Занятие № 32
Тема: Составление фраз, связанных по смыслу. «Профессии людей».
Цель: - обучение детей составлению фраз связанных по смыслу;
- обогащение словарного запаса по теме «Профессии»;
- обучение подбору слов-синонимов;
- образование существительных при помощи суффикса -ник;
- развитие координации и ритмизации движений;
- формирование рациональной голосоподачи;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие зрительной памяти.
Оборудование: магнитофон, большие кубики, картинки с изображением людей разных профессий, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
1. Релаксационное упражнение
- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в Волшебную страну, но перед путешествием нужно отдохнуть.
Дети садятся на стулья, соответствующие их росту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины касалась спинки стула. Руки свободно лежат на коленях, ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня должна опираться на пол («поза покоя»), глаза закрыты. Звучит спокойная музыка.
2. Упражнения на координацию речи с движениями.
- Дети, на нашем пути встретилась речка, нам нужно перейти её.
. На полу, на расстоянии одного шага, лежат семь больших кубиков. Дети наступают по очереди на каждый кубик, говоря:
Я по камешкам пройду, через речку перейду. Последний шаг с кубика на пол.
II. Основная часть
Формулы правильной речи
- Вот мы и пришли в Волшебную страну, но перед тем, как встретиться с жителями Волшебной страны, давайте вспомним формулы правильной речи:
а) «Мы говорим неторопливо и спокойно».
б) «Наша речь слитная и плавная».
в) «Мы говорим смело».
г) «Мы говорим выразительно».
Произносить формулы необходимо достаточно громким голосом, с уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.
Чтение стихотворений-описаний.
- Вот и пришло время познакомиться нам с жителями Волшебного города, послушайте внимательно стихотворения и назовите их героев.
Ворону, корову, щенка и павлина –
Всех примет и вылечит
Доктор звериный.
Он опускается в забой,
Его работа под землей.
Провести словарную работу со словами: забой, шахтер.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму
И верности родной Отчизне.
Работа шофера
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!..
- Дети, о ком говорится в этих стихотворениях? Как вы думаете, кто живет в Волшебной стране? Правильно, в этой стране живут люди разных профессий. Людей, которые очень хорошо выполняют свою работу, называют умельцами и живут они в стране Умельцев.
Дидактическая игра «Назови профессию» (с мячом).
На доске – картинки с изображением людей разных профессий.
- Ребята, рассмотрите внимательно картинки и запомните, люди каких профессий там изображены.
После просмотра картинки закрываются, дети становятся в круг, учитель бросает мяч, ребенок ловит его и называет профессию, возвращая мяч педагогу.
Дидактическая игра «Слова-синонимы» (картинки).
- Дети, а вы знаете, что одну и ту же профессию можно назвать по-разному, разными словами. Посмотрите на картинки и назовите эти профессии: швея – портниха, летчик – пилот, врач – доктор, шофер – водитель.
Дидактическая игра «Телеграфисты».
Словарная работа: телеграфисты.
Дети хлопают в ладоши, учитывая длительность звучания ударных и безударных слогов и их количество, с проговариванием слова. Например: швея (хХ), портниха (хХх), где х – тихий хлопок, безударный слог, Х – громкий хлопок, ударный слог. Предварительно учитель показывает пример правильного выполнения.
Дидактическая игра «Лесенка» (карточки с заданиями).
Дети берут карточки с заданиями, слушают внимательно предложение, которое произносит учитель. Ребенок, на карточке у которого написано слово, которым можно закончить предложение, шагает пальчиками по лесенке и называет слово.
- Ребята, закончите предложение, спуститесь по лесенке на одну ступеньку и у вас получится название профессии.
УЧИТЕЛЬ ДЕТИ
Лес охраняет … лесник.
Двор убирает… дворник.
На даче живет… дачник.
На защиту Родины встает… защитник.
Печь кладет… печник.
За садом ухаживает… садовник.
Карточки:
лес дач печ
двор защит садов
ник ник ник
Физкультминутка.
Строим дом
“Стук, стук молотком — строим, строим дом”, — дети хором говорят стихи с постепенным нарастанием голоса. На слова “стук, стук молотком” дети стучат об пол, на слова “строим, строим, строим дом” постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает и, поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют “дом”.