Проективная рисуночная методика «Кактус»
Педагог-психолог часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей, в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой инструкцией, например
«Кактус» М.А. Панфиловой.
Процедура диагностики
Предложите ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.
После того, как ребенок завершит рисунок, попросите его ответить на вопросы:
• Он сильно колется?
• Его можно потрогать?
• Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
• Если растет с соседом, то какое это растение?
• Когда кактус подрастет, то как он изменится?
• Этот кактус домашний или дикий?
• Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
Можно задать и другие любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.
Критерии интерпретации рисунка
Примеры рисунков дошкольников и их интерпретация.
|
Интерпретации подлежат:
• ключевые объекты;
• пространственное расположение и цветовая гамма;
• словесное описание рисунка.
Кактус символизирует автора рисунка: степень колючести и будущие изменения — агрессивность ребенка и его представления о своем будущем; горшок, местонахождение кактуса и уход за ним — характер опеки и отношений в семье.
Если ребенок выполнил несколько рисунков, изображающих кактус, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому. Повторное рисование, исправления, перерисовывания указывают на переживание ребенком интенсивной тревоги.
Ключевые объекты
При анализе кактуса обратите внимание на его расположение, размер и отдельные детали.
Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию.
Рисунки менее 1/2 листа, особенно в сочетании со смещением рисунка в нижнюю часть листа, слабым нажимом и тонкой линией рисунка, указывают на неуверенность, робость, переживаемую низкую самооценку. Скрытные, осторожные, робкие испытуемые используют в изображении кактуса зигзаги. Многочисленные исправления, перерисовывания, паузы перед рисованием, обведения, штриховки указывают на тревожность.
|
Колючки кактуса — символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности испытуемого. Об этом свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые — слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.
Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность.
Интерпретируя рисунок, представьте изображенный кактус ожившим: какие эмоции он вызывает, приятен ли он, ухожен ли, какое общее впечатление создает.
Пространственное расположение и цветовая гамма
Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом.
Смещение рисунка от центра влево — указатель ориентации на прошлое; вправо — на будущее. Верхняяи нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя — с семьей.
Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка — на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.
|
Цвета, использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:
• красный — напор, страстность, демонстративность, агрессия;
• оранжевый — чувство небезопасности;
• желтый — оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно);
• зеленый — уравновешенность;
• синий — «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;
• фиолетовый — тревога, тяга к мистике;
• черный — протест, пессимизм, усталость.
Одноцветные рисунки — показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.
Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.
Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.