Как уменьшить потребность в средствах




Независимо от наличия средств, лучше уменьшить их трату — небольшой резерв всегда необходим, т.к. непредвиденные ситуации случаются всегда. Потребность в начальных тратах можно сократить разными способами, чтобы уложиться именно в те средства, которыми Вы располагаете.

Во-первых, нужно правильно выбрать вид бизнеса. Сразу лучше откинуть варианты открытия собственного магазина или ресторана — расходы на ремонт помещения и покупку оборудования огромны. Вид бизнеса можно признать хорошим, если:

– не требуется дорогостоящее специальное оборудование;

– не требуется специальное отдельное помещение (например, ст. 17 Жилищного Кодекса допускает использование жилого помещения для предпринимательской деятельности, если это не нарушает права других, т.е. вязать оренбургские шали в квартирах можно, а изготавливать табуретки — нет);

– не требуется персонал, на начальном этапе лучше рассчитывать на свои силы и родственников, т.к. работодатель несет много расходов даже в случае увольнения персонала, если бизнес «не пошел»;

– объём производства и сбыта может сильно варьироваться (например, если закуплено производительное оборудование - большая печь для выпекания кондитерских изделий, то производить небольшое количество пирожков будет нерентабельно, поскольку может оказаться, что пирожки плохо продаются, а печь их можно только большими партиями);

– доля добавленной стоимости должна быть высока, т.е. в цене изделия/услуги большую долю должен занимать Ваш труд, а не закупаемые Вами материалы и услуги (если уж производить швейные изделия, то не постельное белье, в стоимости которого очень велика доля стоимости ткани, а одежду, где работа стоит дороже материала);

– не требуется создание товарных запасов (если бизнес все же требует постоянного наличия материалов, то можно попробовать работать с материалом заказчика, переложив на него проблему обеспечения материалами — цена таких услуг меньше, но и средств требуется существенно меньше);

– с коротким производственным циклом и быстрым оборотом средств, т.е. лучше производить леденцы на палочке, изготавливаемые в течение часа, чем заниматься производством сыров, которым для созревания требуются месяцы;

– без сезонности, т.к. сезонность, например, в сельском хозяйстве всегда сопровождается расходами весной, а выручкой только осенью, поэтому все лето надо финансироваться из собственных средств.

Во-вторых, надо использовать имеющиеся ресурсы. Если дома много электроинструментов, то оказание услуг по мелкому ремонту («муж на час») не потребует затрат — все необходимое уже имеется. Что еще у Вас уже есть, и что можно использовать:

– образование, знания, опыт — это как минимум снижает расходы на обучение;

– квартира, гараж, дача...

– автомобиль, швейная машинка, компьютер, фотоаппарат...

– друзья, знакомые, социальные связи — через них можно организовать сбыт и сэкономить на рекламе;

– клиентская база с прежней работы — этим клиентам можно предложить свои услуги, и если они знают Вас как грамотного специалиста, то следующий заказ получит не фирма, где Вы работали, а лично Вы;

– бросовые ресурсы данной местности — это «золотая жила», если удастся их обнаружить (например, торговля основана на перевозке товара из места, где он обычен и «валяется под ногами», в другую местность, где он редкий и дорогой: бананы везут из стран, где они растут вдоль дорог, а применяемую в косметических целях «голубую глину» где-то счищают с сапог; но для того, чтобы понять, что именно является бросовым здесь и может быть выгодно продано в другой местности, надо самому много путешествовать или хотя бы поговорить с большим количеством знающих людей.

В-третьих, можно использовать ресурсы поставщиков и покупателей. Покупатели могут оплачивать аванс, что уменьшит потребность в оборотных средствах, а у поставщиков можно просить отсрочку платежа. В кризис это достаточно сложно сделать, но пренебрегать такой возможностью не стоит — надо пробовать. Примером может служить комиссионный магазин — товар для продажи предоставляет клиент, поэтому нет никаких расходов на заполнение полок товарами.

В-четвертых, можно не реализовывать полный цикл производства, а сосредоточиться только на одной операции. Для продажи пирожков можно не организовывать все производство, начиная от изготовления теста, а приобретать готовое тесто, это позволит отказаться от покупки части оборудования. Кроме того, прибыльность отдельных операций различна, поэтому стоит выбирать самую выгодную.

Каждую бизнес-идею можно слегка модернизировать, чтобы сократить начальные расходы. Важно не следовать стереотипам и не стараться сделать все «на мировом уровне», обзаводиться офисом, секретарями и прочей престижной атрибутикой. От многого можно отказаться, даже от помещения: есть успешные примеры предоставления парикмахерских услуг на дому у клиента. Необходимо быть изобретательным, чтобы найти способ сэкономить, но в то же время надо учитывать и привычки клиентов — слишком экстравагантные условия его могут отпугнуть.

Начало бизнеса

На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить детальный план действий для организации бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации и пр.

Возьмем самый распространенный пример – пошив одежды на дому. В первую очередь определимся, какое будет необходимо оборудование:

– швейная машинка;

– оверлок;

– гладильная доска;

– утюг.

Какая нужна будет машинка? Достаточно ли будет бытовой многооперационной машинки, или придется приобретать профессиональную машину? Можно ли будет пользоваться тем утюгом, который уже имеется, или нужен утюг с более сильным паром?

Надо также решить, можно ли все это оборудование разместить в квартире, не потребует ли оно трехфазного электропитания, которого в жилых домах не делают?

Аналогично нужно составить список всех работ по подключению и наладке оборудования, регистрации в качестве предпринимателя, а также регистрации в налоговой инспекции.

Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано.

Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса.

Имеются ли у Вас эти деньги? Можете ли Вы их достать? Лучше рассчитывать на собственные сбережения, а не на кредит, ведь Вы только начинающий предприниматель, и Ваш бизнес может оказаться неудачным.

Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, без каких трат можно обойтись первое время, перенеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды.

Возможно, Вам просто нужно отказаться от «наполеоновских планов» и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое.

Установив сроки выполнения всех работ, Вы получите дату начала деятельности. До этого момента Вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли долго придется ждать? Будет ли Вам хватать денег на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат?

Нельзя игнорировать работы, которые не требуют затрат, например, регистрация в налоговой инспекции займет у Вас определенное время. Если Вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний, нереальный момент. В результате Ваши средства могут кончиться до того, как начнут поступать деньги от клиентов.

Доходы и расходы

После того, как Вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного периода, надо начать рассчитывать текущие финансовые показатели.

Если Ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, а Ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров.

Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами:

– узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если Вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне);

– оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).

Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это вполне реально. Однако Ваше суждение, возможно, было основано на посещении рынка в воскресенье, а о количестве покупателей в другие дни Вам ничего не известно.

Если Вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов.

Необходимо учитывать только текущие (ежемесячные) расходы, единовременные были учтены в расчете затрат на начало бизнеса.

Расходы надо сгруппировать по видам, например, таким образом:

– сырье и материалы;

– закупка товаров;

– арендная плата;

– зарплата наемных работников;

– платежи по социальному страхованию работников;

– коммунальные платежи;

– ремонт оборудования;

– прочие.

Не ежемесячные, но почти регулярные платежи, вроде ремонта оборудования, стоит включать в виде усредненного месячного значения. Если ремонт требуется примерно раз в полгода и стоит он в среднем 1500 рублей, то ежемесячно получается 250 рублей (1500 рублей на 6 месяцев).

Если доход оценивался по списку услуг, то и расходы следует также считать по отдельным услугам. Это повысит точность расчета.

Суммируем все расходы за месяц. Если теперь вычесть из месячного дохода суммарный расход за месяц, то получится прибыль. Но это прибыль до налогообложения.

В некоторых случаях для расчета налогообложения следует определить годовые доходы и расходы.

Для расчета налогов лучше обратиться к специалисту или изучить специальную литературу, т.к. существует несколько различных вариантов уплаты налогов, которые также могут зависеть от выбора организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью). Основные варианты такие:

– стандартное налогообложение, включает в себя НДС (от его уплаты можно освободиться), единый социальный налог (при наличии наемных работников), налог на доходы физических лиц, платежи в пенсионный фонд;

– упрощенная система, включает в себя единый налог в виде 6% от дохода или 15% от разницы между доходом и расходом, платежи в пенсионный фонд;

– единый налог на вмененный доход, представляет собой фиксированную сумму, зависящую от вида деятельности и других параметров, но не зависящую от реальной прибыли, платежи в пенсионный фонд.

Начинающему предпринимателю лучше воспользоваться упрощенной системой налогообложения, т.к. по неопытности можно запутаться в налогах и декларациях обычной системы, что приведет к выставлению штрафов налоговыми органами. Лучше не пытаться минимизировать налоги с помощью выбора системы налогообложения, а пользоваться пусть даже иногда не самой выгодной, но зато помогающей избежать ошибок упрощенной системой в виде 6% налога с дохода.

Стандартное налогообложение следует применять, только если Вашим клиентам необходимо выделять НДС в оплате Ваших товаров или услуг.

Начинающему предпринимателю также следовало бы избегать единого налога на вмененный доход (не выбирать подпадающие под него виды деятельности), т.к. платить его придется в полном объеме независимо от того, успешен ли Ваш бизнес или пока приносит только убытки.

В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной - расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль по каждому месяцу (доходы минус расходы), но и так называемое движение денежных средств.

Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, даже если бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку денег и принять решение о путях ее устранения: изменение плана или получение кредита.

Пример расчета движения денежных средств имеется в приложении № 2, там же описано, как он составляется.

Оформление

Бизнес план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с Вашим бизнесом. Бизнес план должен дать ответы на два вопроса:

– Почему этот бизнес жизнеспособен?

– Насколько он прибыльный?

Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что Вы хорошо изучили выбранный вид деятельности. Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов. Должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.

Бизнес-план должен состоять из следующих пунктов:

Резюме

Резюме должно читаться как отдельный документ, кратко отражающий основные положения бизнес-плана (название проекта, цель, задачи, отличительные особенности Вашего бизнеса, размер и источники инвестиций, размер чистой прибыли в первый год работы, период окупаемости проекта, количество создаваемых рабочих мест, бюджетная эффективность (сумма налогов уплачиваемых в бюджет за год).

Описание предпринимателя / организации

Необходимо указать выбранную организационно-правовую форму (индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью), причины такого выбора. Особенности предпринимателя (возраст, опыт, личные качества и пр.) и юридического лица (состав собственников, местонахождение и пр.) демонстрируют готовность вести выбранный бизнес.

Описание продукции / услуг

Наименование продукции или услуги, ее отличительные черты, потребительские качества, цены должны быть описаны так, чтобы было понятно, что продукт обдуман и полностью готов для представления потребителю. Ассортимент предлагаемых товаров с указанием продажных цен.

Анализ рынка

Описываются проведенные Вами исследования рынка аналогичных товаров: основные конкуренты, преимущества и недостатки их продукции (услуг), как они могут отреагировать на появление Вашего товара (услуги). Следует заострить внимание на тех качествах Вашего товара, на которые Вы будете обращать внимание потребителя, чтобы выиграть в конкуренции. Надо описать основные группы потребителей, их привычки и предпочтения. Схема распространения товара (услуги) должна быть детальной (где продавать, как и почем).

Производственный план

Здесь могут быть описаны основные технологические решения, лицензии, патенты, особенности производства, необходимое оборудование, источники поставки основных материалов и оборудования, цены на них. Необходимо учесть все производственные потребности, включая найм персонала, и расписать процесс производства в календарном плане.

Организационный план

Необходим только для организаций или при найме большого количества персонала, при сложной организации работ. Описывается ход выполнения работ, участники, организация работ, организационная структура.

Финансовый план

Описание основных финансовых данных: затраты начального периода и текущие, расчет потока денежных средств, расчет налоговых платежей, прибыли.

Для привлечения кредита в этом разделе бизнес-плана также должна быть подробно обоснована возможность его возврата в установленные сроки, а также уровень ответственности заемщика и гарантии.

Оценка рисков

Составляющая бизнес плана, в которой рассчитывается устойчивость проекта к возможным внешним экономическим изменениям (инфляция, несвоевременные выплаты потребителей), и внутренним (изменение себестоимости продукции, объема сбыта). Также определяется граница безубыточности, т.е. тот уровень продаж, при котором бизнес будет иметь нулевой доход.

Нормативная информация

В соответствующих случаях в бизнес-плане описываются подлежащие применению нормативные документы, разрешительная документация, в том числе по воздействию на окружающую среду.

Приложения

Данный раздел вводят в бизнес-план для того, чтобы разгрузить основные пункты от громоздких документов (расчетов, таблиц, графиков, нормативных актов).

 


Приложение

Выбор бизнес-идеи

Подумайте и запишите в первую колонку ВСЕ бизнес-идеи, которые приходят Вам в голову. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.

 

Бизнес-идея Внешние факторы Личные факторы  
  Почему этот бизнес будет успешным? Почем у этот бизнес может не быть успешным? Почему именно мне стоит этим заняться? Почему именно мне не стоит этим заниматься?  
  Изготовление деревянной мебели     . Все больше ценятся эксклюзивные вещи. 2. Люди озабочены экологической чистотой.   1. Ручная мебель стоит дороже. 2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.     1. Я профессионал в изготовлении мебели. 2. У меня есть оборудованная мастерская.   1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель. 2. У меня аллергия на мебельные лаки.  
           
           
           
           
           

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: