Не хочу пока говорить про превращения в конце




Мастер и Маргарита. Булгаков

Пока читала первую часть несколько раз было желание бросить
Даже не так

Было интересно

Но если бы я не знала, что это классика и Булгаков, я бы уже раза три подумала, что это какая-то современная фигня
Единственная теория, которая у меня получилась это то, что это один из первых фантастов и, возможно, многие последующие опирались не него, что, в общем-то подтверждается (я, например уверена, что Волан-де- Морт от Воланда, живые шахаты, Фестралы, появление из камина и даже, возможно, Живоглот тоже отсюда)
А вот со второй части стало совсем интересно
Единственное, на чем все еще было скучно – куски романа мастера про Пилата
теперь цитаты

 

Знаковые или очень важные: желтый

Воланд: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

Коровьев: «Нет документа, нет и человека»

«Меняется облик всех летящих к своей цели»

Маргарита: розовый
Ее появление: она пошла его искать, именно искать, «потому что жизнь ее пуста»

 

*Описания жизни, о какой, по словам же автора, мечатли бы миллионы женщин этого времени
«Словом… Она была счаслива? Ни одной минуты!»

«Или это значит, что он приходил за мною, и я очень скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец»

Такая логика довольно редко встречается в классической литературе

Хотя тут, конечно, классики мало, мягко скажем
Да и релегия съехала куда-то не туда
И все же обычно позиция, что после смерти рай или ад
А тут она думает про покой и конец мучений
И, главное, она угадывает, в тексте много раз сказано, что им с Мастером предстоит именно Покой

 

«И неожиданно дикий разгром прекратился. «… » В маленькой кровати с сеточными боками сидел мальчик лет четырех и напряженно прислушивался.»

А вот эта деталь лично для меня очень важна
Даже важнее, чем освобождение Фриды, потому что тогда она страшно устала, вообще весь день был весьма необычный, и в момент такого важного решения и еще большего стресса на нее просто накатывает глупое решение (а каким бы оно ни было милостивым и добрам, я считаю, что оно все же глупое)
А вот этот поступок с ребенком, которого она мастерски (черт, это наречие даже не специально выскочило, но теперь пусть остается) успокаивает почему то внушает мне очень большое к ней уважение.

 

Опять вопрос в пространство: почему именно лицо Малюты Скуратого у нее вертелось перед глазами? Это же наверняка что-то значит?

Воланд: зеленый
Первая встреча, описание
«Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

От лица Берлиоза: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны в пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз»

Еще одно описание:

«Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.
Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла.»

Про Воланда у меня что-то одни описания, но:
«лицо с тихо горящим глазом»

Вообще, Воланд – очень необычный сатана
Во-первых, он красивый (ну или это только мне так безумно нравятся его описания)
Во-вторых, голос (опять же, может это я так люблю низкие голоса, но у него не просто бас у него: «Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип»)

В-третьих, он не абсолютное зло
Он не то, чтобы ругает, но журит (редко использую это слово, но тут подходит именно оно) Бегемота и Коровьева за их разрушения и баловство
Он позволяет Бегемоту вести себя так, как он себя ведет

Но это мелочи
А вот с исполнением желания Марго и тем, что он дал ей второй шанс, а потом еще исполнил много дополнительных мелких желаний: напоил лекарством, обеспечил жильем и завтраком, дал высказаться и решить все
Тут не просто нет абсолютного зла
Тут вообще зла нет

Мастер: синий

Я не знаю зачем и как это объяснить, но пусть пока будет, как рандомная мысль: когда Иван рассказывает Мастеру свою историю он говорит фразы «Умоляю, дальше» и «Дальше, и не пропускайте, пожалуйста, ничего»
Когда Мастер рассказывает Ивану свою историю, то теперь Иван повторяет абсолютно слово в слово эти же фразы

 

Этот его крик: «Отравитель!» Он, мне кажется, показывает, что Мастер все еще так и не осознал ни бала, ни сделки, ни вообще того, кто эти люди (если их можно так назвать, конечно)
Потому что после смерти - покой
Потому что смерть – спасение
А что в подвале? «Как-нибудь»? Нищенствовать?

 

«Навсегда! Это надо осмыслить, – прошептал мастер и лизнул сухие, растрескавшиеся губы. Он стал прислушиваться и точно отмечать все, что происходит в его душе. Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно – предчувствием постоянного покоя.»

 

Бегемот: подчеркнутый

Он просто чудесен, я не знаю

«Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир.»

 

«Помилуйте, королева, разве я позволил бы налить даме водки? Это чистый спирт!»

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»

«моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой!»

«оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.» - это почему-то напоминает мне маленького принца

Иван:

«Какая красивая, – без зависти, но с грустью и с каким-то тихим умилением проговорил Иван, – вишь ты, как у вас все хорошо вышло. А вот у меня не так, – тут он подумал и задумчиво прибавил: – А впрочем, может быть, и так...»

