Роль химии в жизни общества




Химия нашего края •Калининградский коксо-химический завод •Целлюлозно-бумажный комбинат •Нефть в Калининградской области •Производство силикатного кирпича. Охрана окру­жающей среды на промышленных предприятиях •Состояние атмосферного воздуха в Калининграде. Охрана воздуха от загрязнений •Кислотные дожди. Состояние почв в Калинин­градской области •Каменная соль в Калининградской области •Состояние воды в г. Калининграде и области. Ох­рана водоемов от загрязнений. Проблема очистки воды

Проектирование ист. – культурн. образоват. среды влечет за со­бой необх-ть переосмысления акцентов в преподавании естествен­но-научных дисциплин. Важным направлением этого процесса является гуманитаризация содержания образования, выражающаяся в повышении значения внутрипредметной и межпредметной интеграции, в возрастании роли тематических разделов, нацеленных на формирование духовной культуры личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами.

 

32. Псих.-пед. пр-пы здоровьесберег. технологий обуч-я и воспитания.

До послед. 10-тилетий система средн. обр-я хар-сь перегрузкой сод-я. В 2000 г. б/сформиров. исслед. группа, следившая за сост. здоровья уч. 1 и 10 классов (отслеж. нервно-психич. состояние, сост. костно-мышечного здоровья, органы чувств, сердечно-сосуд, простудн. заболевания). Система реформир-я позвол. изменить м-ды обуч., изменение обязат. пр-тов.

Необх. избав. от лишней инф-ции, изменить методы и формы обуч. Необх. гуманизация.

Пр-пы: 1) вопрос о здоровье школьников явл-ся одной из важнейших з-ч средн. обр-я. Доля здоровых к оконч. школы ~20-25%, отстают интеллектуально ~13%, не успевают усваивать программу ~20%. Конвенция о правах ребенка: сохранение своей индивидуальности и здоровья (Россия еще не приняла).

К современным м-дам обуч. адаптация уч-ков 1 кл. в 2 – 4 раза ниже, чем к традицион.

2) Организация системы обучения в соответствии возрастным особенностям. М/б. непосильными треб-я к кач-ву знаний. Согласно Блуму след. учит-ть, что на ранних ступенях обуч. узнавание соответствует знанию, пониманию, применению (навыки низкого порядка). 8 – 9 кл. – анализ, синтез, обобщение.

Отказ от авторитарной системы управления учебн. д-тью. Необх. новые формы добывания знаний, развивающие самостоят. уч-ка.

3) Пр-п природосообразности. Необх. воспит. ценности здоровья.

Пр-п уникальности личности: развитие всех 7 сфер психики.

Требования к уроку с позиции здоровьесбережения.

1. Строгая дозировка учебной нагрузки. Восприятие и осмысление нового материала учащимися неодинаковы на протяжении урока. Так с 1 по 4-ю минуты урока учащиеся способны усвоить 60% информации; с 5 по 23 - ю минуты – 80% информации; с 24 по 34- ю минуты – 45-50%; с 35 по 45-ю – только 6%информации.

2. Смена, чередование различных видов деятельности, когда используются различные каналы восприятия: кинетический, визуальный, аудиальный.

ПОМНИМ,что от прочитанного остаётся в памяти только 10 % информации;

- от услышанного – 20 %;

- от увиденного – 30%;

- от того, что видим и слышим – 50 %;

Но усваиваем 90 % того, что делаем сами в процессе творческого поиска.

3. Соблюдение гигиенических требований: свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, физкультминутки.

4. Обеспечение комфортного эмоционально – психического состояния учащихся и учителя.

С позиции РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ необходимо соблюдать следующие правила: уделять внимание всем; найти возможность для индивидуального контакта с учениками; хвалить справедливо; учитывать индивидуальные способности каждого; обеспечить творческий характер учебно- познавательной деятельности.

Мотивационное обеспечение процесса усвоения знаний: ЗНАНИЯ ДОЛЖНЫБЫТЬ «ВКУСНЫМИ «т. е. УСВАИВАТЬСЯ ОХОТНО.


33. Формир-е навыков ответств. и безопасн. повед. шк-ков при обуч. химии.

Воспитание культуры безоп-ти школьников в уч. процессе включает ряд подсистем, состоящих из компонентов и элементов.

1) Д-ть педагога, приглашенных на урок специалистов по проблемам безоп-ти, школьников с различным уров-нем развития культуры безоп-ти и т.д.

2) Цели, содержание, средства и рез-ты воспитания культуры безоп-ти.

3) Диагностика, планир-е, стимулир-е, орг-ция, коррекция в воспитании культуры без-ти.

4) Воспитание культуры безоп-ти в уч. пр-ссе начальной, основной школы и в старших классах.

5) Наука, искусство и практика воспитания культуры без-ти.

6) Подготовка школьников к безопасной ж/д-ти в преподавании гуманитарных, естественно-математических, практических дисциплин, искусства, ОБЖ, валеологии.

Механизмом реализации программ воспитания культуры без-ти явл-ся д.-ть педагога, школьников и др. субъектов пед. процесса (приглашенных на урок специалистов, родителей). Совместная д-ть педагога и школьников явл-ся системообразующим фактором воспитания культуры без-ти.

Хар-ка работ, выполняемых в хим. кабинете. Основные работы, выполняемые в хим. кабинете и непосредственно связанные с изуч-ем химии, м/б. классифицированы на след. группы: 1) демонстрац. опыты, проводимые учителем в процессе сообщения новых знаний; 2) л/р, проводимые в порядке освоения нов. З. и Н.; 3) практич. работы, вып. уч-ся фронтально для проверки усвоения ими пройденного материала; 4) практич. работы, выполняемые уч-ся индивид. на учит. столе при контрольном вызове к доске; 5) практич. работы, вып. уч-ся индивид. во время экзаменов; 6) опыты и работы, вып. уч-ся на занятиях кружка; 7) опыты и работы, вып. отдельными уч-ся в порядке помощи лаборанту и уч-лю при подготовке опытов; 8) работы, проводимые лаборантом при подготовке опытов. Большая часть опытов и работ связана с опасностью ожога, получения травмы, отравления или с возм-тью воспламенения горючих в-в. Выполнение этих работ требует соблюдения осторожности, знания и принятия мер без-ти. Если демонстрационные опыты проводятся уч-лем, имеющим спец. подготовку, то лабор. и практич. работы вып-ют уч-ся, не всегда представляющие опасность, угрожающую им при проведении опыта. Поэтому учитель и лаборант д. следить за поведением каждого уч-ся при вып. практических работ.

Обязанности учителя химии (заведующего химическим кабинетом).

Учитель обязан следить и проверять комплектность аптечки и исправное состояние противопожарного оборудования. Он д. систематически контролир-ть работу лаборанта и оказ-ть ему помощь с целью предупрежд. несчастных случаев. О всех недостатках в хим. кабинете уч-ль обязан регулярно докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения. Учитель д. проявлять особое внимание и быть особо требовательным к уч-ся во время вып-я лабораторных и практических работ. По окончании занятий, перед уходом из хим. кабинета, учитель д. проверить, закрыты ли склянки с яд. и особо опасными в-ми (оксид ртути, щелочные металлы и т. д.), убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.

 

 

34. Компьютерные технологии в обучении химии

Учителю необходимо повседневно:

• Готовить дидактический и раздаточный материал (карточки, модели молекул)

• Организовывать внеклассную работу, работу с детьми одаренными и отстающими, планировать их сам. раб. • Проводить практические работы.

• Готовиться к урокам (составлять план проведения урока, отбирать содержательный, демонстрационный, иллюстрационный материалы).

• Проверять д/з. • Осущ-ть тематический, рубежный и итоговый контроль.

Раньше дидактический материал рисовали от руки, писали карточки, чтобы разнообразить работу уч-ся на уроке.

Высокую эф-ть для получения знаний показали такие внеурочные мероприятия, такие как викторины, химические вечера, доклады, конференции и пр.

Намного эффективнее и интереснее можно провести те же самые действия с исп-ем соврем. технологий. Напр., доклады м. сделать с использ-ем программы Microsoft PowerPoint. Викторины и конкурсы с использ. информационных и компьютерных технологий помогают ученикам, особенно уч-ся младших классов, быстрее изучить не только новый для них предмет – химию, но и улучшить З. и Н. в области компьютерной грамотности.

Применение компьютерных технологий позволяет создать общий банк контрольно-измерительного материала, автоматизированные тесты. Класс разбив-ся на группы по 5-10 человек, уч-ся отвечают на вопросы теста, а рез-ты сводятся в итоговую таблицу. При оценке рез-тов м. учесть з-чи, к-ые вызвали сложности у большинства, и обратить внимание на эти темы. Также подобный вид тестир-я дает возм-ть разнообразить задания с учетом уровня З. уч-ков. Провед-е тестир-я возможно т. в спец. компьют. классе, но в дальнейшем это б. реально в любом классе, имеющем компьютер.

С появ. разл. мультимед. пр-мм отпала проблема иллюстрационного и нагляд. материалов, к-ые м. разнообразить с помощью дополнит. пр-мм, н-р, Corel Draw или Интернет-ресурсов. М. красиво и безопасно продемонстрир-ть любые опыты, показать рез-ты р-ций в наглядном виде. Но это не значит, что уч-ся не б. ничего делать сами; личный опыт, р-ция, проведенная своими руками на уроке запомнится сильнее красивой картинки. Но при подготовке к практич. работе показ опытов на компьютере облегчит реш-е з-чи, постав. перед уч-ся.

 


35. Ресурсы интернет в практике работы учителя химии.

Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюд-ся в России послед. 4–5 лет. Резко ув. число информац. рес-сов по всем школьным дисциплинам. Некоторые центры информац. технологий при вузах и исслед. орг-циях системы обр-я, издательства учебной и популярной лит-ры создали спец. уч. серверы и сайты в Интернете.

В н. в. Интернет интенсивно осваивают специалисты химики. Российская часть Интернета (Рунет) располагает на сегодняшний день значительными инф. ресурсами по химии. Ресурсы Интернета по химии по содержанию м. разделить на следующие группы:

– проспекты и демоверсии программных продуктов для поддержки преподавания химии, бесплатные версии обучающих программ;

– базы данных, сведения об ученых-химиках, электронные версии журналов, статей, материалов конференций;

– программы-экзаменаторы и программы для тестир-я, в т. ч. по тестам централиз. тест-я прошлых лет выпускников школ и абитуриентов.

Некоторые вузы через Интернет проводят дистанц. викторины и олимпиады. Уже несколько лет проводятся российские предметные дистанционные олимпиады.

Технология работы с ресурсами интернета на уроках химии.

Уч-ль химии м. исп-ть инф. рес-сы интернета по след. направлениям:

1. Самообр-е, т. е. изуч-е опыта коллег в др. городах и странах. Подготовка к тематич. семинарам школьн. и муницип. методич. объедине-ний. (Это повышает общий ур-нь подгот. уч-ля и ур-нь препод-я.)

2. Подгот. конспектов и дидактич. матер-в по новым курсам и углубление содержания традицион. курсов. Подготовка аттестацион. материалов.

3. Внеклассная работа уч-ся при подготовке рефератов, докладов по индивид. творч. заданиям, при работе по тематике школьн. проектов.

4. Использ-е на уроках при сам. раб. уч-ся документов, справочных материалов, справочных баз данных, имеющихся в сети методических материалов, таблиц, рисунков.

5. Тестир-е З. уч-ся по отдельным предметам или разделам курсов. (Для этого на некоторых серверах или сайтах есть программы тестирования со свободным доступом. В США м. дистанционно в форме тестир-я сдавать экзамены во многие университеты).

6. Демонстрация на уроках по подходящей теме с пом. проектора, управляемого компьютером, документов, графических материалов, таблиц, диаграмм из баз данных сети.

7. Работа на уроках с обучающими интерактивными моделями из Сети, например работа с интерактивной таблицей элементов Д.И.Менделеева.

8. Участие в дистанц. олимпиадах, викторинах.

Технически м. организовать работу с ресурсами Интернета на уроке в двух вариантах. I Уч-ся м. работать в режиме on-line, если компьютеры обеспечивают относительно быстрый доступ в Сеть и загрузка документов не занимает значительную часть урока. При этом уч-ль заранее д. проверить доступность интересующих материалов: серверы и сайты м/б. временно недоступны. II C опосредованным доступом в Интернет. Уч-ль заранее копирует необходимые для занятия web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. В любом варианте доступ в Интернет для уч-ля химии повышает ур-нь подготовки уч-ля, ур-нь проведения занятий, качество З. уч-ся. При этом интерес большинства уч-ся к компьютеру и Интернету повышает мотивацию обучения.

Существуют обучающие программы, учебные пособия, библиотеки, научные электронные журналы, газеты, дистанционные экзамены и тестирование.

 

 

36. Методика реализации технологии развития критич. мышления при обучении химии.

"Критическое мышление" - обозначение некоторого пед. подхода. Это пед. технология построения урока на базе критич. отношения к тексту. Эта технология дает освоение нов. способа познания. Школа – это то место, где ребенку отвечают на вопросы, к-ые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология "кр. м." позволяет активиз-ть интеллект. и эмоцион. д-ть ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из осн. целей техн. разв. кр. м. – науч. уч-ка самост. мыслить, осмысл-ть, струк-турировать и передавать инф-цию, чтобы др. узнали о том, что нов. он открыл для себя.

Техн. разв. кр. м. предложили в середине 90-х годов XX в. америк. педагоги Стил, Мередит, Темпл как особую методику обуч., отвеч-щую на вопрос: как учить мыслить.

Крит. м., по мнению амер. педагогов, означает, что ч-к использует исслед. методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Раскрывая особ-ти технологии разв. крит. м. как интегративного сп-ба обуч., выделяют 4 существенных компонента группового задания для сам. раб. уч-ся: оно содержит ситуацию выбора, к-ый делают уч-ся, ориентируясь на собств. ценности; предполагает смену ролевых позиций уч-ся; настраивает на доверие участников группы др. к др.; выполняется приемами, к-ми ч-к польз-ся постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.). Выполняя групповое задание, общаясь между собой, уч-ки уч-ют в активном построении З., в добывании необх. инф-ции для реш-я проблемы. Школьники приобретают новое кач-во, хар-щее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Ученые-педагоги выделяют следующие признаки кр. м.: мышление продуктивное, в ходе к-го формир-ся позитивный опыт из всего, что происходит с ч-ком; самостоятельное, ответственное; аргументированное, т.к. убедительные доводы позволяют принимать продуманные реш-я; многогранное, т.к. оно проявляется в умении рассм-ть явл-е с разных сторон; индивидуальное, т.к. оно формирует личностную культуру работы с инф-цией; социальное, поскольку работа осуществляется в группах; основной прием вз-я – дискуссия. Модель критического мышления описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Структура занятия в концепции "кр. м.":

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Реб-к ставит перед собой вопрос "Что я знаю по данной проблеме?" М. предложить реб-ку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами м. проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или группов. работа). Хорош. прием, к-ый м. исп-ся на данн. стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у реб-ка д. сформир-ся представление, чего он не знает, что хочет узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Реб-к под рук-вом уч-ля и с пом. своих товарищей ответит на те вопр., к-ые сам поставил перед собой на первой стадии. Здесь м/б. предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап - "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщ. того, “что узнал” реб-к на уроке по данной проблеме. На этой стадии м/б. составлен опорный конспект в тетради уч-ся. Кроме того, м/б. осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логич. цепочкам.

"Кр. м." м. отнести к инновац. технол-ям, т. к. оно соотв. осн. пар-рам инновац. обуч.


37. Формирование экологич. знаний в процессе обуч-я химии.

В послед. десятилетие стало очень популярн. слово «экология». Э. как сфера познания пере-живает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы ч-ка в окр. его мире. Особое внимание удел-ся возможным экологич. катастрофам глобальн. масштаба, к-ые возникают в рез-те развития самого общ-ва. В сложившихся усл. необх. провести объективн. анализ причин расшир-я масштабов загряз-я окр. ср. и учащения катастроф, связ. с неконтролир. распростр-ем хим. соед. технич. или биологич. происхождения. Особ. важно реш-е вопроса элементарной «хим.» подготовленности уч-ков, т. к. с в-вами, способн. нанести вред ч-ку, контактирует практич. каждый день. Поэт. сегодня общеобр. школа призвана заложить основу формир-я личности с новым образом мышления и типом поведения в окр. ср. – экологическим.

Пути реализации целей школьного экологич. обр-я м/стать самыми разными. Особ. внимание необх. обращать на вопр., вызыв-щие серьезн. обеспокоенность за сост. окр. ср.: глоб. потеплен. климата, истощение стратосферн. озон. слоя, кислот. дожди, накоп-е в почве токсичн. тяжел. Ме и пестицидов, истощение прир. рес-сов планеты.

Экологич. подход реализ-ся и ч-з реш-е з-ч с экологич. и валеологич. содерж-ем, практич. работы, а также при изучении производств и проведении ролевых уроков.

В пр-се обуч. химии в 8 – 9 классах рассм-ся проблемы защиты окр. среды от химич. загряз. В основу экологизации положены предст-я о взаимосвязи состава, стр-я, св-в и биологич. ф-ции в-в, их двойственной роли в жив. прир. Напр., по теме «Вода. Основания. Р-ры» в 9 кл. изуч-ся хим. состав прир. вод, основн. источники загрязнения водных бассейнов, м-ды очистки воды, охрана прир. вод. Наиб. опасными в-вами в питьевой воде явл-ся бензапирен, хлор- и фосфорорг. в-ва, нефть, нефтепр-ты, пестициды, тяж. Ме. В больших кол-вах эти в-ва токсичны для орг-ма. Они м/вызвать парадонтоз, гастрит, заболевания печени, нервной системы. Для мытья посуды, в т.ч. кастрюль, нельзя примен. синтетич. моющие ср-ва, а лучше пищевые пр-ты – соль, пищевую соду. След. избегать длит. хранения готовой пищи в алюминиевой посуде. По теме «Металлы побочн. подгр.» в 9 кл. рассм-ся влияние тяж. Ме, напр., Ni, на окр. ср. и организм ч-ка, о его практич. применении и некоторых негативных последствиях промышл. пр-ва. В орг-ме взрослого ч-ка содерж-ся 5 – 13,5 мг Ni. Нед-к Ni в орг-ме приводит к ингибированию энзимов печени, нарушает дыхат. пр-сы в митохондриях, изменяет сод-е липидов в печени. Главным источником поступ. Ni в орг-м явл-ся пища. Кроме того, он поступ. в орг. с атмосферн. воздухом, ч-з кожу (при контакте с никелир-ми предметами обихода). В среднем ч-к поглощ. 0,3 – 0,6 мг Ni в основном с растит. пищей, водой, вдыхаемым воздухом.

При избытке Ni (возникает, напр., в рез-те курения), он обладает токсич. действием, вызыв. заболевания носоглотки, легких, злокач. обр-я, дерматиты, экзему. Это один из наиб. распростр. кожных аллергенов. Аналогично изуч. и др. тяжел. Ме, напр., ртуть, медь, свинец.

На заверш. этапе школьн. обуч. в 10 – 11 кл. создаются предпосылки для понимания таких экологич. закон-тей, как цикличность процессов, обмен в-в м-у составляющими компонентами биосферы, строит. и отделочные материалы, препараты бытовой химии и их возд-е на здоровье ч-ка, основы рациональн. питания, яды в нашей жизни.

В 10 кл. по теме «Альдегиды» рассм-ся формальдегид, как один из самых распростр. загрязнителей. Его примен. как исходн. материал при изгот. искусств. смол, связывающее в-во древесных и др. материалов. Сод-ся в древесно-стружечных и древесноволокнистых плитах – ДВП, ДСП, фанере, пенопласте. Вызыв. головные боли, тошноту. Поэт. н. стараться, чтобы ДВП, ДСП в жилище занимали минимальное место. Необх. отметить опасность асбеста, к-ый вызыв. раковые болезни.

Экологизир-ный курс химии дает возм-ть раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологич. невежеством, привлечь школьников к исслед. работе по изуч-ю состояния прир. среды, воспитать у них чувство личной ответств-ти за ее сохранение.

38. Проектный м-д обуч-я в практике препод. химии.

При использовании проектной технологии в химии ставятся следующие задачи:

- развитие познават. У. и Н. уч-ся; - умение ориентир-ся в инф. пр-ве; - самостоят. конструир-ть свои З.; - интегрир-ть З. из различных областей наук; - критически мыслить.

М-д проектов всегда ориентирован на самост. д-ть уч-ся (индивид., парную, групповую), к-ую они вып-ют в отведен. для этой работы время (от неск. мин. урока до неск. недель, месяцев).

Чаще всего тематика проектов опред-ся практич. значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении З. уч-ся.

Проектная технология предполаг.: •наличие проблемы, требующей интегрир. З. и исслед-кого поиска ее реш-я; •практич., теор., познават. значимость предполаг. рез-тов;
•самост. д-ть уч-ка; •структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных рез-тов; • использ-е исслед. м-дов, т.е. опред-е проблемы, вытекающих из нее з-ч исслед-я, выдвижения гипотезы их реш-я. Обсуждение м-дов исслед-я, оформление конечных рез-тов. Анализ получ. данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

При использовании проектной технологии каждый ученик: • учится приобретать З. самост. и использ-ть их для реш-я нов. познават. и практич. з-ч; •приобретает коммуникативные Н. и У.; •овладевает практическими У. исслед. работы: собирает необх. инф-цию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в д-ти школы, кроме того, это интересное занятие и для уч-ся, и для уч-ля.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно не д. вытеснять ее, т.к. его следует использ-ть как дополнение к др. видам обучения.

За время прохождения практики в школе не б/возм-ти провести проект, но м/привести в кач-ве примера проект с экохимии.


39. Методика изучения механизмов химич. реакций.

С первых шагов знакомства с химией мы сталкиваемся с понятием мех-ма х. р. Как знание, так и необх-сть исслед-я мех-ма р-ции обусловлены несколькими важными причинами, среди которых можно выделить след.:

- Необх-ть систематизации огромн. числа р-ций. Исслед-е мех-мов вскрывает сход-во м-у р-ми соединений разл. классов.

- Оптимизация технологических процессов. Это предполагает, что знание мех-ма р-ции, исп-мой в промышл. масштабе, позволяет повысить выход целевых продуктов, что в свою очередь приводит к экономии сырья и сокращению капитальных вложений и, как следствие, к ум. себестоимости продукции.

- Прогнозирование. Если известен тип р-ции и ее мех-зм, то м/б. предсказано влияние зам-лей в реактантах, влияние изменения усл. проведения р-ции и р-ля на υ р-ции.
- Методические. Фундаментальные представления о мех-мах р-ций и наличие классиф-ции р-ций на их основе помогают уч-ся усвоить фактические данные, входящие в объем основного курса химии.

- Удовлетворение любознательности. М-зм р-ции – детальное ее описание с учетом всех промежут. стадий и промежут. в-в, природы вз-я реагир. ч-ц, хар-ра разрыва связей, изменения Е хим. системы на всем пути ее перехода из исх. в конечн. состояние. Цель изучения мех-ма р-ции – возм-ть управлять ходом р-ции, ее направлением и эффект-тью.

При изуч. мех-ма р-ции необх. отметить, что р-ции, протекающие в одну стадию, наз-ют простыми (элементарными), а р-ции, включающие неск. стадий – сложными. Общая скорость сложной х. р. опред-ся скоростью ее наиболее медленной стадии.

При изучении механизма любой химической реакции рассм-ют столкновение м-у отдельн. реагир. ч-цами (классич. теория столкновений) и др. элементарн. акты с уч-ем этих ч-ц. Учит-ся также взаимная пространственная ориентация (стереохимия) реагир. мол-л. Счит-ся, что р-ция проходит ч-з обр-е промежут. комплекса, и для уст-ния ее мех-ма необх. знать состав и геометрию этого комплекса – межатомные расстояния и валентные углы.

 

40. Совершенствование хим. эксперимента в процессе обуч. химии.

Изуч-е химии на любом ур-не не м/осущ-ся без хим. эксперим-та. Хим. эксперимент – источник знания о хим. в-вах и их превращ., позвол. увлечь уч-ся хим. наукой, способствующий активизации познават. д-ти уч-ся, развив. сп-ть применять теор. знания на практике.

Примен. нетрадицион. форм обуч-я химии треб. особой организации выполнения хим. экспер-та. Школьный хим. эксперимент условно м/разделить на неск. типов: - занимательные опыты; - демонстрацион. эксперимент, - л/р.; - реш-е эксперимент. з-ч.

При изуч. химии прим-ся видеодемонстрации химич. опытов. Опыт м/б частью видеолекции или отдельным фильмом. К преимущ. этого сп-ба демонстрации относ. след.: эксперимент виден крупным планом, опыт м/просмотреть неск. раз, использовать «стоп-кадр», текстовые и дикторские комментарии помогут организовать самост. работу уч-ся; кроме того, просмотр фильма снимает психологич. барьер «скучной науки».

Использ-е вирт. лаборат. Вирт. лабор. представ. соб. программно-аппаратный комплекс, позвол. проводить опыты при отсутствии необходимых установок. Все процессы моделируются при помощи компьютера.

Необх-ть создания вирт. лабор. в обр-нии возникла в связи с трудностями применения реальных лабораторий. Вир. лабор. обладают след. преимущ. по сравн. с реальными:

· Отсутствие необх-ти приобретения дорогостоящего оборуд-я и реактивов. Из-за недостат. финансирования во многих лабор. старое оборудование и реактивы, что м. искажать рез-ты опытов и служить потенц. источником опасности для обуч-ся.

· Возможность моделирования пр-сов, протекание к-ых невозможно в лабор. условиях.

· Наглядн. визуализация на экране компьютера. Соврем. компьют. технологии позволяют наблюдать пр-сы, трудноразличимые в реальн. усл. без применения дополнит. техники, н-р, из-за малых размеров наблюдаемых частиц.

· Возм-ть проникновения в тонкости пр-сов и наблюдения происходящего в др. масштабе времени, что актуально для процессов, протекающих за доли секунды или, напротив, длящихся в течение неск. лет.

· Безопасность. Безопасность является немаловажным плюсом использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа с химическими веществами.

· Возм-ть использ-я вирт. лабор. в дистанцион. обуч.

К сожалению, кол-во сущ-щих на данный момент вирт. лабор., примен-ся в уч. пр-се, мало. Вирт. лабор., разработанные проф. специалистами стоят очень дорого, что мешает их широкому распространению. Создание вирт. лабор. непрофессионалами м. привести к удовлетворит. рез-там лишь при моделировании узкого класса явлений.

Главный нед-к вирт. лабор. – отсутствие непосред. контакта с в-вами, приборами. Реальные опыты необходимы для практики и более интересны, поэтому разумным решением б. сочетание использ-я реальн. и вирт. лабор. в образоват. процессе.


41. Роль учебника в формировании хим. знаний.

В соврем. системе обуч. химии учеб-к занимаем свое важное место. Больш-во методистов и дидактов относят учеб-к к ср-вам обуч. Но роль учебника в уч. процессе гораздо более значительна, чем роль таблиц, экранных пособий, приборов, и т. д.

