Сатышева Лада Александровна




Автор воспитанник краеведческого объединения «Школа юного экскурсовода»

Сатышева Лада Александровна

руководитель Юрченко Екатерина Алексеевна

Название: «Дети блокадного Ленинграда»

Что может быть противоестественней сочетания «дети и война»? Фашистские изуверы нанесли непоправимый ущерб не только целому поколению детей, лишив их детства, но и неисчислимые страдания родителям. В странах, втянутых в войну, образовались огромные демографические ямы, последствия которых не исправить уже никогда. День взятия фашистами Ленинграда в кольцо стал началом девятисотдневного кошмара для почти трех миллионов горожан, воинов и четырехсот тысяч детей. До сих пор невозможно точно подсчитать, сколько людей погибло от голода, холода, фашистских бомб и снарядов. Поэтому неизвестно и точное количество детей из почти восьмисот тысяч погибших горожан. Много детей осталось в Ленинграде, хотя еще в самом начале войны городские власти приняли решение об эвакуации яслей, детсадов, школ и училищ. Но многие люди, как, например, знаменитый Дмитрий Лихачев, категорически отказывались эвакуировать детей. Родители даже в страшных снах не представляли, что город окажется
в девятисотдневной блокаде. Тем же, кто отпустил детей, вскоре стало известно о быстром наступлении противника и налетах авиации на составы
с эвакуируемыми. 18 июля 1941 года на станции Лычково фашистские летчики подвергли зверской бомбардировке и обстрелу составу с ленинградскими детьми. Это заставило многих родителей ринуться на поиски и возвращение сыновей и дочерей в Ленинград. Теряя рассудок от ужаса потерять свою кровиночку, матери ходили по деревням, селам, железнодорожным станциям, разыскивая своих детей, находили их, и любыми способами возвращались
с ними обратно.

Расставание с близкими, ужасы бомбежек и обстрелов, ранения
и инвалидность, сиротство, эвакуация в неизвестность, голод и холод, отсутствие света и воды. Человеческие судьбы, подвергшиеся невиданным испытаниям и бесчисленным страданиям, были искалечены навсегда.
И от всего этого невозможно было защитить детей. Большинство рано повзрослевших мальчиков и девочек учились жить на войне. Исчезли капризы, забылись «не буду» и «не хочу». Определяющим стало слово «НАДО». Детство ленинградских малышей и подростков было сожжено войной.

Сохранившиеся документы, фотографии, предметы, дневники
и воспоминания дают представление, как жили дети в городе-фронте
и на оккупированной территории Ленинградской области. С первых дней войны подростки включались в работу для оказания сопротивления врагу: собирали пустые бутылки, металлолом, строили баррикады. В Приказе Военного Совета обороны Ленинграда от 20 августа 1941 года был пункт:
«В формируемых рабочих батальонах организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой…». Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим».1 сентября 1941 года не открылись двери ленинградских школ. Многие из школьных зданий были заняты госпиталями, воинскими частями. Старшеклассники участвовали в работе на строительстве оборонительных укреплений
в соответствии с решением Ленгорисполкома о привлечении граждан Ленинграда, Пушкина, Колпина, Петергофа и Кронштадта к трудовой повинности. В городе кончилось топливо, прекратилась подача электричества и воды. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя
и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки.

Наступил 1942 год. Попытки освободить город от блокады
не увенчались успехом. Действовавшая Ладожская трасса так и не смогла обеспечить город и фронт необходимыми запасами продовольствия, оружием, боеприпасами. Голод ежедневно уносил тысячи ленинградцев. Обстрелы
и бомбежки продолжали убивать людей, рушить дома. Отсутствие электричества, воды, топлива стали повседневной нормой городской жизни. Дети испытывали все ужасы блокады наравне с взрослыми. Забота о детях
и в условиях блокады давала особую силу взрослым, поднимала их на труд
и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город.
Не случайно с листовок и плакатов на улицах города и на передовой,
с газетных страниц и боевых листков смотрели глаза раненых
и изуродованных войной детей. Были выпущены почтовые открытки
с детьми. В годы блокады не прекращало вещание для детей Ленинградское радио. В 1942 году детских передач было немного – всего 174 часа из 5290 часов общих передач. И можно отметить лишь несколько действительно качественных. Выступление ребят 30 марта «Сделаем Ленинград чистым
и красивым», две трансляции из госпиталей, в которых побывали школьники, и трансляцию 2 июля торжественного вечера выпускников ленинградских школ Смольнинского района. Среди других передач лишь регулярные выпуски радиожурнала «Костер» были действительно рассчитаны на школьную, пионерскую аудиторию (передача только заменила переставший выходить в том году журнал «Костер», но и стала на время единственной трибуной для детских писателей). Передач для дошкольников не велось совсем. Многие были эвакуированы, оставшиеся рано повзрослели.

В 1943 году летом 3 июня, в Ленинграде началось вручение медали
«За оборону Ленинграда». В числе награжденных – дети. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, 15 тысяч – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба
с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных,
с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики
и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: