Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки.




Применение здоровье сберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

(Пальчиковые игры и сказки)

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка»

Аблакотова Светлана Александровна.

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное – это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении,

развитии и здоровья.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Коррекционно-развивающая деятельность в нашем ДОУ ведется по 3 направлениям: коррекция нарушения слуха, коррекция нарушения речи, коррекция нарушения зрения.

Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Вместе с тем эти возможности в современных социальных условиях используются не всегда эффективно. Многолетний опыт музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки показывает, что музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие, а также здоровья.

Всем известно могущество музыкального ритма. Согласимся с мнением выдающихся музыкальных деятелей, что ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

 

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача нашего детского сада.

Целью моей работы является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности, применяя здоровье сберегающие технологии.

С учетом цели были поставлены следующие задачи:

 

Задачи по здоровье сбережению:

Укрепление здоровья ребенка.

Профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья;

развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;

снижение эмоционально-психического напряжения, а также формирование положительных эмоций и душевного равновесия;

создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми.

 

Задачи по музыкальному воспитанию:

формирование умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.

 

Задачи по социализации:

формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);

развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.

воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

 

Задачи по развитию творческих способностей:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;

воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

 

В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровье сберегающих технологий: это элементы психогимнастики, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Хотелось бы остановиться на разделе пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон.

Цель пальчиковых игр: Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- развивать координированные и точные движения пальцев рук;
- учить выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать речь, внимание, зрительную и слуховую память.

«Большая семья»

Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно)

Да веселая:

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки - питаются. (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)

 

«Домашние животные»

Наша кошка из окошка (соединить все пальцы правой руки с большим)

Наблюдает за дорожкой. (соединить все пальцы левой руки с большим)

Там гуляет очень злой (соединить все пальцы обеих рук с большим)

 

Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку»:

большой палец поднять вверх,

указательный согнуть и прижать к

остальным пальцам.)

«Киска»

…Есть у киски глазки,

Есть у киски ушки,

Есть у киски лапки, мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись! Не царапай деток – Брысь!

(Дети голосом и жестами выполняют упражнение)

 

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (дети делают резкие движения)

Мы морковку трем, трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки,

движениями к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим (имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем, жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак.)

«Гости»

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или коленям)

Все друг – другу руки жали. (сжимают обе ладошки)

Здравствуй, Вова, (соединяют большой и указ. пальчики)

Здравствуй Анна, (соединяют большой и средний)

Рад Сережа, (большой и безымянный)

Рад Снежана, (большой и мизинец)

Не хотите ль, пирожок? (складывают ладошки вместе)

Может коржик? (открывают ладошки)

Иль рожок? (2 кулачка ставят друг на друга)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошку в кулачок)

Все стряхнули быстро крошки (стряхивают с колен)

 

«Сказка»

Будем пальчики считать, будем сказку называть:

(вытягивают вперед руки играя пальчиками)

Эта сказка – «Теремок» (поочередно касаются пальцем остальных)

Эта сказка - «Колобок» (начиная с указательного)

Эта сказка – «Репка»: про бабку, внучку, дедку.

«Волк и семеро козлят – этим сказкам каждый рад!

 

Пальчиковые игры помогут ребенку:
- Развить внимание и терпение
- Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей
- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов
- Ощутить радость взаимопонимания без слов.

Необходимо помнить, что пальчиковый театр – это волшебный мир для детей. Участвуя в спектакле, ребенок не просто играет, он в этот момент проживает жизнь со своим маленьким героем, познает окружающий его мир. И эти маленькие пальчиковые помощники смогут быстрее и точнее донести до ребенка понятия о добре и зле, правде и справедливости; подсказать как необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации; заставят волноваться и сопереживать, радоваться и огорчаться.

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) имеют право на включение во все аспекты жизни общества, самоопределение, творчество. Реализовать это право помогает система здоровья сберегающих технологий в музыкальной деятельности, открывающая доступ детям с ОВЗ во все сферы жизнедеятельности.

 

Список литературы:

 

1. Картушина М.Ю. Здоровьесберегающие технологии в музыкально – театральной деятельности дошкольников. – 2010г.

2. КартушинаМ.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2007 г.

3. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в ДОУ. – М. Феникс, 2005.

4. Картушина М.Ю. Логоритмика. -М.Сфера – 2007г.

5. Радынова О.П. Музыка для дошкольников – «Музыкальные шедевры». М.- 2006г.

6. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения для дошкольников. -Москва. 2007г.

7. Емельянов В.В Фонопедический метод развития голоса, развивающие голосовые игры.- 2002г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: