Шри Баладевы Видьябхушаны




ШРИ ВИШНУ-САХАСРАНАМА-СТОТРА

Вишну-сахасра-нама-стотра

Молитва тысяче имен Господа Вишну

(из «Махабхараты» Кришны Двайпаяны Вьясы)

С комментариями Шрилы Баладевы Видьябхушаны

(«Намартха-судха-бхашья»)

Перевод с санскрита и примечания: Кушакратха дас (ACBSP)

Перевод с английского: Авадатта деви даси

 

 

Краткое житие

Шри Баладевы Видьябхушаны

 

Шри Баладева Видьябхушана был в высшей степени отрешенным вайшнавом, полностью свободным от желания прославиться. Ради блага всего человечества он написал множество книг, но ни в одной из них не упомянул ни о своей родине, ни о своем происхождении. Историки определили, что он родился в восемнадцатом столетии, вероятнее всего в Ориссе (возможно, близ Ремуны).

Баладева завершил изучение грамматики, поэзии, риторики и логики еще ребенком, после чего отправился в паломничество. Он провел некоторое время в Южной Индии, где общался с таттвавади, познакомился с учением Шри Мадхвачарьи и стал проповедовать его учение по всей Индии.

Судя по всему, санньясу он принял в девять лет. Согласно бытующей среди последователей Мадхвы традиции, санньясу получают основном от ачарьев. Такие ачарьи часто принимали в ученики мальчиков, посвящали их в санньясамантру и воспитывали так, чтобы те становились продолжателями цепи ученической преемственности. Возможно, так было и в случае с Баладевой. Он получил посвящение в цепи Вьяса-Тиртхи, одного из самых выдающихся философов ученической преемственности Мадхвы. Основанная ВьясаТиртхой организация — одна из самых уважаемых и известных во всей Мадхвасампрадае.

В ходе своих странствий Баладева вернулся в Ориссу, где встретился с Радха-Дамодарадевой и обсуждал с ним философию. Радха-Дамодарадева изложил ему основные положения философии гаудиявайшнавов, как их разъяснил Шри Чайтанья Махапрабху, и попросил Баладеву принять безграничную милость Господа Чайтаньи. Слова Радха-Дамодарадевы проникли в сердце Баладевы и пробудили в нем божественную любовь. Через несколько дней он был инициирован в мантру, состоящую из имен Радхи и Кришны, и приступил к изучению «Шатсандарбхи» Шри Дживы Госвами. Вскоре он стал блестящим знатоком философии гаудия-вайшнавов. Получив разрешение и благословение своего гуру, он отправился в Шри Вриндаванадхаму, чтобы изучать гаудиявайшнавскую философию под началом Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Тот был очень рад видеть смирение, отрешенность и глубокие познания Баладевы. Вишванатха Чакраварти во всех подробностях обучал его философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы одновременного непостижимого тождества и различия. Баладева принял ее всем сердцем и начал весьма деятельно проповедовать учение Махапрабху.

В те дни представители Шрисампрадаи подали в суд царя Джайпура жалобу: поскольку у гаудиявайшнавов нет своего комментария на «Ведантасутру», они недостойны поклоняться Божествам, а потому храмовое поклонение должно стать эксклюзивным правом Шрисампрадаи. Также они говорили, что ни одна шастра не подтверждает подлинность традиции поклонения Шримати Радхарани вместе со Шри ГовиндойГопинатхой.

Царь Джайпура, Садачари Раджа, получил посвящение в Гаудиясампрадае, и поэтому втайне сообщил вриндаванским вайшнавам о происходящем. Однако царя все же вынудили вынести мурти Радхарани из алтарной комнаты и запретить бенгальским гаудиявайшнавам поклонятся Божествам в храме.

К тому времени Шрила Вишванатха Чакравартипада был уже стар, а потому не мог отправиться в Джайпур лично; он направил туда своего ученика, Шри Баладеву, непревзойденного знаток шастр, который мог достойно принять вызов. На большом собрании Баладева привел последователям Рамануджи такие весомые доводы, что те не смогли ничего на них возразить. Кроме того, он сказал: «Шри Чайтанья Махапрабху, основатель Гаудиявайшнавасампрадаи, принимал „Шримад-Бхагаватам“ как естественный комментарий к составленной самим Шрилой Вьясадевой „Веданта-сутре“. Это подтверждается и в „Шат-сандарбхе“». Однако собравшиеся ученые отказались принимать чтолибо иное, кроме фактического комментария к «Ведантасутре». Баладеве не оставалось ничего, кроме как пообещать им представить такой комментарий.

Шри Баладева отправился в храм Шри Говиндаджи и, распростершись перед Божеством, сообщил Ему о том, что произошло. Той же ночью ему во сне явился Господь и наставил в том, как написать комментарий на «Ведантасутру»: «Я Сам буду диктовать тебе комментарий, и поэтому никто не сможет не признать его». Воодушевившись таким видением, Баладева воспрянул духом и через несколько дней уже завершил комментарий, который называется «Шри Говинда-бхашья». Он снова пришел на собрание ученыхрамананди, и те после прочтения его труда буквально потеряли дар речи. Это была победа Гаудиясампрадаи; Баладеве пожаловали титул «Видьябхушана».

Собрание происходило в Голте, неподалеку от современного Джайпура. Там Баладева Видьябхушана установил Божество Виджая-Гопала, о котором, к сожалению, в наше время ничего не известно. С тех пор махараджи Джайпура блюдут традицию: Шри Говинде следует поклоняться в Его храме в первую очередь, другие храмы могут проводить свои арати только после этого.

Потерпев поражение, ученыерамананди изъявили желание получить посвящение у Шри Баладевы Видьябхушаны. Однако тот отказался, заверив их, что среди всех четырех подлинных цепей вайшнавской ученической преемственности Шрисампрадаю глубоко чтут за развитие учения о дасьябхакти, или преданности в качестве слуги. Уронить честь такой сампрадаи было бы оскорбительно.

Вернувшись во Вриндаван, Баладева Видьябхушана известил Вишванатху Чакраварти о победе, и тот благословил ученика. Тогда же Баладева Видьябхушана начал писать комментарий на «Шат-сандарбху» Шрилы Дживы Госвами.

Когда Шри Вишванатха Чакраварти завершил свои игры на этой планете, Шри Баладева Видьябхушана стал следующим ачарьей ученической преемственности гаудиявайшнавов.

 

Мангалачарана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: