Принципы и стили воспитания в семье




Говоря о принципах воспитания, следует помнить, что все принципы воспитания, известные в педагогике, в полной мере относятся к воспитанию детей в семье. Это:

- принцип целеустремленности. Воспитание нравственной личности. Воспитать ребенка не только и не столько для того, чтобы в старости подать кружку воды родителям. Воспитать ребенка, чтобы он мог стать нравственной личностью, создать семью и воспитывать в ней детей; взаимоотношение родителей и детей по мере их взросления, но цель остается одна;

- непрерывность и единство воспитательного процесса со стороны родителей и других родственников (примеры родителей и родственников, воспитание непрерывный процесс, сила примера);

- учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей личности (отношение к ребенку, к подростку в период его физиологического созревания, сексуальное воспитание, примеры);

- опора на положительные качества и способности ребенка (примеры, увлечение спортом, друзья и др.);

- уважение к ребенку в сочетании с разумной требовательностью родителей и родственников (не унижать, не оскорблять, уважать ребенка);

-сочетание вдумчивого руководства с инициативой и самостоятельностью (примеры – давать возможность проявлять самодеятельность и инициативу);

- развитие ребенка в семейном коллективе (большая семья много братьев и сестер, много воспитателей).

Кроме того, ученые выделяют и принципы семейного воспитания. К ним можно отнести следующие:

- гуманность и милосердие к растущему человеку, воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

-открытость и доверительных отношений в семье;

-основанность воспитательных отношений на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

-общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разные области интересов и деятельности;

-непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий на ребенка;

-учет специфики национальных и социокультурных традиций.

Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

В педагогике выделяют различные подходы в воспитании детей: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный подход основан на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка, требования послушания, жесткой дисциплины, применение запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия.

Либеральный подход провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий.

Демократический подход предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его активность, целеустремленность.

В реальной практике эти подходы взаимно дополняют друг друга и переплетаются.

3.Содержание семейного воспитания Составными компонентами содержания семейного воспитания являются: физическое, нравственное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое

Важную роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Макаренко выделил несколько типов родительских авторитетов, негативно влияющих на воспитание детей:

-авторитет подавления,

- авторитет расстояния (родители стараются быть подальше от своих чад, встречаясь с ними как начальники),

-авторитет чванства – возвышение над окружающими в связи со своим служебным положением и дома тоже,

-авторитет педантизма – требование, чтобы дети относились к родителям как непререкаемому авторитету,

-авторитет резонерства – бесконечные назидания и наставления ребенка,

-авторитет любви,

-авторитет доброты,

-авторитет подкупа.

Настоящий родительский авторитет основан на жизни и работе родителей, их поведении, знании своих детей и стремление придти к ним на помощь, при этом дать возможность ребенку самому выйти из сложной жизненной ситуации.

Педагог должен знать:

-Конвенцию о правах ребенка ООН, принятую в 1989 году и признающая «что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»[1]; сущность, принципы, методы, содержание и формы семейного воспитания.

Педагог должен уметь:

-применять адекватные методы изучения и анализа воспитательного потенциала семьи; прогнозировать возможные результаты формирования личности ребенка в условиях конкретной семьи и конкретных обстоятельствах ее развития; планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности ее корректировки; устанавливать правильные взаимоотношения с семьей, обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.

 


[1] Конвенция о правах ребенка. Принята 44 сессий Генеральной ассамблеей ОНН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С 389



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: