Основные направления коррекционной работы в Лицее




Программа коррекционной работы при получении начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико - педагогической помощи в условиях Лицея;

• коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Лицея; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

• информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В системе отработаны такие направления коррекционной деятельности как:

1. Работа расширенной школьной комиссии (директор школы, учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог) по анализу рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии – сентябрь;

2. Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов – сентябрь, декабрь, май. Используются материалы педагогической диагностики обучения младших школьников, разработанные авторами УМК «Начальная школа XXI века», Проверочные тестовые работы, материалы методических пособий для учителей, работающих по УМК.

Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь, декабрь, май;

3. Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих:

• Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);

• Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);

• Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия (Приложение 2);

• Разработка программ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и физического развития (См. соответствующую программу ООП НОО); анализ успешности их реализации – в течение года;

При разработке коррекционных программ учитываются условия успешного проведения коррекционно-развивающей работы.

4. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании – в течение года.

 

Диагностическая работа включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

• изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей учащихся;

• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

• анализ успешности коррекционно - развивающей работы.

Цель: обеспечение своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Лицея.

 

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности Дата Ответственные
1. Выявить учащихся, нуждающихся в специализированной помощи Создание банка об учащихся, нуждающихся в специализированной помощи Беседа, наблюдение классного руководителя, анализ работ учащихся сентябрь классный руководитель, психолог
2. Провести диагностику отклонений в развитии Получение объективных сведений об учащихся на основании диагностической информации специалистов разного профиля Анкетирование, беседа с логопедом, психологом. Заполнение специалистами карты индивидуального развития октябрь   классный руководитель, психолог
З. Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности. Выбрать (создать) оптимальную для развития обучающегося коррекционную программу Организация и проведение специалистами индивидуальных (групповых) коррекционно- развивающих занятий В течение учебного года логопед, психолог, классный руководитель

 

Коррекционно - развивающая работа включает:

• выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• системное воздействие на учебно - познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательной деятельности, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

• коррекцию и развитие высших психических функций;

• развитие эмоционально - волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; формирование универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

 

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Ответственные
Обеспечить психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Программа ППС анкетирование, диагностика, анализ, систематизация педагог - психолог
Обеспечить логопедическое сопровождение детей с ОВЗ Программа ЛС анкетирование, диагностика, анализ, систематизация логопед
Обеспечить контроль состояния здоровья учащихся с ОВЗ, соблюдение СанПиНов Сбор информации. Информационная справка о состоянии здоровья детей и рекомендациях для педагогов и родителей. Протокол заседания ПМПК. наблюдение, систематизация, беседы, консультации, ПМПК школьный врач
Создание и реализация программы лечебной физкультуры анкетирование, беседа с родителями, анализ, систематизация совместно с медицинским работником школы учитель физической культуры
Организация мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья учащихся и формирование навыков ЗОЖ. Дни здоровья   учитель физической культуры
Разработка индивидуальной траектории развития ребенка Программа индивидуального развития ребенка анализ, систематизация, консультации, беседы классный руководитель, учитель, педагог - психолог
Осуществление дифференцированного и индивидуализированного обучения с учетом специфики нарушения развития ребенка Протокол заседания ПМПК. Расширенные календарно-тематические планы. Банк дифференцированных КИМов по предметам. Обучаюший семинар для учителей. индивидуальные и групповые коррекционные занятия учитель, педагог - психолог


Консультативная работа включает:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательных отношений.

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с учащимся с ограниченными возможностями здоровья;

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель: обеспечение непрерывности специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.

 

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки Ответственные
Выработка обоснованных рекомендаций для всех участников образовательных отношений Продуктивность использования психолого-педагогическ-их и медицинских рекомендаций (разработать план информационно-консуль-тативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками Лицея) По итогам диагностического обследования Сентябрь-октябрь специалисты ПМПК, психолог учитель-лого-пед, дефектолог, социальный педагог
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с детьми с ОВЗ Повышение компетентности педагогов при оказании помощи ребенку с ОВЗ Практикумы, индивидуальные и тематические консультации В течение года специалисты ПМПК, психолог, учитель-лого пед, дефектолог, социальный педагог
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного воспитания ребенка с ОВЗ Улучшение обстановки в семье; стабилизирование самочувствия ребенка; «Сглаживание» психологических проблем Родительские собрания (тематические родительские собрания) Индивидуальные консультации по запросу родителей В течение года специалисты ПМПК, психолог, учитель-лого пед, дефектолог, социальный педагог

 

Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений - учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,

• рассмотрение вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей о индивидуально-типологических особенностях различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель: проведение разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки Ответственные
Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; психолого – педагогическое просвещение педагогов, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей; мотивация педагогов на организацию педагогической деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении. Формирование комплексного подхода к развитию ребенка в целом; оказание родительской помощи на этапе школьной жизни; комфортное пребывание ребенка в классе, в ОУ Собеседование с родителями по выбору программ и перспектив обучения; освещение логопедом специфических ошибок; -характеристика детей с различными речевыми нарушениями; проблемы общения детей с речевой патологией; -взаимодействие учителей и родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей восприятия учебного материала; -Стендовый лекторий для родителей; акция «Родительский урок» -организация обмена необходимой информацией между учителями – предметниками. По необходимости     По необходимости   1раз в месяц     1раз в месяц     1раз в месяц Зам. директора по УВР     Логопед   Учителя- предметники     Зам. директора по УВР

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: