Упражнение «Тетрадь моих достижений»




Методы проведения рефлексии

На занятиях художественно-педагогической направленности

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior – обращение назад. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий [1].

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое не возможно без рефлексии [2].

Вот некоторые приемы работы по проведению рефлексии, которые можно использовать на занятиях художественной напавленности.

Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением 2 лиц: веселого, и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Второй приём рефлексии «ладошки» если у вас настроение хорошее, поверните ладошки ко мне, если нет – к себе.

Интересен, намой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у педагога причина изменения настроения в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока педагог говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если были трудности, – синий».

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, то зеленого.

Следующий приём рефлексии «Дерево знаний» Прикрепляем к дереву в течение всего занятия листочки знании, полученные за правильные ответы.

Если педагог хочет закончить занятие на более высоком эмоциональном уровне есть вариант – эмоционально-художественной рефлексии

Детям предлагают две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Они выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально-музыкальное окончание занятия. Дети слушают фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная, дети выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

При проведении рефлексии в художественно педагогическом направлении есть некоторые особенности. Предлагаю примеры, проводимые мной на занятиях в объединении «Отряд добрых дел».

Упражнение для проведения рефлексии: «Дерево толерантности»

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

§ Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

§ Не ссориться, стараться понять друг друга

§ Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

§ Больше общаться, узнавать друг друга

§ Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Упражнение «Тетрадь моих достижений»

Цель упражнения: Помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни.

Материалы: для каждого ребенка: одна тетрадь, бумага, фломастер, клей.

Инструкция: Я хочу, чтобы вы завели одну особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее. Давайте начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на нем большими буквами: «Мои достижения». Внизу подпишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то напишите ее. (Помогите детям найти интересные альтернативы). Раскрасьте буквы фломастерами, при этом выбрав цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите, приклейте этот лист на обложку тетради.

Теперь вы можете начать заполнять первую страницу тетради. Вспомните свой какой-нибудь особенно замечательный успех, нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради. Свои успехи и достижения вы должны записывать в тетрадь каждый вечер. И на всех последующих занятиях мы будем выяснять кто же больше всех внес новых успехов в тетрадь и дарить ему подарок.

Комментарий: нет необходимости записывать или зарисовывать самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой успех имеет значение.

Упражнение «Чемодан»

Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге – то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной.

Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения.

Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется (до тех пор, пока вся группа не получит свои «чемоданы»).

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не педагог отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Учащийся осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия обязательная составляющая современного занятия. Это своеобразное подведение итогов деятельности. Это – самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Список литературы:

1. Дегтярева, Т.Н. Теория и опыт воспитания нравственной ответственности подростка / Т.Н. Дегтярева// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-12110.

2. Рябышева, Ю.Ю. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков /Ю.Ю. Рябышева, Р.А. Валеева //Образование и саморазвитие. – 2012. - №4 (32). – C.131-136.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: