели исследования Ответить на вопрос «Почему?»; понять смысл, значимость; обеспечить глубину понимания; стимулировать открытие, поиск (гипотезы часто формулируются в результате исследования); исследование вглубь
  Вид исследования Чаще описательное или аналитическое (измерить взаимосвязи, дать факторное объяснение) Вид исследования Чаще разведывательное (интерпретационное), т. е. интерпретировать, понять наблюдаемое
  Выборка Обычно случайная выборка, большой объем выборки Выборка Целевая выборка, небольшой объем; показателем служит насыщаемость, повтор информации
  Фокус анализа Макроанализ, общее, генеральное, в центре внимания структуры, объективное, массовое Фокус анализа Микроанализ, особенное, частное; в центре внимания человек, внутреннее, субъективное, индивидуальное, его смысл
  Логика анализа Дедуктивная: от абстракций к фактам путем операционализации понятий Логика анализа Индуктивная: от фактов, из рассказов о жизни – к концепциям. Например: groundedtheory – восхождение к теории  
  Критерии надежности Достоверное повторение установленных связей Критерии надежности Реальное насыщение информации
  Стиль изложения Жесткий, холодный, я – абстрактный Стиль изложения Мягкий, теплый, «Я» – живой, конкретный, вовлеченный
  Представление данных В виде статистических распределений, процентов Представление данных В виде высказываний, фрагментов, документов, наблюдений, транскриптов
Анализ данных Осуществляется статистическими, математическими методами Анализ данных Производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины события или явления через раскрытие субъективного смысла  
Методы Анкетирование, формализованное интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ Методы Глубинное (свободное) интервью, фокус-группа, включенное наблюдение, нарративный метод
       

 

Структура соц исследования

1. Подготовительный этап:

1. Формулировка проблемы, которая будет исследоваться.

2. Инициатором исследования может быть не только заказчик, но и сам исследователь: это распространенная сегодня форма работы по грантам.

3. Разработка т.н. программы социологического исследования, в которой отражаются теоретические, методические и организационные представления всего хода исследования:

 

а) определение проблемной ситуации, объекта и предмета исследования;

б) формулировку цели и задач исследования;

в) интерпретацию или уточнение понятий, используемых в исследовании;

г) предварительный системный анализ объекта;

д) выдвижение гипотез исследования.

4. Обоснование (выбор) методов исследования: составление инструментария

(например, анкета).

5. Проектирование выборки (кого и сколько опрашивать).

 

2. Полевой этап:

1. Отбор опрашиваемых (респондентов) по определенным правилам.

2. Сбор информации с помощью выбранного метода.

3. Контроль за работой участников исследования (анкетеров и интервьюеров).

3. Завершающий этап:

1. Обработка полученных данных (информации).

2. Анализ и интерпретация (объяснение) данных.

3. Формулировка выводов.

4. Написание отчета (записки, статьи и т.д.)

 

Требования к составлению Анкеты

1. Анкета условно состоит из 3-х частей:

А) Вступление: указывается тема, кто и с какой целью проводит опрос, а также инструкция по заполнению (кратко).

Б) Основная часть: вопросы и варианты ответов.

В) Заключительная часть обычно содержит вопросы, связанные с социально-демографическими характеристиками респондента: пол, возраст, образование и т. д.

Анкета обязательно должна заканчиваться словами благодарности: «Большое спасибо за ответы», «Благодарим за участие в исследовании» и т.д.

 

2. При построении анкеты необходимо учитывать следующее:

1. Вопросы должны располагаться от простых к сложным, сложные вопросы -располагаются в середине анкеты.

2. Не начинать с открытого вопроса (без вариантов ответов).

3. Не начинать с вопроса в табличной форме.

4. Соблюдать логическую последовательность вопросов.

5. Учитывать эффект влияния одного вопроса на другой.

6. Не допускать скопления однотипных вопросов.

7. Вводить пояснительные фразы (например, сколько можно выбрать вариантов).

8. Формулировки вопросов должны быть нейтральны по форме, чтобы не склонять респондентов к какому-либо ответу.

9. Формулировка вопроса четкая и ясная (избегать витиеватости, иностранных слов, учитывать род занятий и уровень образования респондентов).

10. Не следует использовать отрицательные (эмоционально-оценочные) формулировки: «безответственные работники», «неверные решения», хорошие, плохие и т.д.

3.Требования к оформлению анкеты:

1.Формулировка вопроса и ответа печатаются разным шрифтом. Вопрос желательно выделить жирным шрифтом.

2. Вопрос и варианты ответа к нему печатаются на одной странице.

3. В конце вопроса можно дать инструкцию как работать с вариантами ответов (нр: -- можно выбрать несколько вариантов - или - выберите не более двух вариантов -).

4. Размер анкеты: может быть различным:встречаются анкеты из 3–5 вопросов и из 100 и более. Но следует учитывать: громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди чаще проявляют небрежность. Короткие анкеты - создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета. На практике считается, что 20–30 минут – это тот срок, который позволяет респонденту высказаться и не утомиться.

4.Логические ошибки:

1. Вопрос не должен что-то внушать и требовать определенного ответа. (нр.: «Почему Вам нравится работа столовой?»).

2. В перечне ответовварианты не должны пересекаться (нр: «иногда», «редко»).

3. Формулировка вариантов ответов должна быть одинаковой длины.

3.Перечень ответов,т.н.шкала должна быть сбалансирована: присутствовать в равной степени моменты согласия / несогласия; уверенности / неуверенности (нр: согласен полностью, согласен частично, полностью не согласен).

4. Учитывать для кого вопрос предназначается. Для этого надо применять, т.н. вопросы-фильтры, они делят опрашиваемых на тех к кому относится или не относится вопрос (нр: прежде чем спросить: «Доверяете ли Вы газете «Коммерсант»?», следует спросить: «Читаете ли Вы газету «Коммерсант»?» и далее варианты – да,–нет).

 

Проект

Техническое задание

(или Рабочий план)

По исследованию «Проблемы и перспективы реформы здравоохранения»

(на примере г. Томска)

Виды работ сроки стоимость результат Ответственный Примеча-ния
1 этап. Определение общей концепции исследования (цели, задачи, методы исследования) А- разработка инструмента (составление анкеты); Б- пилотаж анкеты (апробация инструмента) В- разработка и обоснование выборки; Сентябрь 2014 г.     Сентябрь, 2014г.       Анкета     Проект выборки   Иванова В.С.     Иванова В.С.    
11 этап. Полевое обследование (сбор данных) А- проведение анкетирования; инструктаж анкетеров; прием анкет и т.д. Б- математическая обработка материалов опроса: - (построение матрицы анкеты, рядов распределений, графиков, диаграмм и т.д.); - перенос данных анкеты на машинные носители, т.н. «набивка в компьютер»     Октябрь 2014   2-3 недели     1-2- недели, после сдачи последней анкеты   1 анкета – 50 руб.   5000руб.   Набивка 1 анкета стоит 7-10 руб.   Опрос     Таблицы, графики     Матрица данных   Организатор опроса     Математик:   «Кодифика-торы - Набивщики»     Результат только после предоплаты    
111 этап. Анализ и интерпретация результатов исследования, выводы. (написание аналитической записки).   В зависимости от объема, не менее месяца.   Отчет, записка Иванова В.С.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: