Магия как обыденная практика других 3 глава




Шаман бы не стал помогать. Во сне общался с ним[19].

- Почему не помочь?

- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.

- Но он живет трудно. Набрал кубометр мидий и стог морской капусты на зиму. Жиров нет.

- Нужно, чтобы он не ждал твоей помощи, а боролся.

- Если я принесу ему мешок мороженных кур, он бороться не будет?

- Скорее всего, тогда замерзнет.

- Почему?

- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.

- “Куры” помешают бороться?

- Должна быть стабильность борьбы. “Куры” позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла “помощь” западной цивилизации.

- Но он сам из западной цивилизации.

- Это - Колыма. Он мог бы частичновыживать где - нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.

- Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?

- Наоборот: хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и несистематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.

09.03.1999

Шаман не стремится ничего скрывать, но говорит со мной медленно подбирая слова. Это напоминает мне мои объяснения сложных концепций студентам, не владеющим терминологией. Я прекрасно знаю, что ограничения опыта не дают объяснить многое, даже при владении языком. Как объяснить семилетнему про любовь, например? Просто говоришь знакомые для него слова, которые так и остаются словами.

- Почему ты не пьешь чай?

- Пью, когда захочу.

- При мне не пил ни разу.

- Я пью кипяток и отвары.

- Откуда ты знаешь о травах?

- Из книг, из жизни.

- А как ты составляешь новые отвары?

- Чувствую, что надо делать. Иногда мне снятся составы. После этого я просто знаю.

- Но как ты делаешь отвары для больных?

- Они болеют тем, чем я уже болел, и я знаю, что нужно.

 

10.03

Присматриваясь к лечебным процедурам, я следил и за состоянием Шамана, предполагая, что он как - то влияет на больных. Ничего необычного в его внешности не было, но после лечения он, примерно в четверти случаев, был сосредоточен и даже грустен.

- Что заботит тебя после процедур?

- Не заботит, напоминает.

- Что?

- О том, как начал лечить.

- Можешь рассказать?

- Встретил однажды в городе знакомую по юности. Когда - то она была слишком красива, я а слишком застенчив. И не подходил к ней. При встрече ей было сорок, она выглядела плохо и была тяжело больна. Ночью проснулся, вспомнил про нее и вдруг понял, как полечить на расстоянии.

- Вылечил?

- Облегчил.

- Ты знал, где она находилась в тот момент?

- Не имеет значения.

- Зачем тогда больных привозят к тебе?

- Можно и без этого. Кто - то может рассказать, что - то показать. Но гораздо увереннее и лучше, когда вижу.

- Почему ты вдруг понял, как ее лечить?

- Очень сердечно пообщались. Воспоминание было тоже очень “сердечным”, и очень хотел помочь.

 

10.03

Предполагая, что описания Шамана помогут понять его “методики” лечения, я иногда расспрашивал его о больных.

- Из города кто - нибудь приходил лечиться?

- Мало. Когда совсем прижмет.

- Расскажи что - нибудь.

- Был мужик. У него не стоял.

- Таких полно в городах. Они же не дойдут сюда.

- Его жизнь стала невозможной.

- Странно. Живут же люди.

- Естественно, что у него не было ни жены, ни детей.

- Тоже у многих.

- Он бодрился и показывал окружающим, что у него все хорошо. Умно, к месту рассказывал кое - что о своих сексуальных отношениях, которых на самом деле не было.

- И это многие могут.

- К сорока он убедил окружающих, что у него все в порядке. Тогда они решили, что он страшный эгоист и умышленно живет только для себя. Постепенно все значимые для него люди дистанцировались.

- Да, довыделывался.

- Он узнал про меня от браконьеров и приперся посреди зимы, не зная дороги.

- Ты лечил его?

- Старательнее обычного.

- Почему?

- Когда - то я сам ушел в горы Восточно - Сибирского плоскогорья в демисезонном пальто и в городских туфельках.

- У тебя же были дети.

- Для них и ушел.

- Наслышан про такое. Удалось вылечить мужика?

- Он сам. Ему уже был конец, когда он приполз. Все его болезни и паразиты уже отчаялись и бросили его к тому моменту. Практически, вместе с излечением обморожений он начинал абсолютно новую жизнь.

- А потенция?

- Весной это был другой человек с другими возможностями. Потенция высокая.

- Женился, дети, друзья?

- К старым друзьям он не вернулся. Дети, наверное. Дети растят нас и заставляют решать жизненные проблемы. Ты еще услышишь о нем. Это - неординарный человек, предназначенный.

- Я узнаю в нем твоего больного?

- Это вряд ли.

 

09.05

Шаман предложил мне забрать несколько килограммов красной икры для родственников. Раньше он не говорил о хозяйстве, но я предполагал, что, живя в столь суровых местах, Шаман ведет жестокую борьбу за существование. Это предположение заставляло меня захватывать лишние продукты и не налегать на угощения Шамана. Сегодня выяснилось, что мои предположения неверны. Наоборот, Шаман, думает, что он живет в хороших условиях, а я в городе тяну с большим напряжением.

- В городе прожить легче. Оставь икру себе.

- Скоро будет новая. Хорошо бы, вы съели эту до июля. В городе потруднее прожить.

- У тебя так много икры?

- Солю одну бочку в путину[20]. Если разделить на все дни года - около ста пятидесяти грамм на день. Ни один человек столько не съест.

- Что ты еще заготавливаешь на зиму?

- Бочку грибов, пару бочек лосося, бочку разнорыбицы, пару - тройку банок краба, бочонок брусники морожу, по банке рябины, голубики, потом папоротник, морская капуста, шишка, шикша, красный корень, черемша, дикий лук.... Глянь в леднике.

- Теперь понял, почему ты не взял витамины. А тогда подумал, что из - за щепетильности насчет химии.

- С витаминами здесь получше.

- Килограммы ценнейших продуктов на день! Зачем Кузьма тебе привозит крупу, картошку? Зачем мы охотились?

- Крупы, картошка, хлеб - углеводы. Охотимся редко, это - практика.

- Значит тебе не нужны продукты, которые я приношу?

- Разнообразие радует. Апельсин, лимон, томаты, киви эти интересны. А консервы или концентраты....

- И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?

- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять - двенадцать.

- Десять дней кормят год?

- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.

- Теперь призадумаюсь. Почему так?

- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки.... Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.

- Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.

- Тебе пока лучше жить и практиковать в городе.

09.05

Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусникой. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:

- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?

- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.

- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.

- А не бороться, так сразу замерзать?

- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.

- Как?

- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.

- Но без напряжения сил не обойтись.

- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.

- Но как?

- Начни, старайся чувствовать и поймешь.

 

16.06.1998

Наблюдая за общением Шамана с больными, я обратил внимание на “привязку” его действий к приливам и отливам, фазам Луны или Солнца, ветрам, камням, растениям, животным и рыбам. Предполагая, что Шаман использует какие - то местные потоки энергии и существ, я решил, что умения Шамана должны быть не универсальными, а “местными”.

- Ты мог бы лечить, например, жителя Украины?

- Не сразу. Надо пожить там, почувствовать воздух, воду, ритмы.

- Но врач лечит в любом месте.

- Я учился в Хабаровске и работал участковым. Медицина в кризисе.

- Что ты имеешь в виду?

- Сегодня врач - не целитель.

- А ты - целитель?

- Я не вмешиваюсь, если меня не просят. И я лечу не болезнь, а человека с его миром.

- Любой может лечить, если научится?

- Нет. Больной должен верить целителю.

- Что-нибудь, кроме сложившейся репутации, влияет на доверие больного.

- Репутация мало что значит. Главное - сила действий.

- Что это?

- Целитель должен быть уверен в том, что он делает.

- Откуда больной знает об уверенности целителя?

- Местные - стихийные герменевты, они сразу это чувствуют и не будут лечиться, если целитель не уверен. Да и ты можешь чувствовать.

- Мне говорили, что ты пляшешь с бубном и камлаешь.

- Довольно часто. Бубен, наверное, войдет в арсенал врачей будущего.

- Для чего?

- Большинство болезней присходит из - за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.

- Никогда такого не слышал. А как же вирусы, бактерии?

- Вирусы, бактерии, психосоматика - материальные проявления потери гармонии с миром.

- Но как бубен вводит человека в гармонию?

- На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде “настройка динамического стереотипа”.

 

20.07.1999

Шаман уверенно смешивает из своих заготовок, минералов, свежих растений, насекомых, морской и земной живности лекарства от болезней. Сотни, а может быть, и тысячи составов, которые никогда не повторяются.

- Откуда ты знаешь, что, то или иное вещество является лекарством?

- Все является лекарством или ядом в зависимости от дозы.

- Ну да, и водка?

- В малых дозах, начиная с капель и притирок, водкой можно многое лечить. В больших - сам знаешь.

- А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как стлаником?

- Они сказали мне.

- Что - то мне они ничего не говорили.

- Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.

- Как - то я могу начать практиковать с растениями?

- Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина - забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.

- А почему ты все время делаешь разные лекарства?

- Принципиально разных немного. Но одинаковыми они быть не могут.

- Почему?

- Чудак - человек. Я же лечу разных людей, в разные дни, при разной погоде, Луне, море....

 

20.07

Изрезанная береговая линия и сопки создают множество небольших водоразделов, по каждому из которых стекают ручьи. Шаман ходит с котелком и кружкой от ручья к ручью, пробует воду на вкус, глядит на свет. Я тоже пробовал. На вкус вода чуть - чуть различается, но определяешь это не сразу, лишь на третий - четвертый после прихода из города. Шаман говорит, что за четыре дня меняется заметное для самого человека количество воды и солей в организме. И сам знаю: первые три дня в городе замечаешь, что вода в кране из застойного водохранилища, хлорирована и проходит по ржавым трубам. Потом перестаешь замечать.

Когда привыкнешь к чистым горным ручьям, если сосредоточиться, замечаешь, что в одном ручье вода чуть горчит, в другом чуть - чуть щиплет, в третьем - необыкновенно вкусная. Это объясняется разным солнечным, лунным и звездным режимами ледников и ручьев, разным составом торфяных болотец на вершинных плато и минеральным составом горных толщ, через которые вода с ледников и болотец фильтруется.

“Вкусную” воду мы используем для чая или ухи, другие Шаман использует для своих снадобий.

- Какое значение имеет вода для лекарств?

- Вода совместима с травами и с человеком. Например, стараюсь делать отвары и настойки на той воде, на которой растение и выросло.

- Что это дает?

- Так лучше восстанавливаются свойства растения. Как кровь вливать - своя лучше донорской.

- Так просто. Почему официальная медицина это не использует?

- Использует частично. Сам прописывал больным разные минеральные.

- А для трав в аптеках?

- Где, кто, как, когда собирал эти травы? Может даже травы мучились при этом.

- Но горожанин не может сам собирать.

- Тогда лучше талую. Она во немножко похожа похожа на весеннюю.

- А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке.

- Нужны специальные говоры.

- Научи меня.

- Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прощения, объясняй, что не все выкашиваешь, и что-для чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.

- Как влияет выполнение обещаний?

- Иначе травы, горы, море и все - все сделают тебе “предъяву”. (Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину).

 

Детдом. Благодарность Волка

 

На втором году аспирантуры устроился на лето воспитателем в подмосковный детский дом. Заведующий очень мне обрадовался, предложил еще полставки завуча и полставки завхоза. Я устраивался работать не со скуки, деньги были нужны, поэтому согласился.

Через две недели заведующий увез всех младших на юг, а детдом со старшими остался на мне. Подчинены мне были две сменные уборщицы - технички, приходящий повар и один воспитатель - пофигист и выпивоха Изотыч. Старших (перешедших в десятый класс) было девятнадцать парней и двенадцать девушек. Весь день уходил на организацию питания - купания - стирок - уборок. Продукты вовремя не подвозились, холодильники отключались, сантехника ломалась, парни выпивали - курили и пытались тискать девушек, девушки уходили гулять поздно вечером, и тех же парней приходилось посылать на поиски. Изотыч обеспечивал порядок только возле себя, технички ни во что не вмешивались, а за поваром самим глаз был нужен. Над воспитательными проблемами задумался лишь к концу первого месяца. Горестно стало.

Никто из моих старших не умел ни стирать за собой, ни готовить, ни еду купить. Всю жизнь их государство обеспечивало. Видел я их траекторию через год - подъемные потрачены (тратить не умеют), навыков самообслуживания нет, родни нет. Девушки по рукам пойдут, ребят или армия спасет, или сума - тюрьма. Надо учить всему. Изотыч согласился, воодушевился и... ушел в запой.

Дети меня выслушали, согласились, но уже на второй - третий день стали возмущаться. С покупками проблем не было. Но стирать - готовить они не обязаны, душевые-туалеты мыть - унижение и насилие над личностью. Пришлось действовать сержантскими методами. Девушки не могут долго в грязном ходить и белье не менять - начали стираться. А парни - наотрез. Кое - кого, правда, девушки обстирывали - обшивали.

Продежурили по несколько раз все. С конфликтами. Сразу научились в умывальнике озер не разводить и, извиняюсь, в унитаз попадать. Цены знали, а главное - понимать стали, как ориентироваться. Вначале носки с мыльными пузырями на веревку вешали - не знали, что надо полоскать. Теперь все владели навыками самообслуживания. Когда рассказал и показал все, заведующий - мужик грубоватый (а иначе хозяйство не вытянешь) обнимал и по спине хлопал, некоторые воспитательницы прослезились - сумели оценить. И сам видел, что много дал детям за летние месяцы, но - по-сержантски. По-другому ни сил, ни времени не хватало. Невзлюбили меня многие из детей, слишком часто заставлял их.

В сентябре уходил с чемоданом к электричке, говорил себе: “Не оглядывайся”. Оглянулся. Старшие мне в окна швабрами, носками и крышками от унитазов машут. Понял, что никогда не забуду. Зашел в лесок, сел и завыть захотелось. Но не вылось.

Вспомнил Волка. Почему не воется? Тут же и ответ пришел - волк ни на кого не обижается. Прошла обида, пришло понимание - ах - ах, не поняли, не оценили. Тьфу! Получается, я для благодарности все это делал? Самому стыдно стало. Растянулся, руки за голову, хотя знаю, что это не северный безопасный лес, здесь и гадюки водятся, и клещи всякие, посмеялся и уснул. В Москву приехал - к детям только теплые чувства. Больше тысячи рублей[21] с собой привез, за лето ни копейки не потратил, некогда было. И покатился следующий аспирантский год.

Сейчас они своих воспитывают, может, по- другому меня вспоминают.

1998 - 2000

Старость. Долголетие. Время

03.01

В некоторых рассказах Шамана временная последовательность событий нарушена. Например, муравьи начинают жить и действовать в его землянке[22] еще до того, как он ее построил. Мои замечания не смущают Шамана, он игнорирует их, или они его смешат. Он считает, что его рассказы вполне правильны, а моя концепция времени примитивна.

- Как это понимать: “обратная временная реакция”?

- Твоя наука[23] еще до этого не дошла.

- Может ты объяснишь мне?

- Время окружает человека, как твои руки паука.

- Не понимаю.

- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.

- Правильно.

- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.

- Но человек не знает, что будет завтра.

- Умом не знает, а реакциями знает.

- То есть завтрашний день предопределен?

- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.

- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?

- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.

- Человек может чувствовать будущее?

- Чувства не подчинены социальному календарю.

- Не понимаю.

- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.

- Но где логика?

- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.

- Как время кружится?

- Как метель.

- Ты все это всерьез?

- Говорю же, ваша наука[24] еще до этого не дошла.

- А откуда ты узнал?

- От тех существ, которые, по – твоему, не существуют.

- Человек может как - то повернуть свое время назад, помолодеть?

- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.

- Что за практика?

- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.

- Но человек не может помнить все воспринятое.

- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.

- Не понимаю, о чем ты.

- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.

- Ты можешь мне рассказать эту концепцию?

- Нет. У тебя не хватает освоенных практик.

- Почему без практик я не могу понимать новых концепций?

- Некоторые можешь. Но в этом случае слишком большой разрыв. Концепция практики - это ее часть. Ты не можешь начать строить дом с крыши.

04.01

Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой - то особой сноровке Шамана.

- Ты часто раскалывал так яйца?

- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.

- А как ты научился их так ровно раскалывать?

- Не учился. Придет же такое в голову.

- Но как ты их колешь?

- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

- В чем секрет?

- У нас разные действия.

- В чем разница?

- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.

- Какими частями?

- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?

- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.

- Но как?

- Начни это.

08.03

Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы безобидные темы, как это было, например, с моим вопросом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и подробно обговаривать.

- Ты не думал жениться?

- Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.

- В целом ряде учений говорится о преимуществах жизни без партнеров.

- Почему, по - твоему, на Земле создано примерно одинаковое количество мужчин и женщин?

- Не знаю. Почему?

- В старых легендах говорится, что мужчина и женщина - только половинки полноценного человека.

- Ты считаешь, что это правда?

- Правда, что мужчины и женщины во многих парах не являются отдельными людьми, а частями парной системы.

- Как это?

- Как младенец не является самостоятельным существом, а живет лишь в системе с мамой.

- Как складывается такая система “мужчина - женщина”?

- Годами из тысяч привычек. Например, если она забывает закрывать двери - он приучается проверять, он не может торговаться на рынке - она обучается этому...

- Обязательно нужно побыть в системе?

- Кто не был частью системы, не сможет быть цельным и один.

- Почему?

- Просто он не знает, как развивать себя до целого.

- Но ты сам живешь один?

- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.

- А я буду здоров и силен?

- Это - вряд ли.

- Что мне делать, чтобы быть здоровым?

- Первое - не делай излишнего.

 

09.03

Всегда знал, что Шаману очень много лет, но не заговаривал об этом, считая почему - то, что он не будет обсуждать вопрос о долголетии. После вчерашнего разговора я вдруг понял, что Шаман не видит в этом никакой тайны, которую нужно скрывать, и единственным препятствием к знанию может стать лишь наша деятельностная относительность.

- Все - таки, что второе?

- Нужно, чтобы была энергия жизни.

- Где ее взять?

- Взаимная, сильная любовь.

- Элена Гарро?

- Что это?

- Мексиканская писательница[25]. Она писала, что время и любовь - одно и то же. Еще потом об этом писал Лазарев[26].

- Писатели - (непередаваемый синонимами трехкоренной рифмованный курсив). Может, в этом и есть смысл. Но я говорю о мужестве жить.

- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?

- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.

- Достаточно такого мужества?

- Его достаточно, чтобы учиться.

- Всем надо рекомендовать любовь?

- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.

- То есть мужество есть еще до любви?

- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)

- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)

- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.

- Кто учит нагонять волну своей жизни?

- Человек учится сам.

- С чего начинать?

- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.

- Начинать с асоциальности?

- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?

- Нужно сделать карьеру, добиться признания?

- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.

- Но потом практически невозможно отказаться.

- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.

- Как же жить, отказавшись от себя?

- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.

- Другого пути нет?

- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.

 

09. 03

После обеда Шаман разгонял пургу[27], чтобы я мог выбраться к дороге и вернуться в город к началу занятий в университете. Он долго ходил с бубном вокруг землянки, ритмично завывая в тональности пурги. Иногда я не мог отличить звуки пурги от его голоса, иногда голос Шамана звучал ниже или выше, но тональность все время была близка к тональности звуков пурги. Шаман натоптал след вокруг землянки с одним радиальным лучом на восток. Когда, наконец, Шаман закончил установку завтрашней погоды, я продолжил свои расспросы.

- Этого достаточно для долголетия?

- Нет.

- Много еще условий?

- Нужно жить по сердцу.

- А еще?

- Нужно творить свою жизнь.

- Не понимаю.

- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.

- Стихи, картины, танцы, наука?

- Можно начать с чего-нибудь из этого.

 

09.03

Разговаривая о долголетии, я стал спрашивать об употреблении мумие, меда и других веществ. Шаман сказал, что мумие он иногда встречает, но здесь его крайне мало. Меда за короткое колымское лето пчелы собирают столь мало, что сбор его быстро бы изжил сам себя - пчелы умрут от голода.

Сам разговор про мумие и мед не очень интересен, но его развитие оказалось принципиально важным.

- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.

- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.

- Как?

- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.

- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?

- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.

- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?

- Он почти не будет стареть.

- Почему?

- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.

- После пятидесяти - нормальный средний срок?

- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.

- Откуда ты знаешь?

- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.

- Как ты узнавал, что стареешь?

- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.

- Как это?

- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.

- Как ты переломил это?

- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.

- Обязательно нужно все потерять?

- Не спеши, все само придет с годами.

- С чего ты начал новые практики?

- Я начал творчески относиться к своей жизни.

- Почему же большинство людей умирает от этого?

- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.

- Это обязательно?

- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: