исключительная экономическая зона




 

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона - это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим.

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов (как живых, так и неживых), а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как право на производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

За прибрежным государством признана юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

Другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в данной зоне должным образом обязаны учитывать права и обязанности друг друга.

Прилежащая зона - это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных областях.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 24).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для:

1) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

2) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

Конвенция ООН по морскому праву в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.

 

6 Международно-правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф - это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения - это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.

Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п. 1 ст. 76). В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Государство не может отказать другим странам в проведении морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

 

7 Открытое море - это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: "Слова „открытое море" означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства" (ст. 1). "Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету" и "открытое море открыто для всех наций", т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу полетов над открытым морем;

5) свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.

 

8 Морское дно за пределами национальной юрисдикции

 

Международный район морского дна, именуемый Конвенцией ООН по морскому праву Районом (ст. 1 и 136), включает в себя дно морен и океанов, а также его недра, расположенные за внешними границами континентального шельфа.

 

До принятия Конвенции 1982 г. это дно могло считаться res nullius (вещь, никому не принадлежащая и могущая попасть под власть открывшего ее государства).

Согласно Конвенции 1982 г. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества (common heritage of mankind) (ст. 136). Указанная концепция была провозглашена в Декларации принципов, определяющих дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г.

Основными положениями «общего наследия человечества» являются следующие: 1) установлен запрет на присвоение Района и его неподчинение суверенитету какого-либо государства (п. I ст. 137 Конвенции 1982 г.); 2) освоение ресурсов Района осуществляется на благо всего человечества, однако с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления; 3) деятельность в Районе может осуществляться независимо от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю; 4) доступ к Району происходит через посредство Международного органа по морскому дну (Орган); 5) Район подлежит использованию исключительно в мирных целях.

Район находится за пределами действия национальной юрисдикции и подчиняется правовому регулированию в соответствии с ч. XI Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии со ст. 157 Конвенции был создан упомянутый Орган — организация, через которую государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе, в том числе в целях управления его ресурсами.

редприятие осуществляет добычу полезных ископаемых в Рай­оне, а также их транспортировку, переработку и сбыт.

Деятельность Предприятия осуществляется «в соответствии с разумными коммерческими принципами».

Предприятие является органом Органа, но в то же время имеет самостоятельную международную правосубъектность. Оно являет­ся самостоятельной международной межгосударственной органи­зацией и не отвечает по обязательствам Органа (а Орган не отвеча­ет по обязательствам Предприятия), т. е. обладает правоспособно­стью, необходимой для осуществления его функций и достижения его целей, и в частности способностью:

1) заключать контракты с производителями работ, а также со­глашения с государствами и международными организациями;

2) приобретать, арендовать, владеть и распоряжаться недвижи­мым и движимым имуществом;

3) выступать стороной в судебном разбирательстве.

Иски к Предприятию могут предъявляться лишь в суде государства-участника, на территории которого Предприятие во­влечено в коммерческую деятельность.

Имущество и активы Предприятия пользуются иммунитетом от всех видов ареста, изъятия или исполнительного производства до вынесения окончательного решения против Предприятия, а также иммунитетом от реквизиции, конфискации, экспроприации или от любых других видов изъятия на основании решения испол­нительных или законодательных органов Органа.

Предприятие имеет Правление, Генерального директора и пер­сонал, необходимый для осуществления его функций.

Средства Предприятия включают, в частности:

средства, полученные от Органа;

добровольные взносы государств-участников для целей финан­сирования деятельности Предприятия;

средства, заимствованные Предприятием;

доход Предприятия от его операций.

На первоначальном этапе деятельности государства-участники предоставляют Предприятию средства путем долгосрочных бес­процентных займов в соответствии со шкалой взносов для регу-

лярного бюджета ООН. Долги, принятые на себя Предприятием для получения второй половины фондов, гарантируются всеми государствами-участниками также в соответствии с этой шкалой.

Положения Соглашения от 29 июля 1994 г. об осуществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву представляют особую важность для реализации положении данной Конвенции о Районе (Россия является участницей Соглашения

В 2001 и 2002 гг. Орган подписал первый 15-летний контракт на разведку' полиметаллических конкреций на глубоком морском дне с семью первоначальными инвесторами. В 2006 г. был подписан еще один контракт на разведку.

Контракты позволяют осуществлять разведку в определен­ных частях дна Района. В соответствии с первым контрактом каж­дый подрядчик имеет исключительное право на разведку первона­чальной площади до 15 тыс. квадратных километров (с учетом то­го, что впоследствии каждый участок будет поделен на две части, одна из которых достанется для разработки Предприятию).

В настоящее время семь районов разведки находятся в цен­тральной части Тихого океана к югу и юго-востоку от Гавайских островов, а один — в средней части Индийского океана.

Подрядчиками по первому контракту являются: 1) Правитель­ство Индии (контракт был подписан 25 марта 2002 г.); 2) Француз­ский научно-исследовательский институт эксплуатации морских ресурсов и Французская ассоциация изучения и исследования конкреций (контракт был подписан 20 июня 2001 г.); 3) компания по разработке глубоководных ресурсов океана, Япония (контракт был подписан 29 марта 2001 г.); 4) государственное предприятие «Южморгеология», Российская Федерация (контракт был подпи­сан 29 марта 2001 г.); 5) Ассоциация исследования и развития ми­неральных ресурсов Мирового океана, Китай (контракт был под­писан 29 марта 2001 г.); 6) совместная организация «Интерокеан- металл» — консорциум, созданный Болгарией, Кубой, Чехией, Польшей, Россией и Словакией (контракт был подписан 29 марта 2001 г.); 7) Правительство Южной Кореи (контракт был подписан 27 апреля 2001 г.).

Подрядчиком по второму контракту является Федеральный ин­ститут землеведения и природных ресурсов ФРГ (контракт был подписан 19 июля 2006 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: