Кафедра океанотехники и энергетических установок. | ||||||||||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||||||||||
Моисеенко Михаил Владимирович | ||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | ||||||||||||||||
Институт | ИСМАРТ | курс | группа | |||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | ||||||||||||||||
По дисциплине | Испытание и здача главных энергетических | |||||||||||||||
установок. | ||||||||||||||||
На тему | Швартовные испытания главных дизельных | |||||||||||||||
(наименование темы) | ||||||||||||||||
установок. | ||||||||||||||||
Отметка о зачёте | ||||||||||||||||
(дата) | ||||||||||||||||
Руководитель | доцент | А.В.Фомин | ||||||||||||||
(должность) | (подпись) | (и.,о., фамилия) | ||||||||||||||
(дата) | ||||||||||||||||
Северодвинск | ||||||||||||||||
Содержание.
Условные обозначения...…………………………………...……….3
Введение……………………………………………………………….4
Основные положения испытаний…………………………………..5
|
Перечень документов для швартовных испытаний...…………...8
Швартовные испытания…………………..………………….........10
Требования безопасности……………………………………….....13
Литература…………………………………………………………...17
Условные обозначения:
ДУ – дизельная установка;
ДАУ – дистанционное автоматизированное управление
ТУ - технические условия;
ПКД - проектно-конструкторская документация;
ТД - технологическая документация;
РНР - регулировочно-наладочные работы.
Введение.
Техническая эксплуатация судна начинается с проведения всесторонних испытаний, целью которых являются:
· проверка опытным путем основных показателей работы судна и его энергетической установки, определение качества сборки механизмов и узлов, надежности их работы, выявление оптимальных эксплуатационных режимов и характеристик;
· разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию строящихся судов и СЭУ, а также модернизации установок, находящихся в эксплуатации.
Испытания дизеля и его систем проводят при сдаче установки в эксплуатацию (приемо-сдаточные испытания) и при эксплуатации судна (эксплуатационные и специальные испытания).
В процессе приемо-сдаточных испытаний выполняют стендовые, швартовные и ходовые испытания. Их проводят с целью определения показателей работы двигателя и соответствия техническим условиям и гарантиям, обусловленным договором. Проверке подлежит надежность главного двигателя, а также обслуживающих его вспомогательных механизмов, приборов и систем. Объем проверок и испытаний определяет программа приемо-сдаточных испытаний.
|
При швартовых испытаниях проверяют правильность установки двигателя на судне; монтаж валопровода; рациональность установки вспомогательных механизмов; действие обслуживающих систем и автоматических устройств; действие машинного телеграфа; работу рулевого устройства.
В процессе швартовных испытаний осуществляют окончательную приемку механизмов, устройств, систем (пожарной, балластной, осушительной), приборов, которые по своему назначению или условиям работы не требуют проверки в море.
Испытания проводят на различных нагрузочных режимах по крутящему моменту в течении 8 – 10 ч.
Основные положения испытаний.
Приемка ДУ проводится для оценки соответствия ее стандартам, техническим условиям (ТУ), проектно-конструкторской и технологической документации (ПКД и ТД), условиям договора на постройку и оформления документов, свидетельствующих о качестве и годности ДУ для эксплуатации.
Приемка ДУ осуществляется посредством проведения контроля и испытаний, регламентированных программой и методикой испытаний судна.
Программа (для головных и серийных судов) и методика испытаний (для головных судов) разрабатываются проектантом судна и согласовываются с судостроительным предприятием или головной организацией ведомства, производящего ремонт, заказчиком, органами государственного надзора, а также для отечественных дизелей - с предприятием-поставщиком дизеля (кроме судов, поднадзорных Речному Регистру, оборудованных ДУ мощностью до 75 кВт).
ДУ должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями ТУ, стандартов, ПКД и ТД и иметь документы (сертификат Регистра), допускающие установку их на судне.
|
Судовые ДУ подвергают следующим видам испытаний:
предъявительским;
приемо-сдаточным.
Приемку ДУ в период приемо-сдаточных испытаний осуществляют члены приемной (государственной или ведомственной) комиссии, представители Регистра, заказчика и других органов приемки, руководствуясь программой испытаний и перечнями приемок для каждого этапа испытаний.
Подготовка и проведение испытаний ДУ проводятся сдаточной командой, состав которой формируется из специалистов судостроительного или судоремонтного предприятия, личного состава, контрагентских предприятий, а на головных судах — также из представителей проектанта судна.
Организация, планирование, техническое руководство и ответственность за подготовку, регулировочно-наладочные работы (РНР) и проведение испытаний ДУ возлагаются на ответственного сдатчика и сдаточного механика судна.
В период испытаний ДУ проведение измерений и их обработка, заполнение формуляров, паспортов и таблиц, оформление приемной документации, а также сбор и анализ информации по отказам и неисправностям возлагаются на испытательную партию, состав которой формируется из представителей технического контроля судостроительного или судоремонтного предприятия, а на головных судах — то же с привлечением проектанта судна.
Испытания ДУ считают законченными при условии:
· выполнения всех проверок и проведения испытаний в полном объеме программы испытаний при получении положительных результатов испытаний;
· окончания технического осмотра и устранения дефектов;
· проведения контрольных проверок;
· подписания протоколов испытаний, заполнения паспортов и формуляров по результатам испытаний на все механизмы и оборудование, входящие в состав ДУ.
Результаты испытаний считают положительными, если значения параметров ДУ соответствуют требованиям ТУ, ПКД и договору на постройку судна.
Испытания ДУ должны быть прерваны в случае:
· обнаружения неисправностей или дефектов, препятствующих
· проведению испытаний, искажающих их результаты или угрожающих безопасности обслуживающего персонала;
· поломок и аварий;
· отклонения основных показателей от допускаемых значений.
При выходе из строя или обнаружении дефектов у отдельных деталей и сборочных единиц дизеля и обслуживающих его механизмов, а также необходимости дополнительной подрегулировки их параметров в период испытаний ДУ решение о прекращении, повторении или продолжении испытаний в каждом отдельном случае должно приниматься председателем приемной комиссии или представителями заказчика по согласованию с представителем Регистра с учетом конкретных обстоятельств и оформлением соответствующих документов.
В период испытаний проводится сбор данных в части безотказной работы ДУ, для чего необходимо вести учет отказов с указанием отказавших элементов, причин отказов, принятых мер и фактического времени восстановления. Замена отказавшего элемента ДУ и повторные испытания не допускаются до установления причин отказа и принятия согласованного решения. Сведения по отказам и дефектам должны регистрироваться и заноситься в таблицу, которая является приложением к приемному акту судна.
Во время испытаний ДУ нагрузка и частота вращения дизеля на любом из режимов не должны выходить за пределы ограничительной характеристики, установленной предприятием-изготовителем дизеля.
Проверяемые параметры дизелей при испытаниях в зависимости от группы дизеля должны соответствовать ГОСТ 10448. Объем определяемых показателей (параметров) в период испытаний ДУ должен быть достаточным для оценки технического состояния ДУ и устанавливается в каждом конкретном случае проектантом судна в программе испытаний в зависимости от назначения судна, типа и сложности установки.
Перечень документов для проведения швартовных испытаний.
Для проведения испытаний подготавливают следующей документы:
· приказа руководителя судостроительного или судоремонтного предприятия о начале приемо-сдаточных испытаний, согласованного с заказчиком и Регистром;
· программы и методики приемо-сдаточных испытаний по ДУ, а также необходимой ПКД;
· журнала построечных удостоверений с оформленной приемкой соответствующих видов работ по монтажу механизмов, систем и устройств, входящих в ДУ (для судостроительных предприятий) или акта об окончании ремонта (для судоремонтных предприятий);
· акта водолазного осмотра винто-рулевого комплекса и кингстонных решеток;
· актов промывки систем масла, топлива и пресной воды;
· сертификатов (паспортов) на топливо, масло и присадку к охлаждающей воде, принятых в судовые цистерны, с анализом проб, взятых перед началом и после испытаний;
· заполненных формуляров или паспортов на дизель и обслуживающие его механизмы и другие устройства (в том числе и имитационные) с результатами осмотров и выполненных работ по сборке и расконсервации;
· технических условий на дизель и оборудование, входящее в состав ДУ (при необходимости);
· спецификации на судно (при необходимости);
· паспорта или акта контрольного обмера гребных винтов (только для головных судов);
· описания и инструкции по обслуживанию и эксплуатации дизеля и механизмов, систем и устройств, входящих в состав ДУ;
· решения, протокола или акта межведомственных испытаний дизеля (только для головного дизеля);
· свидетельства о поверке установленных на ДУ контрольно-из-мерительных и регистрирующих приборов и средств измерений, подлежащих метрологическому контролю, а также акта готовности метрологического обеспечения испытаний;
· заключения о готовности ДУ к приемо-сдаточным испытаниям с таблицами результатов предъявительских испытаний ДУ.
Швартовные испытания.
Дизельную установку предъявляют к приемо-сдаточным испытаниям на швартовах после проведения предъявительских испытаний, а также после подготовки к работе по прямому назначению следующих механизмов, систем и устройств:
· главного или вспомогательных дизелей и аварийного дизельного генератора (ДГ);
· системы воздушного или электростартерного пуска и реверса совместно с компрессорами и воздушными баллонами или аккумуляторными батареями;
· масляной системы совместно с подогревателями;
· топливной системы;
· системы основного и аварийного охлаждения пресной и забортной водой совместно с подогревателями;
· системы газоотвода;
· системы топливоподготовки тяжелого топлива;
· аварийно-предупредительной сигнализации и системы защиты дизелей;
· машинного телеграфа и телефонной парной связи машинного отделения с рулевой или ходовой рубкой и центральным постом управления (ЦПУ);
· системы (ДАУ), системы дистанционного управления и автоматического централизованного контроля параметров механизмов;
· силовой сети главного распределительного щита (ГРЩ) и аварийного освещения;
· системы вентиляции машинного отделения;
· балластной и осушительной систем;
· противопожарной водяной системы и системы углекислотного тушения:
· линии валопровода, валоповоротного и стопорного устройства; утилизационных и вспомогательных котлов с системами питания и управления;
· испарительной (или опреснительной) установки, сепараторов топлива, масла и льяльных вод.
Нагрузка ДУ на швартовном этапе приемо-сдаточных испытаний должна изменяться:
а) для главных дизелей, работающих на ВФШ, — по швартовной винтовой характеристике вида Ttg=f(n) (Ttg — крутящий момент на валу дизеля, п — частота вращения вала дизеля на швартовном режиме);
б) для главных дизелей, работающих на ВРШ, — по винтовой характеристике вида Pе=f(п), проходящей через режим номинальной мощности, или нагрузочной характеристике вида Pе = f(H/D) при п = const (Ре — эффективная мощность дизеля, п — номинальная частотавращения вала дизеля, H/D — шаговое отношение ВРШ, Н —шаг винта, D — диаметр винта);
в) для главных и вспомогательных дизелей, работающих на генератор,— по нагрузочной характеристике вида В, Tg, Pmax=f(Pe) при n = const (В — расход топлива, Tg — температура выпускных газов, Рmах — давление сгорания, п — номинальная частота вращения вала дизеля).
Режимы нагрузок и продолжительность испытаний главных и вспомогательных ДУ на швартовном этапе испытаний должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
Номер режима | Дизель, работающий по характеристике | Продолжительность испытаний, ч, при мощности дизеля, кВт | ||
винтовой, крутящий момент, % от номинальной величины | нагрузочной, мощность, % от номинальной величины | до 750 | св. 750 | |
- | Холостой ход | 0,25 | 0,5 | |
0,25 | 0,5 | |||
0,25 | 0,5 | |||
0,25 | 0,5 | |||
1,00 (2,00) | 2,0 (4,0) | |||
- | 0,25 | 1,0 | ||
Задний ход | - | 0,50 | 0,5 |
В скобках указана продолжительность приемо-сдаточных испытаний ДУ головных судов на режиме 5. Мощность дизеля при работе на заднем ходу должна соответствовать требованиям ГОСТ 10150 и ПКД. Режим 6 выполняется для дизелей, имеющих максимальную частоту вращения.
Требования безопасности.
К участию в испытаниях допускаются лица:
1. достигшие 18-летнего возраста,имеющие диплом или свидетельство на право занятия должности, практические навыки по обслуживанию судовых силовых установок, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарий на рабочем месте и имеющие отметку з личной карточке инструктора о допуске к работе;
2. имеющие медицинское заключение о пригодности к работе на судне;
умеющие правильно пользоваться спасательными средствами, а также защитными и предохранительными приспособлениями, необходимыми при выполнении поручаемой работы;
3. знающие обязанности, возлагаемые на них при тревогах.
Контроль за обучением и проверкой практических навыков членов сдаточной команды по обслуживанию и управлению дизельной установкой, а также за организацией и проведением мероприятий по предупреждению несчастных случаев, соблюдением правил техники безопасности и своевременное обеспечение членов сдаточной команды и приемной комиссии спецодеждой и индивидуальными средствами защиты в период испытаний, возлагается на администрацию судостроительного завода в лице ответственного сдатчика суща и сдаточного механика.
До начала испытаний штатными или временными средствами должна быть обеспечена живучесть (устойчивость, непотопляемость и пожарная безопасность) судна, а в машинном отделении выставлена вахтенная инструкция.
Требования пожарной безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.1.004.
До выхода в море на испытания администрация должна составить аварийное расписание сдаточной команды с указанием обязанностей каждого члена команды.
Обслуживание судовых дизельных установок в период испытаний должно осуществляться в соответствии с утвержденными инструкциями и правилами по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
До пуска главных дизелей в ходовой рубке (на мостике) должна быть выставлена вахта и штурман для наблюдения за состоянием швартовных средств, положением судна и обстановкой на акватории предприятия.
При возможности возникновения аварийной обстановки вахтенный должен немедленно дать команду «Стоп машина!».
Во время водолазных работ у гребного винта и осмотра подводной части корпуса судна у органов управления дизеля должен быть выставлен пост наблюдения. На пусковых рукоятках и рычагах главного дизеля и валоповоротного устройства должны быть вывешены предупредительные надписи «Двигатель не пускать! У винта работают люди!». Результаты водолазного осмотра должны быть оформлены актом.
Применяемые сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.
Механизмы, аппаратура и устройства, монтаж которых не был своевременно закончен, должны быть ограждены и иметь предупредительные надписи «Не пускать (не включать)!».
Трапы, решетки, настилы, площадки, штатные и временные ограждения и поручни в машинном отделении должны находиться в исправном состоянии.
Должны быть указаны запасные выходы и показаны пути эвакуации в случае возникновения опасности, угрожающей жизни людей.
Все проходы в машинном отделении должны быть свободными и обеспечивать доступ ко всем местам замеров параметров, постам управления и обслуживания механизмов и устройств дизельной установки.
Убирать или снимать установленные ограждения и предупредительные надписи без разрешения лица, ответственного за проведение испытаний, запрещается.
Запрещается пуск и работа механизмов со снятыми кожухами и ограждениями движущихся или вращающихся частей.
Запрещается применять открытый огонь в местах хранения топлива и смазочных материалов, а также в других местах, в которых возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасной концентрации. Для освещения указанных мест должны применяться переносные аккумуляторные фонари или переносные электрические лампы напряжением 12 В во взрывобезопасном исполнении.
Бункеровка судна топливом и смазочными материалами должна производиться только закрытым способом.
Каждый член сдаточной команды, обнаруживший неисправность дизеля и обслуживающих его механизмов, систем и устройств, обязан немедленно сообщить об этом сдаточному механику и примять необходимые меры к предотвращению опасности вплоть до остановки дизеля, если замеченная неисправность угрожает жизни человека или безопасности судна.
При несчастных случаях личный состав сдаточной команды, находящейся у места происшествия, должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему (до прибытия врача или отправки его в амбулаторию) и принять меры для срочной отправки пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение или вызвать врача на судно.
Члены сдаточной команды, обслуживающие дизельную установку, допускаются к несению вахты только в исправной, застегнутой спецодежде и предохранительной каске. Выход на вахту в обуви на резиновой подошве, а также с металлическими набойками запрещается.
Члены сдаточной команды и приемной комиссии, обслуживающие ДУ с уровнем шума, превышающим допустимые нормы, должны пользоваться индивидуальными средствами защиты органов слуха.
Корпусы генераторов, электродвигателей и пускового электрооборудования должны быть надежно заземлены на корпус судна.
Требования электробезопасности при подготовке и проведении испытаний должны соответствовать ГОСТ 12.1.019.
Все вращающиеся части дизеля, обслуживающих его механизмов и устройств, а также токоведущие части распределительных коммутационных и защитных устройств и электроизмерительных приборов должны быть защищены ограждениями, защитными кожухами и щитами.
Литература.
1. ГОСТ 21792-89.
2. ГОСТ 10448-80.
3. Баранов В.В. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок». – СПб.: Судостроение, 2011. – 352с.