Говоря о принципах воспитания, следует помнить, что все принципы воспитания, известные в педагогике, в полной мере относятся к воспитанию детей в семье. Это:
- принцип целеустремленности. Воспитание нравственной личности. Воспитать ребенка не только и не столько для того, чтобы в старости подать кружку воды родителям. Воспитать ребенка, чтобы он мог стать нравственной личностью, создать семью и воспитывать в ней детей; взаимоотношение родителей и детей по мере их взросления, но цель остается одна;
- непрерывность и единство воспитательного процесса со стороны родителей и других родственников (примеры родителей и родственников, воспитание непрерывный процесс, сила примера);
- учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей личности (отношение к ребенку, к подростку в период его физиологического созревания, сексуальное воспитание, примеры);
- опора на положительные качества и способности ребенка (примеры, увлечение спортом, друзья и др.);
- уважение к ребенку в сочетании с разумной требовательностью родителей и родственников (не унижать, не оскорблять, уважать ребенка);
-сочетание вдумчивого руководства с инициативой и самостоятельностью (примеры – давать возможность проявлять самодеятельность и инициативу);
- развитие ребенка в семейном коллективе (большая семья много братьев и сестер, много воспитателей).
Кроме того, ученые выделяют и принципы семейного воспитания. К ним можно отнести следующие:
- гуманность и милосердие к растущему человеку, воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
-открытость и доверительных отношений в семье;
|
-основанность воспитательных отношений на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
-общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разные области интересов и деятельности;
-непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий на ребенка;
-учет специфики национальных и социокультурных традиций.
Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
В педагогике выделяют различные подходы в воспитании детей: авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарный подход основан на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка, требования послушания, жесткой дисциплины, применение запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия.
Либеральный подход провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий.
Демократический подход предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его активность, целеустремленность.
В реальной практике эти подходы взаимно дополняют друг друга и переплетаются.
3.Содержание семейного воспитания Составными компонентами содержания семейного воспитания являются: физическое, нравственное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое
Важную роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Макаренко выделил несколько типов родительских авторитетов, негативно влияющих на воспитание детей:
|
-авторитет подавления,
- авторитет расстояния (родители стараются быть подальше от своих чад, встречаясь с ними как начальники),
-авторитет чванства – возвышение над окружающими в связи со своим служебным положением и дома тоже,
-авторитет педантизма – требование, чтобы дети относились к родителям как непререкаемому авторитету,
-авторитет резонерства – бесконечные назидания и наставления ребенка,
-авторитет любви,
-авторитет доброты,
-авторитет подкупа.
Настоящий родительский авторитет основан на жизни и работе родителей, их поведении, знании своих детей и стремление придти к ним на помощь, при этом дать возможность ребенку самому выйти из сложной жизненной ситуации.
Педагог должен знать:
-Конвенцию о правах ребенка ООН, принятую в 1989 году и признающая «что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»[1]; сущность, принципы, методы, содержание и формы семейного воспитания.
Педагог должен уметь:
-применять адекватные методы изучения и анализа воспитательного потенциала семьи; прогнозировать возможные результаты формирования личности ребенка в условиях конкретной семьи и конкретных обстоятельствах ее развития; планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности ее корректировки; устанавливать правильные взаимоотношения с семьей, обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.
[1] Конвенция о правах ребенка. Принята 44 сессий Генеральной ассамблеей ОНН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С 389