3.1 Конструктивные особенности вагонов с дисковыми тормозами
3.1.1 Пневматическое оборудование вагонов с дисковыми тормозами состоит (рисунки 6-7):
- типовые воздухораспределитель усл.№ 292М (ВР-292М) и электровоздухораспределитель усл.№ 305 (ЭВР-305);
- 2 пневматических реле давления № 404 (РД1, РД2);
- запасной резервуар объемом 78 л (ЗР);
- тормозной резервуар объемом 16 л (ТР);
- дополнительный питательный резервуар объемом 170 л (ПР), подключенный к тормозной магистрали (ТМ) через обратный клапан (ОК) и разобщительный кран 3.
3.1.2 Вагоны оборудованы электронным противоюзным устройством с датчиками на каждой оси и сбрасывающими клапанами по одному на каждую ось.
3.1.3 Дисковый тормоз вагонов включает стальные тормозные диски по 2 на каждой оси колесной пары, тормозные цилиндры рабочим диаметром 203 мм со встроенными регуляторами зазора между накладками и дисками, клещевые рычажные механизмы для прижатия накладок к дискам.
3.1.4 Часть вагонов (модели 4095-1, 4096-1, 61-4179) оборудована тормозными цилиндрами с клещевым механизмом по одному на каждый диск. Эти вагоны оборудованы ручным тормозом (с приводом в рабочем тамбуре), воздействующим на два диска одной оси одной тележки и обеспечивающим удержание вагона на уклоне крутизной не менее 0,015. У другой части вагонов (модели 61-4441 по 61-4444, 4095-2, 4095-4) на крайних осях на два диска воздействует по одному тормозному цилиндру со встроенным стояночным пружинным тормозом. Стояночные тормоза вагона подключены к тормозной магистрали, автоматически приходят в действие при снижении давления в ней ниже 2,5 кгс/см2 и обеспечивают удержание вагона на уклоне крутизной не менее 0,030. Имеется возможность механического выключения стояночного тормоза вручную с помощью гаечного ключа.
|
3.1.5 На обе стороны кузова вагонов выведены манометры, показывающие давление воздуха, поступающего от реле давления к сбрасывающим клапанам тележек, а также светодиодные сигнализаторы наличия давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах каждой оси вагона.
3.1.6 Вагоны с дисковыми тормозами должны эксплуатироваться с металлокерамическими тормозными накладками дисковых тормозов. Допускается использование на вагонах композиционных (полимерных) тормозных накладок из материала шифра 140-42. В любом случае на отдельных вагонах все накладки должны быть однотипные. Толщина новых накладок составляет: металлокерамических – 24 мм, композиционных – 20 мм.
3.2 Порядок включения вагонов в составы поездов с дисковыми тормозами
3.2.1 Составы пассажирских поездов следует формировать с максимальным количеством вагонов, оборудованных дисковыми тормозами.
3.2.2 Допускается совместная эксплуатация в одном составе вагонов с дисковыми и колодочными тормозами при условии оборудования последних композиционными тормозными колодками. Совместная эксплуатация в одном поезде вагонов с дисковыми и колодочными тормозами с чугунными колодками допускается только в порядке исключения для передачи отдельных вагонов с дисковым тормозом к месту назначения.
3.2.3 Воздухораспределители вагонов включаются на короткосоставный режим при длине поезда до 20 вагонов включительно и на динносоставный при длине поезда более 20 вагонов.
3.2.4 Питательный резервуар (ПР) должен быть подключен к тормозной магистрали (ТМ) через разобщительный кран 3. Разобщительные краны 6 между этим резервуаром и двумя реле давления РД1 и РД2 на вагонах должны быть открыты.
|
3.2.5 На вагонах, оборудованных стояночными тормозами, должны быть открыты краны 2 от тормозной магистрали к тормозным цилиндрам со стояночным тормозом.
3.3 Техническое обслуживание тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами
3.3.1 При техническом обслуживании (ТО-1) тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами в пунктах формирования и оборота проверить:
3.3.2 Правильность соединения и состояние рукавов тормозной магистрали и открытия концевых кранов;
3.3.3 Правильность открытия разобщительных кранов в соответствии с пунктом 3.2 настоящей инструкции;
3.3.4 Состояние поверхностей электрических контактов головок тормозных соединительных рукавов усл.№ 369А;
3.3.5 Отсутствие слышимых утечек воздуха через соединения в трубопроводах;
3.3.6 Состояние поверхностей трения дисков (визуально). Поскольку часть поверхности венцов закрыта тормозными накладками необходимо сначала пройти весь состав и проверить половины дисков, доступные для контроля, а затем протянуть состав на расстояние от 1,2 до 1,5 м (на половину оборота колеса) и проверить остальные части тормозных дисков. На поверхности венца тормозного диска не допускаются следующие дефекты (рисунок 8):
трещины, расположенные по окружности венца длиной более 30 мм;
радиальные трещины в средней части венца длиной более 20 мм;
радиальные трещины длиной более 10 мм, расположенные в пределах 20 мм от наружной или внутренней кромки венца;
|
сплошные пятна (полосы) темного цвета шириной более 80 мм и длиной более 100 мм;
забоины, имеющие форму трещины длиной более 20 мм и глубиной более 1,0 мм.
К допустимым дефектов венцов тормозных дисков относятся:
сетка мелких трещин (рисунок 9), концентрические проточки, волнообразный износ, задиры (рисунок 10), пятнистость (рисунок 11).
Наличие на поверхности венца задира (допустимого для венца дефекта) свидетельствует о недопустимом повреждении тормозных накладок и необходимости их замены. Наличие на поверхности венца пятнистости свидетельствует о наличии внутренних напряжений и большой вероятности появления недопустимого дефекта.
При обнаружении участка поверхности тормозного диска с дефектом для уточнения результатов контроля необходимо применять лупу 8-ми кратного увеличения.
3.3.7 Ослабление ступицы тормозного диска на оси;
3.3.8 Наличие фиксатора на штоке тормозного цилиндра;
3.3.9 Наличие валиков и шплинтов в шарнирных соединениях тормозной рычажной передачи;
3.3.10 Состояние поверхностей катания колес (визуально);
3.3.11 Крепление деталей тормоза, в том числе накладок дисковых тормозов (визуально);
3.3.12 Толщину накладок дисковых тормозов. Металлокерамические накладки толщиной 13 мм и менее и композиционные накладки толщиной 5 мм и менее по наружному радиусу накладок подлежат замене;
3.3.13 Суммарный зазор между обеими накладками и диском на каждом диске должен быть в пределах не более 6 мм. На вагонах, оборудованных стояночными тормозами, зазоры проверять при отпуске после экстренного торможения. При необходимости смены тормозных накладок по износу проводить замену обеих накладок на одном диске.
3.3.14 После полной зарядки тормозной сети вагонов произвести продувку питательного резервуара ПР через выпускной клапан 5 на каждом вагоне для удаления конденсата.
3.3.15 Проверить плотность при полностью заряженной тормозной системе:
- тормозной сети по времени падения давления в ней после отключения от источника сжатого воздуха, которое должно быть не более 0,2 кгс/см2 в минуту;
- обратных клапанов ОК питательного резервуара ПР на каждом вагоне в пункте формирования следующим порядком: при перекрытом разобщительном кране 3 к резервуару ПР перекрыть концевые краны 1 вагона, разъединить рукава между проверяемым и одним из соседних вагонов, открыть с этой стороны концевой кран на проверяемом вагоне с соблюдением техники безопасности, после выпуска воздуха из тормозной магистрали вагона установить на соединительный рукав головку рукава с манометром и открыть разобщительный кран 3. Повышение давления в тормозной магистрали, определяемое по манометру, должно быть не более 1 кгс/см2 за время 1 минуту. После проверки убедиться в открытом положении всех разобщительных кранов в соответствии с пунктом 3.2 настоящей инструкции.
3.3.16 Проверить действие противоюзного устройства на каждой оси каждого вагона после экстренного торможения в соответствии с руководством по его эксплуатации. Проверка противоюзного устройства производится осмотрщиком-ремонтником совместно с поездным электромехаником. При проверке противоюзного устройства поездной электромеханик производит его включение и выключение на каждой оси вагона последовательным нажатием кнопок «Контроль колесных пар» на панели блока управления противоюзного устройства. При этом должен происходить выпуск воздуха из тормозных цилиндров, контролируемый на слух осмотрщиком-ремонтником на соответствующей тележки с последующим их наполнением до первоначального давления, что контролируется по манометрам и световым сигнализаторам.
3.3.17 Проверить действие автоматического и электропневматического тормозов вагонов порядком в соответствии с требованиями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, руководствуясь показаниями манометров и сигнализаторов тормозных цилиндров на боковых панелях кузова вагона. При наличии давления по манометрам должны гореть сигнализаторы, а при отсутствии давления сигнализаторы должны погаснуть.
3.4 Прицепка локомотива к составу
3.4.1 Перед прицепкой поездного или маневрового локомотива к составу произвести продувку главных резервуаров локомотива, а после прицепки продувку тормозных магистралей в соответствии с требованиями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
3.5 Опробование тормозов
3.5.1 Проверка целостности тормозной магистрали, полное и сокращенное опробование тормозов производится в соответствии с требованиями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 и пункта 3.3.13 настоящей инструкции.
3.6 Управление тормозами
3.6.1 Управление тормозами поезда при наличии в его составе вагонов с дисковыми тормозами осуществлять в соответствии с требованиями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
3.6.2 При ведении поезда в случае появления задымления или искрения под вагонами остановить поезд и выяснить причину. Отправление поезда в таких случаях допускается только после устранения причин, при необходимости выключив тормоз неисправной тележки или вагона. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей начальнику поезда совместно с поездным электромехаником и помощником машиниста определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта технического обслуживания пассажирских вагонов, смены колесных пар или отцепки вагона, и сообщить об этом машинисту локомотива.
3.6.3 Выключение дискового тормоза вагона в пути следования производить следующим порядком:
- для выключения дискового тормоза одной из тележек перекрывается кран 6 от питательного резервуара ПР к соответствующему реле давления РД1 и РД2. Для вагонов моделей 61-4441-61-4444 («Буревестник-2») дополнительно выполняется растормаживание тормозных цилиндров 670ГС-1 на наружной колесной паре каждой тележки вращением болта стояночного тормоза по часовой стрелке до упора. Включение тормоза на вагонах такого типа производится в обратном порядке;
- для выключения дискового тормоза вагона в целом необходимо перекрыть разобщительный кран 4 к воздухораспределителю ВР-292 и краны 6 от питательного резервуара ПР к обоим реле давления РД1 и РД2 и выпустить сжатый воздух из запасного резервуара через выпускной клапан ВК. Для вагонов моделей 61-4441-61-4444 («Буревестник-2») дополнительно выполняется растормаживание тормозного цилиндра 670ГС-1 на наружной колесной паре каждой тележки вращением болта стояночного тормоза по часовой стрелке до упора. Включение тормоза на вагонах такого типа производится в обратном порядке.
3.6.4 О выключении дисковых тормозов отдельных вагонов или тележек в пути следования начальник поезда должен сообщить локомотивной бригаде. Машинист поезда должен внести соответствующие отметки о тормозном нажатии в справку формы ВУ-45 и следовать до ближайшего ПТО с установленной скоростью с учетом фактического тормозного нажатия в поезде. По прибытию на пункт технического обслуживания пассажирских вагонов неисправности тормозного оборудования тележки или вагона должны быть устранены.
3.6.5 После остановки в пути следования с применением экстренного торможения поездная бригада должна убедиться о производстве отпуска дисковых тормозов по показаниям манометров и сигнализаторов тормозных цилиндров на боковой панели кузова вагона.
3.7 Обеспечение вагонов и поездов тормозами
3.7.1 Расчетное тормозное нажатие на ось вагонов с дисковыми тормозами (в пересчете на чугунные тормозные колодки) принимать:
- для скоростей движения до 120 км/ч включительно- 10 тс;
- для скоростей движения до 140 км/ч включительно – 12,5 тс.
3.7.2 Вес тары вагонов определять по данным, нанесенным на боковой стенке кузова вагона, а нагрузку от пассажиров, ручной клади и снаряжения в соответствии с требованиями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
3.7.3 Нормы обеспечения пассажирских поездов тормозами и допускаемые скорости движения при наличии в их составе вагонов с дисковыми тормозами устанавливаются в соответствии с приложениями инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
3.7.4 При заполнении справки по тормозам формы ВУ-45 против соответствующего нажатия на ось вагонов с дисковыми тормозами в графе «Другие данные» записывать – ДТ. При указании в справке количества композиционных колодок в составе учитывать вагоны с дисковыми тормозами как вагоны с этими колодками. Выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона с дисковым тормозом допускается в справке не указывать.