В учеб-ке отражено содержание хим. знаний в том объеме, к-ый треб-ся от школьного хим. обр-я. Учеб-к формирует мировоззрение уч-ся, сообщая им опред. методологич. знания и философск. идеи. Учеб-к обес­печивает развитие умств. д-ти уч-ся ч-з развитие хим. понятий и формирование хим. и учебных У. и Н. В учебнике последовательно реа­лизуются все требования комплексн. подхода, к-ые предъяв-ся к обучению. В нем присутствуют все структурн. элементы, к-ые присущи обучению химии в целом: содерж-е предмета химии, методы обуч., ср-ва обуч. и элементы орг-ции уч. д.-ти уч-ся. Поэтому правильнее назвать учеб-к проектом обучения.

Ф-ции учеб-ков: 1) коммуникативная (упорядоч. представление учебн. содерж.); 2) руководящая (оказание помощи учителям в достижении учебно-воспитат. целей в пр-се препод-я уч. дисциплины); 3) трансформационная (возм-ть преобраз-я уч. материала в пр-се преподавания в разн. типах школ и классов); 4) координационная (разработка на основе учеб-ка разл. ср-в обуч.); 5) воспитат. (направление на развитие личности: умение уч-ся работать самост., формир-е у них творч. возможностей, воспитание гражданственности и экологич. мышления); 6) контрольная (появ. в системе зад-ний, вопр. и задач); 7) мотивационная и самообразовательная (развитие у школьников мотивации приобретения знаний, формир-е умений самост. осваивать уч. материал, стимулировать развитие интереса к изучаемому предмету).

 

42.Методика изучения основных законов химии.

Стехиометрия — раздел химии, в котором рассматриваются массовые или объемные отношения между реагирующими веществами. Исключительное значение для эффективного изучения химии имеют три стехиометрических закона: 1) закон сохранения массы веществ; 2) закон постоянства состава веществ; 3) закон эквивалентов. Открытие стехиометрических законов позволило приписать атомам (и молекулам) строго определенную массу. В школьном курсе химии изучение стехиометрических законов играет очень важную роль, эта тема связывает начальное понятие о веществе с атомно-молекулярной теорией. Изучение этой темы в дальнейшем позволяет решать различные типы химических задач.

Стехиометрические законы в школьном курсе химии включены в тему «Первоначальные химические понятия».Тема «Первоначальные химические понятия» так или иначе, присутствует во всех школьных учебниках и программах систематических курсов химии.. В ней закладываются самые первые понятия о веществах, химических реакциях, химических элементах, методологии химической науки в виде приемов препаративной химии.

Учебное познание в этой теме строится от внешнего знакомства с веществом и химической реакцией вглубь к молекулам, атомам, а в последующих темах к внутриатомным структурам и далее с обратным движением – к химической связи, кристаллическим решеткам и снова к веществам и химическим реакциям, но на более высоком уровне.

В этой теме закладываются количественные понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, моль.

Попытки начать изучение химии. Игнорируя такую последовательность познания, в частности, сразу со строения атома, оказались неудачными, не смотря на то, что авторы стремились сразу ввести современный материал. Это приводило к схоластическому обучению, отрыву теории от реальной окружающей учащихся действительности.

Этап «живого созерцания» требует изучения материальных объектов. Поэтому учитель широко использует наглядность, демонстрационный эксперимент, например, при ознакомлении со свойствами веществ, условиями возникновения и течения химических реакций.

Реализация принципа политехнизма требует использования словесно-наглядно-практических методов: учащихся знакомят сначала с лабораторным оборудованием (штатив, горелка, посуда), затем с простейшими лабораторными приемами.

Самостоятельная работа — необходимое условие и средство форми-рования учебных умений. Нужно научить учащихся пользоваться учебником, стараться в нем найти ответы на неясные вопросы, прежде чем обращаться с ними к учителю. Для облегчения понимания учащимися сущности изучаемых явлений полезно использовать экранные пособия.
43. Методические подходы к изучению теории стр-я в-ва в школьном курсе химии.

Образоват. цели: добиться освоения уч-ся понятий об атоме как слож­н. системе, об ē-сущности и видах хим. связи, типах крист. реш. Воспитат.: помогают сформировать диалектико-материалистич. представ-я о единой материальной при­роде всех элементов, и, =>, в-в. Помогает объяс. уч-ся внутреннюю противоречивость @ и м-л, показать, как изуч-е стр-я в-ва стимулировало развитие науки, напр., учение о периодичности. Развив.: развивает мышление уч-ся. Развитию мышл-я способств. формир-е потребности поиска при­чинно-след. связей м-у стр-ем в-ва и его св-ми. Возник. многочисл. проблемн. ситуа­ции, к-ые явл-ся одним из важнейш. факторов раз­вития мышления.

Введение в школьн. курс химии квант/мех. понятий о стр-ии @, не им-щих аналогов в окр. макромире, тре­б. спец. подходов. Особ. внимание необ­х. обр. на межпредм. связи с физ.

Фактически изуч-е стр-я в-ва нач-ся с фор­мир-я первонач. понятий об @ и мол-лах. Содерж-е понятий о стр. в-ва выражено 2-мя ос­новн. теор.: а) строение @; б) хим. связь и стр-е в-ва. Поня­тия о стр-ии @-ов явл-ся опорн. для изуч-я хим. связи. Теория стр. крист. реш-к представ. в школьн. курсе хим. незначит., поэт. как отдельн. теорию ее не выд.

При изуч. теор. стр-я @-ов формир-ся понятия об атомн. ядре и изотопах. Эти нов. понятия необх., чтобы представить @ как целостную систему и чтобы объяс. причину, по к-ой Ar представлены дробн. числами, в-третьих, чтобы разъяснить отдельн. отклонения от последов-ого возрас­тания Ar эл-тов в ПСХЭ. Сведения о радиоактив-ных превращ-ях хим. эл-тов даются в курсе физ., поэт. инф-ция о ядре @-а обеспеч-ет межпредм. связь.

Св-ва эл-тов обусловлены состоянием ē в их @-ах. Уч-ся знакомят со стр-ем ē-слоев @-ов эл-тов первых 4-х пер-дов, приводя свед-я об s- и р-ē. При объяс. хим. связи эти сведения также необх. исп-ть, трактуя мех-зм ее обр-я как перекрыв-е эл. облаков.

При изуч-ии хим. связи формир-ся понятия о ков. пол. и непол. связи, о σ- и π-связях, о ион-ной связи и поведении ионов в р-рах, о Ме-связи. Особ. внимание удел-ся единой ē-при­роде любой хим. связи. Поэтому изуч-е нач-ся с рассм-я ков. непол. связи, затем полярн. и ионной (крайнего случая пол. связи). Опорным при изуч-ии пол. связи явл-ся по­нятие об ЭО эл-тов, к-ое дает ключ к пониманию причин смещения ē-пар.

На основании З. уч-ся о хим. связи легко перейти к сущности вален-ти как св-ву @-ов обр. хим. связь, а также к значению В., опред-мой числом связей, обр-ных @-ом, или числом ē, уч-щих в ее обр-нии. СО – понятие необх., но формальн. Эти два понятия необх. разгранич.

При изуч-и ТЭД по­нятия о стр-ии в-ва снова претерпевают кач. измен-я – рассм-ся поведе-ние в-в в р-ре. Образ-е ионов связано с понятием «кри­ст. реш.», т.к. речь идет о диссоц-и ион­ных крист-в, с понятием «м-ла» - при рассм-­нии ионизации и дисс-ции полярн. мол-л, и с понятием «@», т.к. некот. ионы представ. со­б. @-ы, несущие заряд.

При изуч-и стр-я орг. в.в исп-ся уже сформирован. понятия о стр. @-ов и м-л. Но материал орг. химии вносит много нового в эти понятия: расшир-ся квант/мех. представ-я об @-ах, вводится понятие о гибридизации орбиталей, рассм-ся идеи хим. стр-я Бутлерова.

Стр-е в-ва м/б. успешно усвоено лишь при использ-нии ср-в наглядности в виде таблиц, моделей, презентаций и т. п., т.к. даже при развитом мышлении для понимания ряда вопросов необх. образные представления. Прич.-след. связи (м-у стр-ем @ эл-та и его св-вами, м-у видом хим. связи и св-вами в-ва, между типом крист. реш. и св-вами в-ва), к-ые здесь очень четко прослеж-ся, создают усл. для исп-я проблемн. подхода. Исп-ся также приемы сравнения. Уч-ся предлаг. указать сх-ва и различия м-у видами связей. Очень действенным явл-ся и прием конкретизации – т. е. применение знаний о хим. связи по отнош-ю к к.-л. в-ву, выявление причинной зав-ти, а так­же исп-е приема обобщения.

Чтобы З. уч-ся о стр-ии в-ва ста­ли их убеждениями, полученные З. применяют в после­дующих темах курса химии. Необх. польз-ся любы­ми примерами для подтверждения идей стр-я в-ва, т. к. они имеют важное мировоззренческое знач-е.

44. Роль межпредметной интеграции при обуч. химии.

Интеграция – объединение знаний, единство к-ых позволяет вывести уч-ка на понимание единой картины мира. Науки объед-ся в изучении сложн. комплексных проблем современности (ч-к и космос, ч-к и природа, общ-во и личность, наука и пр-во, ч-к и машина и т.д.), образуя межнаучные комплексы. Возникают общенаучные те



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: