Глава 1. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью.




Введение.

Проблемы противодействия транснациональной организованной преступности являются актуальными для всего мирового сообщества. В условиях глобализации качественно меняются формы и содержание преступной деятельности, которые выходят за пределы государственных границ. Она разрушительна для любого государства и общества, оказывает деструктивное воздействие на экономику, общественные процессы и демократические институты.

Международное сотрудничество по борьбе с преступностью - сотрудничество по борьбе с преступлениями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними. Это сотрудничество осуществляется, как правило, на договорной основе (в форме конвенций, договоров, соглашений).

Основная цель данной работы заключается в комплексном исследовании актуальных теоретических вопросов международного сотрудничества в борьбе с международной организованной преступностью.

Достижение указанной цели обусловило необходимость разрешения следующих задач:

- определения понятия международной организованной преступности; разработка основных принципов борьбы с международной организованной преступностью.

В процессе работы над работой использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов.

В качестве нормативной основы использовалось законодательство РФ и других стран.

В данной работе использовались труды следующих авторов: Зуева С.В., Ищенко Е.П., Сухарева А.Я. и др.

Работа состоит из введения, одной главы и заключения.

Глава 1. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью.

Организованную преступность можно определить как общественно опасное социальное явление, заключающееся в создании устойчивой и самовоспроизводящейся криминальной системы с целью осуществления преступной деятельности, направленной на установление контроля за экономическими, социальными и политическими сферами жизни общества, с целью извлечения незаконных доходов и регулирования общественных процессов в собственных интересах.[1]

Основным международным документом в сфере борьбы с организованной преступностью являются Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.)[2], которые содержат раздел, посвященный международному сотрудничеству.

Согласно п. 14 данного документа, международный характер организованной преступности требует срочной разработки новых и эффективных соглашений о сотрудничестве на более всеобъемлющей основе.

Конгресс ООН утвердил следующие принципы международного сотрудничества в сфере предупреждения организованной преступности и борьбы с ней:

1. Правительствам необходимо активно поддерживать все полезные инициативы стран и международных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и предупреждать других о растущей угрозе, которую он несет. Все страны должны участвовать в борьбе с организованной преступностью наркотиков на основе общей озабоченности. В этой связи следует поощрять и последовательно осуществлять согласованные глобальные меры в сочетании с обменом необходимой информацией и оперативными ресурсами.

2. Необходимо разработать и осуществлять на практике типовое законодательство о конфискации доходов от преступной деятельности.

3. Необходимо разработать конкретные стратегии и методы установления более надежных барьеров между законными финансовыми рынками и рынком незаконно приобретенного капитала.

4. Необходимо укреплять техническое сотрудничество в его самых разнообразных формах и расширять консультативные услуги с целью обмена опытом и новыми достижениями, а также оказывать помощь странам, нуждающимся в ней. Следует поощрять проведение международных, региональных и субрегиональных конференций с участием работников правоохранительных органов, прокуратуры и судебных органов.

5. Необходимо использовать современные технические средства в области паспортного и транспортного контроля и поощрять усилия по поиску и выявлению автомобилей, судов, самолетов или других средств, используемых для совершения международной кражи или передачи, или незаконных международных поставок.

6. Необходимо создавать или расширять базы данных, содержащие информацию о действиях правоохранительных органов, финансовых документах и о правонарушителях, при должном учете защиты конфиденциальности.

7. Первоочередное внимание необходимо уделять оказанию взаимной помощи, передаче материалов судебного разбирательства и приведению в исполнение приговоров, включая конфискацию и изъятие незаконного имущества, а также экстрадицию.

8. Необходимо оказывать содействие проведению сопоставительного анализа и сбору информации в отношении международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении ее предупреждения и борьбы с ней.

9. Региональные и межрегиональные институты Организации Объединенных Наций, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и борьбы с ней, и заинтересованные межправительственные и неправительственные организации должны уделять повышенное внимание проблеме организованной преступности.

10. Необходимо настоятельно призвать Программу развития Организации Объединенных Наций и другие финансирующие учреждения системы Организации Объединенных Наций, а также государства-члены расширять свою помощь национальным, региональным и международным программам по предупреждению организованной преступности и борьбе с ней.

В указанном документе также отмечено, что важное значение имеет обмен информацией между соответствующими учреждениями государств-членов, который необходимо укреплять и развивать.

Важную роль в укреплении законности и повышении эффективности уголовного судопроизводства в борьбе с организованной, транснациональной преступностью, опасными проявлениями международного терроризма и экстремизма играют межгосударственные соглашения.[3]

2 октября 1998 г. Правительства государств - участников Черноморского экономического сотрудничества (Республики Албания, Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Болгария, Грузии, Греческой Республики, Республики Молдова, Румынии, Российской Федерации, Турецкой Республики, Украины) заключили Соглашение между правительствами государств - участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах[4], которое было подписано 03.12.2004.

Стороны договорились о сотрудничестве в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, в частности, организованной преступности.

22 мая 2009 г. в Астане Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств заключили Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью[5].

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Соглашения, стороны в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений на безвозмездной основе предоставляют по запросам сведения, имеющиеся в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах, архивах, а также осуществляют обмен имеющимися в их распоряжении научно-техническими, информационно-аналитическими материалами и нормативными правовыми актами в сфере борьбы с преступностью.

Стороны сотрудничают через свои компетентные органы посредством направления информации и исполнения запросов о предоставлении информации. При этом компетентный орган каждой из Сторон обеспечивает конфиденциальность полученных сведений, в том числе факта получения и содержания запроса, если компетентный орган запрашивающей Стороны считает нежелательным разглашение их содержания (ст. 2, 4 Соглашения).

Основополагающим международным документом, регулирующим отношения государств — членов Содружества Независимых Государств в сфере оказания правовой помощи, является Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[6] от 22 января 1993 г., вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

Часть 1 раздела 4 Минской конвенции посвящена проблемам выдачи: основания для выдачи, условия, при которых лицо не может быть выдано запрашивающей стороне, излагаются сведения, которые должно содержать требование о выдаче, а также иные вопросы.

Помимо Минской конвенции некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью разрешаются в многосторонних и двусторонних соглашениях между различными ведомствами государств — членов СНГ. Например, Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.)[7].

В международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран используются различные формы взаимодействия, в том числе: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий.[8]

Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью между государствами так называемого «дальнего зарубежья» осуществляется в форме:

1. Региональных конвенций:

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., регулирующая вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе и уголовным делам о преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп[9];

- Европейская конвенция о выдаче 1957 г., посвященная вопросам выдачи лиц, совершивших преступления, в том числе и членов организованных преступных групп[10].

2. Двусторонних договоров;

3. Двусторонних и многосторонних соглашений между ведомствами различных государств (например, многостороннее сотрудничество уголовных полиций различных государств осуществляется в рамках Международной организации уголовной полиции — Интерпола).

В ноябре 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности[11], которая содержит положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию. Наиболее опасными и глобальными транснациональными преступления являются: терроризм, незаконная торговля наркотиками, оружием, взрывчатыми веществами, торговля людьми, нелегальная миграция и некоторые другие.

Рост преступности, ее организованный и международный характер способствовали тому, что в 1923 г. встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции. Была создана Международная комиссия уголовной полиции, которая с 1956 г. называется Международной организацией уголовной полиции (Интерпол). В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным секретариатом Интерпола. В Генеральном секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 г. и Россия.

Кроме того, в числе субъектов работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью выделяются неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

 

Их работу координирует Международный комитет по координации (МКК). Он обычно называется «Комитет четырех» и синтезирует все основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН. Фактически он действует с 1960 г., а юридически — с 1982 г.

 

 

Заключение.

Проблемы международной преступности – такая сфера общественных отношений, которая требует взаимодействия компетентных органов государств, принадлежащих к различным правопорядкам, с целью предупреждения, профилактики и борьбы с преступностью. Решение данной проблемы возможно лишь путем приложения коллективных усилий всего мирового сообщества, что обусловливает необходимость более полного координирования деятельности национально-правовых систем в области правового регулирования международных связей.

Под международной организованной преступной деятельностью понимается осуществление преступными организациями незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран.

Организованная преступность во всем мире принимает транснациональный характер. На пороге XXI в. именно транснациональная организованная преступность по существу стала реальной угрозой для безопасности всего человечества как по своим масштабам, так и по разрушительному влиянию. Транснациональная организованная преступность формирует силу, угрожающую социально-экономическому развитию любого государства, при этом масштабы ее постоянно растут. Она способна не просто расширять свою деятельность, но и нацеливать ее на подрыв безопасности экономики государств, в первую очередь развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В заключение хотелось бы отметить, что целям дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере противодействия международной преступности будет соответствовать следующее.

Во-первых, совершенствование международной нормативно-правовой базы, предусматривающей в том числе разработку модельных законов и программ по борьбе с отдельными опасными видами преступлений в странах, подписавших

Конвенцию ООН. Совершенствование порядка международного розыска лиц, причастных к транснациональной преступной деятельности.

Во-вторых, разработка и реализация совместных целевых программ и долгосрочных планов по противодействию транснациональной преступности в рамках основных институтов системы международной безопасности.

В-третьих, расширение сотрудничества правоохранительных и контролирующих органов стран — участниц Конвенции ООН, предполагающего информационный обмен, совместные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, подготовку кадров, обмен технологиями расследования преступлений и др.

В условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с транснациональной организованной преступностью — нужны согласованные действия всего международного сообщества.

Использованная литература.

1) Нормативные правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.01.2018).

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 04.01.2018).

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_34481 / (дата обращения: 04.01.2018).

4. Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.base.garant.ru/12123826 / (дата обращения: 01.01.2018).

5. Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью (Астана, 22 мая 2009 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.base.garant.ru/2568197 / (дата обращения: 01.01.2018).

6. "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/ / (дата обращения: 01.01.2018).

7. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.base.garant.ru/12123778// (дата обращения: 01.01.2018).

8. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. https://base.garant.ru/12123778// (дата обращения: 01.01.2018).

9."Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) (с изм. от 17.03.1978) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121347/ (дата обращения: 01.01.2018).

10."Европейская конвенция о выдаче" (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121346/ (дата обращения: 01.01.2018).

11. "Конвенция против транснациональной организованной преступности" (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121543/ (дата обращения: 01.01.2018).

12. "Соглашение между правительствами государств - участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах" (Заключено в г. Керкира (о. Корфу) 02.10.1998), подписанное 03.12.2004 [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120971 (дата обращения: 01.01.2018).

 

Отдельные издания:

1. Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью / "Российский следователь", 2010, № 8 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Е.П. Ищенко. Криминалистика: учебник. - "Проспект", 2011 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. Сухарев А.Я. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2-е издание, переработанное, "НОРМА", 2004 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

 


[1] Е.П. Ищенко. Криминалистика: учебник. - "Проспект", 2011 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[2] Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.base.garant.ru/12123826 / (дата обращения: 01.01.2018).

[3] Сухарев А.Я. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2-е издание, переработанное, "НОРМА", 2004 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[4] "Соглашение между правительствами государств - участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах" (Заключено в г. Керкира (о. Корфу) 02.10.1998), подписанное 03.12.2004 [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120971 (дата обращения: 01.01.2018).

[5] Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью (Астана, 22 мая 2009 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www.base.garant.ru/2568197 / (дата обращения: 01.01.2018).

[6] "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/ / (дата обращения: 01.01.2018).

[7] Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. https://base.garant.ru/12123778// (дата обращения: 01.01.2018).

[8] Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью / "Российский следователь", 2010, № 8 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[9] "Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) (с изм. от 17.03.1978) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document /cons_doc_LAW_121347/ (дата обращения: 01.01.2018).

[10] "Европейская конвенция о выдаче" (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121346/ (дата обращения: 01.01.2018).

 

[11] "Конвенция против транснациональной организованной преступности"[11] (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121543/ (дата обращения: 01.01.2018).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: