ВОПРОС № 22
β 24 Понятие и особенности правоотношения.
Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью.
Правоотношение отличается рядом особенностей:
1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение.
2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников
3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – лицом обязанным, т. е. правам всегда соответствуют определенные обязанности;
4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли
5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает общественным отношениям юридический характер.
Исходя из названных особенностей, дается более развернутое определение правоотношения: как юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности.
β 25 Состав правоотношения: понятие и элементы.
Состав правоотношения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.
Элементы состава правоотношения:
1-Субъект правоотношения – это участник правоотношения, имеющий субъективные права и (или) юридические обязанности. Виды субъектов:
§ индивидуальные субъекты (индивиды): граждане; – иностранные граждане; – лица без гражданства (апатриды);
|
§ коллективные субъекты: – государство, а также социальные общности-народ, нации, население.
Применительно к физическим лицам различают 3 элемента правосубъектности:
Правоспособность – это способность лица иметь права и юридические обязанности. С момента рождения
Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. В полном объеме дееспособность наступает с момента совершеннолетия.
Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность наступает с разного возраста в зависимости от вида юридической ответственности.
2Субъективное право – это предусмотренная нормой права и (или) договором мера возможного поведения субъекта правоотношения.
Субъективное право состоит из следующих правомочий:
- права на собственные действия,;
- права пользования;
- права требования;
- права притязания.
3-Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права и (или) договором мера должного поведения субъекта правоотношения.. По своей сути субъективное право является юридическим средством удовлетворения собственных интересов управомоченного лица, а юридическая обязанность – средством удовлетворения чужих интересов.
4-Объект правоотношения- это то, на что направлена деятельность субъектов.
Сложилось две теории относительно объекта правоотношений:
1) Монистическая -согласно данной теории единственным объектом правоотношения является поведение человека.
|
2)Плюралистическая - данная теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представляющие ценность для субъектов.
β 26. Понятие, признаки, виды юридических фактов.
Под юридическими фактами понимаются -конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Например, чтобы реализовать свое право на образование и учебу в вузе, необходимо наличие окончание среднего общеобразовательного учебного заведения
Юридические факты можно классифицировать по различным основаниям:
Во-первых, по характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Во-вторых, по связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на события и действия.
События – это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников правоотношений. Различают:
§ Абсолютными считаются такие события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов.
§ Относительные события возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деятельностью, например смерть лица в результате драки.
Действия бывают правомерными и неправомерными, т. е. правонарушениями.
Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на:
Юридический акт – это такое правомерное действие, которое совершается с намерением вызвать юридические последствия.
Юридический поступок – правомерное поведение, совершаемое без намерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона.
|
β 27. Соотношение понятий: «правоспособность», «дееспособность»,«деликтоспособность», «правосубъектность» и «правовой статус».
Различают 3 элемента правосубъектности:
Правоспособность – это способность лица иметь права и юридические обязанности. С момента рождения
Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. В полном объеме дееспособность наступает с момента совершеннолетия.
Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность наступает с разного возраста в зависимости от вида юридической ответственности.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:
- правосубъектность
- установленные законом права и обязанности;
- гарантии установленных прав;
- ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.
Соотношение….
β 28. Понятие и особенности правотворчества
Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.
Правотворчество представляет собой:
1- монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество – это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений;
2- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений;
3- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.
β 29. Понятие и особенности системы законодательства.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.. Она имеет сложную структуру.
Можно выделить следующие системы законодательства:
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. (конституционное право – конституционное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.
Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:
1. федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);
2. законодательство субъектов Российской Федерации (конституции республик, законы и иные нормативные акты),;
3. законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
β 30. Закон: понятие и признаки.
Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Признаки:
1. принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
2. обладают высшей юридической силой.;
3. регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
ФКЗ - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.
К ним, в частности, относятся законы:
о военном положении, о чрезвычайном положении, о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, о референдуме
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.
β 31. Подзаконный акт: понятие и признаки
Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:
§ издаются в соответствии с законом;
§ регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:
-на указы и распоряжения Президента РФ;
-акты Правительства РФ;
-акты федеральных министерств и ведомств;
-акты исполнительной власти субъектов РФ;
-акты органов местного самоуправления;
-локальные акты.
β 32.Критерия деления системы права
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.
Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.
Существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся:
Императивный и диспозитивный методы. Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
β 33.Понятие и особенности правотворчества
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Характеризуется тем, что:
§ Оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
§ Основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
§ Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
§ Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества - гос.органы.
Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.
К принципам относится:
1. научность
2. профессионализм
3. законность
4. демократизм
5. гласность
6. оперативность
β 34. Виды правотворчества:
Выделяют следующие виды правотворчества:
Законотворчество — это процесс создания законов.