ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1.Семья как фактор формирования личности
2.Принципы и стили воспитания детей в семье
3.Содержание семейного воспитания
Семья как фактор формирования личности
В педагогике есть особый ее раздел, который называется семейная педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются методики и технологии нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, интеллектуального развития детей в семье.
Семью ряд ученых рассматривают с трех позиций: как малую группу, объединяющую несколько (как минимум – двух) людей; как социальный институт, выполняющий целый ряд важных функций в обществе (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая и др.); как социальную систему, имеющую собственный жизненный цикл, возникающую и развивающуюся по определенным законам.
Отсюда существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
|
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования в нашей стране весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют падение рождаемости в России, хотя за последние годы в связи с принятыми программами, (материнский капитал, поддержка многодетной семье и др.) постепенно возрастает рождаемость. Социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня семьи, что особенно характерно для сегодняшнего дня. Педагоги бьют тревогу в связи с падением нравственных устоев семейного воспитания.
Ученые выделяют различные функции семьи в обществе.
Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10–15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.
|
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Социально-экономические изменения, происходящее в нашем обществе активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.
Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей.
|
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.
В педагогике определяют несколько типов семей: благополучная семья; семья группы риска; неблагополучная семья; асоциальная семья.
Для благополучной семьи можно выделить несколько ее моделей. В зависимости от количества детей семьи различаются однодетные (1 ребенок), малодетные (2-3 ребенка) и многодетные. В зависимости от состава семьи (однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети). В зависимости от структуры семьи полные (мать, отец, дети), неполные.