Ассоциативные: фиолетовый
«“Все в порядке”, - приказал себе профессор, чувствуя, что все в полном беспорядке»

«Так, например, один горожанин, как мне рассказывали, получив трехкомнатную квартиру на Земляном валу, без всякого пятого измерения и прочих вещей, от которых ум заходит за разум, мгновенно превратил ее в четырехкомнатную, разделив одну из комнат пополам перегородкой. Засим эту он обменял на две отдельных квартиры в разных районах Москвы – одну в три и другую в две комнаты. Согласитесь, что их стало пять. Трехкомнатную он обменял на две отдельных по две комнаты и стал обладателем, как вы сами видите, шести комнат, правда, рассеянных в полном беспорядке по всей Москве.»

«Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете» - Очень напоминает Даниэля

 

Что вы знаете о длинных очередях? «не чрезмерная, человек в полтораста»

После очень долгого и подробного описания еды идёт: «Но довольно, ты отвлекаешься, читатель! За мной!..» Да блин, Булгаков издевается

 

В описании танцующих в ресторане Грибоедова почти подряд идут фамилии “Драгунский” и “Денискин” и хотя Денискины рассказы на 20 лет младше, но встреча этих фамилий почти подряд была неожиданной

Коротко об обращении к женщинам в русском языке: «пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице»

 

А вы знаете, чем утренние коты отличаются от вечерних? А вот Булгаков знает: «У котов, шнырявших возле веранды, был утренний вид.»

А еще Булгаков использует феминитивы: Прасковью Фёдоровну он называет фельдшерицей

 

Мастер: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих»

«И тут же Василия Степановича Арестовали» Вот его сесем жалко
Каждый из тех, с кем что-нибудь случилось хоть чуть-чуть, но согрешил

Хоть чертыхнулся (это я про Костюм сейчас)
А этот исправно, очень исправно выполнял свою работу
В одном приемнике деньги не приняли, он пошел в другой
И во втором не приняли, но он пошел в третий!!!

 

Никанор Иванович (тот, который взятку в вентиляцию спрятал): «И Куролесов рассказал о себе много нехорошего. Никанор Иванович слышал, как Куролесов признавался в том, что какая-то несчастная вдова, воя, стояла перед ним на коленях под дождем, но не тронула черствого сердца артиста. Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?»
Теперь, познакомившись с одним из его произведений, Никанор Иванович загрустил, представил себе женщину на коленях, с сиротами, под дождем, и невольно подумал: «А тип все-таки этот Куролесов!»
А тот, все повышая голос, продолжал каяться и окончательно запутал Никанора Ивановича, потому что вдруг стал обращаться к кому-то, кого на сцене не было, и за этого отсутствующего сам же себе и отвечал, причем называл себя то «государем», то «бароном», то «отцом», то «сыном», то на «вы», то на «ты».
Никанор Иванович понял только одно, что помер артист злою смертью, прокричав: «Ключи! Ключи мои!» – повалившись после этого на пол, хрипя и осторожно срывая с себя галстух.»

«Маргарита ударяла по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент. Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под ударом молотка верхняя полированная дека.» РОЯЛЬ ЖАЛКО!!! Ну за что она с ним так?!

 

«Маргарита наклонила щетку щетиной вперед, так что хвост ее поднялся кверху, и, очень замедлив ход, пошла к самой земле.» Тут ничего особенного, просто обычно все летают щетиной/прутиками сзади. А она вот летит щетиной вперед

 

Опять мысль в пространство: оркестром на балу дирижирует Штраус! Штраус!!! (Именно в этот момент книги я окончательно поняла, что она мне нравится и совсем перестала считать ее фигней)

 

«на которой сидел тот, кого еще недавно бедный Иван на Патриарших прудах убеждал в том, то дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел сейчас на кровати»

«Чтобы жениться, прокуратор, требуются деньги, чтобы произвести на свет человека, нужны они же, но чтобы зарезать человека при помощи женщины, нужны очень большие деньги, и ни у каких бродяг их нету.»

Мне ужасно нравится Стравинский
Просто мой любимый герой, хотя его и очень мало
Но он настоящий мастер своего дела

«кстати: профессору Стравинскому удалось их привести в порядок в течение двух часов времени путем каких-то впрыскиваний под кожу»

«Азазелло просил не беспокоиться, уверял, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей»

«и этими жертвами стали, как это ни грустно, черные коты.
Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны.»

Маргарита: «Слушай беззвучие!»

«В какое бы время кто бы ни позвонил в Варьете, всегда слышался в трубке мягкий, но грустный голос: «Я вас слушаю», – а на просьбу позвать к телефону Варенуху, тот же голос поспешно отвечал: «Я к вашим услугам».»

Не хочу пока говорить про превращения в конце

Это явно очень важно, но я пока не могу сформулировать свои мысли об этом
Как и об освобождении Мастером Пилата

2. В Романе очень много говорящих фамилий
Да вообще все
А еще имена женских персонажей очень интересние: чаще всего они очень красивые и какие-то редкие, но при этом с очень простыми отчествами
Но и про Фамилии, и про Имена я как-то заметила уже к концу, поэтому осознать и подобрать подтверждений не успела
3. Часть про Пилата мне показалась довольно скучной и я тоже не хочу пока ее анализировать, хотя там тоже безусловно есть очень важные штуки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: