Магия как обыденная практика других 4 глава




- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.

- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.

02.05

За годы жизни на Колыме и Чукотке Шаман повидал очень многое. Думаю, что он был бы бесценной находкой для историков региона, если бы согласился сотрудничать. Сам Шаман исторические факты считает несущественными, но, почти как закоренелый гегельянец, очень большое значение придает практикам. Можно было бы назвать его и марксистом, если бы он не был еще более внесоциален. Шаман знает очень много уже ушедших в прошлое способов деятельности, и иногда, если мне удается задать вопросы, рассказывает о них.

- Черпнул лотком, а дальше?

- Он качает лоток круговыми движениями, и вода смывает легкие фракции.

- Но это - песок. А как они извлекают чистое золото?

- Катают ртуть.

- А из ртути?

- Испаряют ртуть.

- Как испаряют?

- Костер и сковородка.

- Это же ужасно вредно!

- Всем, кто связался с золотом, конец.

- Почему? Есть же благополучные и защищенные золотопромышленники.

- Ты помнишь, как называется золото в таблице Менделеева?

- Aurum?

- Да, латинское название звучит близко к названиям в древнеиндийских языках. Золото влияет на ауру человека. Остальное - следствия измененной ауры.

- Человек может иметь прибыль, например, акционер, но не иметь дела непосредственно с золотом.

- Достаточно того, что он притягивает мысленный образ.

- В этих местах есть золото?

- Нет. С Дальстроя тут было, наверное, пять или шесть партий геологов.

- Ты мыл золото?

- Нет. Золото нужно тому, кто хочет жить в городе. Не само по себе.

- Что значит “не само по себе”?

- В городах нужно не золото, а его символы - деньги. Умнее охотиться за символами.

- Где ты возьмешь деньги, когда пойдешь в город?

- Ты займешь мне на месяц жизни?

- Да.

- В городах ничего не меняется кроме узоров на деньгах. За месяц я найду доходное дело.

- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.

- Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что - то делать, будет иметь доход.

 

09.05

В 1998 я искал поводы для ее обсуждения темы долголетия. Чаще всего разговоры по моим “поводам” кончались практически мгновенно, и я долго не мог задать следующий вопрос.

- Ты не видел сериал “Горец”?

- Нет. Почему ты спросил?

- Там главный герой бессмертен. Он живет с девушками и совершает подвиги.

- Это - подростковые мечты.Если бы кто-нибудь жил действительно долго, он бы не вмешивался в эту суету.

 

09.05

Чуть - чуть удачнее были прямые вопросы, но, к этому времени (или сразу?) Шаман понял мой интерес и, по своей вредной привычке развлекаться по любому поводу, подшучивал над ним.

- Сколько ты собираешься жить?

- Я готов умереть сегодня.

- Но если ты не умрешь, сколько ты хочешь жить?

- Это зависит не только от меня. (Смеется.)

- Но настолько, насколько это зависит от тебя?

- Как и любой йог.

- Это мне непонятно.

- Столько, сколько намерен оставаться в этом теле. (Смеется.)

- Я не знаю йоги. Сколько ты хотел бы оставаться?

- Годы катятся, катятся, и они так похожи друг на друга, что я не знаю, сколько мне лет.

- Но ты можешь посчитать.

- Умом я знаю, сколько, но чувствую их как пять - семь.

 

19.07

Упоминание Шамана о его занятиях йогой позволило мне задать ряд вопросов, но разговор получился каким - то раздражающим, двусмысленным и пустым. Я хотел убрать его из этой публикации как ничего не значащий, но понял, что он значим, хотя эта значимость почему - то неприятна.

- Ты говорил, что ты - йог.

- Я - йог по - своему.

- Как это?

- Как в русских сказках Баба - йога и Кощей Бессмертный. (Смеется.)

- Мои студенты дали бы еще пару версий названия “Баба - Яга”.

- Какие?

- Например, есть версия, что была группа племен “йага”, или, что на одном из диалектов старославянского слово “яга” обозначает воина.

- Смотри-ка, век живи, век учись. Моя версия шуточная, и я больше говорю о Кощее.

- Ты думаешь, что были реальные прототипы?

- Конечно. Люди боялись их как всего непонятного.

- Их убили добры молодцы?

- Возможно, какие-нибудь авантюристы тех времен.

- Почему “Кощей” это допустил?

- Мы не знаем точно, допустил ли.

- А злодеяния, похищения Василис?

- Это - вряд ли. Они могли бы все организовать без ссор.

- Они были влюблены?

- Хочется, чтобы сказка была красивой? Мы не узнаем.

- Ты не похож на Кощея, скорее - на какого-нибудь ветерана из боевика.

- Прототип, возможно, был сухонький. Да и жил не в приполярных горах. Ты видел худощавого моржа, нерпу, медведя?

- Скоро везде будут жить люди. Куда уйдут Кощеи?

- Наверное, уже мимикрировали и живут в городах. С другой стороны, здесь места будет полно.

- Со временем эти края освоят.

- Не раньше, чем изменится климат.

- Почему ты так думаешь?

- Когда ты учился, еще изучали “Капитал” Маркса?

- Изучали, при чем здесь это?

- Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в развитие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь больше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.

- Но здесь будут развиваться особые производства.

- Только заповедники. Все остальное будет дороже вложенных денег.

- Не знаю, как спросить. Где твоя любимая женщина?

- Она со мной.

 

19.07

Сначала я думал, что здоровье Шамана во многом обусловлено его жизнью в экологически чистых условиях и натуральными, “без химии” продуктами. Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со всеми даже весьма сомнительными консервами[28]. В холодные дни он спал вместе со всеми в трюме возле чадящей "“дэски”[29], хотя я спать там не мог и предпочитал мерзнуть наверху.

- Ты засоряешь организм парами солярки.

- Организм сам очистится.

- Не лучше ли жить по - возможности в экологически чистых условиях.

- Лучше в меру.

- Экологическая чистота в меру?

- Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.

- Если будет развиваться экологическое сознание......

- Чепуха.Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.

- И пусть все засоряется?

- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.

20.07

Оказывается, я долгое время не обращал внимание на часто произносимую Шаманом фразу “настало время”. Настолько не замечал, что ее почти нет в моих записях. “Вдруг” сегодня эта фраза стала выпуклой, заметной. Стало понятно и то, что фраза эта и раньше произносилась в определенных ситуациях: “настало время сменить настои трав”, “настало время изменить порядок лечения”, “настало время прекратить лов”....

- Почему время идти по грибы “настало”?

- Все имеет свой ритм, надо его чувствовать.

- Вчера мы не собрали бы грибов?

- Собрали бы меньше и с затруднениями.

- То есть результата все же можно добиться и не чувствуя ритма, если приложить больше энергии?

- Далеко не всегда.

- Почему?

- Помнишь задачку? Одна женщина может родить за девять месяцев. За какое время могут родить девять женщин?

- В жизни человека много ритмов, которые нельзя обойти?

- Много. Не знаю всех.

- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?

- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.

- Но социум часто заставляет человека ускоряться.

- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.

- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?

- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.

 

01.01. 1999

Молчание Шамана и его многочасовое неподвижное сидение является особой практикой. Однажды во время такого сидения я провел ладонью перед открытыми глазами Шамана и убедился, что зрачки не дрогнули. Закончив сидение, Шаман сказал, чтобы я больше так не делал.

- Ты видел ладонь?

- Все твои действия.

- Почему не сказал сразу?

- Был занят важным делом.

- Всегда контролируешь ситуацию?

- Нет.

- Опасно?

- Полный контроль все равно невозможен. Любой Леший имеет темп больше твоего.

 

02.01. 1999

Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.

- Что ты делаешь в это время?

- Соответствую идее самого себя.

- Что за “идея себя”?

- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...

- И что?

- Чем больше реальные Иванов - Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.

- При чем здесь идеи?

- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.

- Как это?

- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.

- Идеи Иванова - Петрова тоже вне времени и пространства?

- Конечно. Поэтому они неразрушимы.

- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?

- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.

 

10.10. 2000

Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компьютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с компьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что - то говорит.

- Встань.

- Ты мне или компьютеру?

- Тебе. (Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать “Цивилизацию”.).

- В каком смысле?

- Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.

- Но мне удобнее сидя.

- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.

- Согласен. (Я встал и обувался нагнувшись.) Но это не такая уж и практика долголетия.

- Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.

- Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?

- Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.

- А еще?

- Ты уже понял про эту практику.

 

10.10.2000

- Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?

- Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе.

- Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.

- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание - то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.

1999, 2000

Ритмика

03.01

Анализируя записи, обратил внимание на аспект гармонизации человека с внешним миром. Шаман не раз указывал на это, когда рассказывал о смысле камлания с бубном, распорядках, неизвестных животных и характере действий человека. Угадывая за такими рассказами наличие концепции, я подготовил и запомнил список вопросов.

- У человека какой - то ограниченный ритм?

- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.

- Чем это обусловлено?

- Телом.

- А ум, чувства?

- Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он получит десять противоположных команд, будет просто дрожать.

- У других животных другой ритм?

- Если другое тело.

- Возможно как - то ускорить обычный человеческий ритм?

- Без специальной практики ты просто разрушить себя.

- А замедлить?

- Можно, но в безопасном месте. Иначе, ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.

- Медитирующие йоги замедляют ритм?

- Я знал немного йогов. Похоже на то. Но не осознают, у них другое понимание.

- А время?

- Правильно чувствуешь. Твое время тоже замедлится.

- А остановить его можно.

- Принципиально, да. Но так ты можешь просидеть века Буддой, сфинксом, или еще каким-нибудь чудом. И попадешь под ледник или потоп.

- Научи меня замедляться.

- Пятый десяток, а все учителя ищешь. Одна маленькая практика тебе доступна сегодня.

 

02.01

До сих пор Шаман ничего мне не показывал. Я и не рассчитывал на это после завтрашнего разговора. Но я должен был спросить.

- Ты рассказывал про ускорение. А сам можешь?

- Практиковал.

- Покажешь.

- Смотри. (Шаман исчез и в тот же момент похлопал меня по плечу сзади.).

- Я не ожидал. Ничего не заметил.

- Так и должно быть. (Шаман захохотал.).Ты и не можешь заметить ничего вне своего спектра ритмов. Иногда лишь смутное мелькание в воздухе.

- Ты мог стать чемпионом по боксу или каратэ!

- Хочешь стать чемпионом детсада?

- Мне трудно сравнить. Научи меня.

- Нет. Твое тело недостаточно прочно.

- Научи готовить тело.

- Завтра покажу одну маленькую практику.

 

03.01.

Показанное Шаманом упражнение было набором скорее медленных и монотонных движений, чем быстрых и резких. Через полтора часа я устал и физически, и психологически - монотония доконала.

- Сколько мне делать такие упражнения?

- Для укрепления тела хорошо бы, если бы ты мог продолжать их два - три дня без перерыва?

- И не спать?

- Без перерыва.

- Но человек не может столько работать и не спать.

- Не работать, жить в этих упражнениях. Если это удастся, спать тебе не понадобится. Только болевые ощущения в связках или мышцах смогут остановить тебя. Но в следующий раз ты сможешь дольше.

- Как это дает силу или скорость?

- Тебе рано. Осваивай ритмичные упражнения.

- Что это даст?

- Древний чукча убивал дикого оленя без стрел, ножом. Он просто долго бежал за ним, пока олень не падал. Человек не быстрее и не выносливее оленя. Он может быть более ритмичным.

- Как долго нужно было бежать?

- Это не имело значения. Имело значение состояние, похожее на транс, которое ты можешь понять с помощью упражнения.

- А без транса?

- Подвернешь или сломаешь ногу.

- Все так могли?

- Любой молодой охотник с здоровыми ногами.

- Был какой - то ритуал, практика?

- Как у всех народов мира. Охотник просил прощения, понимая, что и его когда - то догонит судьба, и наносил смертельный удар.

 

02.01 - 03.01. 2000

В темноте перед сном услышал вдруг явственно звук пилы по дереву. Прислушался - звук исчез. Кто мог здесь пилить кроме нас? Показалось.

Ночью проснулся от очевидно громкого и продолжительного звука пилы. Ситуация абсурдная: кто - то ночью в темноте приволок к землянке дрова, не заходит при тридцатиградусном морозе и сильном ветре, но интенсивно и долго пилит. Проснувшийся от громких звуков Шаман присел у печки и стал подкладывать дрова. Он явно слышал звуки, но не обращал внимания.

- У тебя есть знакомый с такими привычками?

- Какими?

- Приходить зимой ночью и пилить дрова.

- А-а. (Шаман усмехнулся). Это пилит наш общий знакомый.

- Но кто?

- Лед.

- Как это?

- Идет прилив. Вода поднимает сейчас у берега миллионы тонн льда. Воздух выходит толчками из полостей, приподнимая и опуская огромные льдины.

- Но ритмичность? Как движение руки с ножовкой.

- Скорее как пульс человека. Что тут удивительного? Не море живет в нашем ритме, а мы - в ритме моря.

Аэродром подскока

22. 06.

Понятно, что день будет жарким и солнечным. Кое - где над зеркальной гладью моря таяли белесые клочки ночного тумана. Шаман возился с браконьерской шлюпкой - благодарность за излечение бригады от тяжелого отравления. Он переделывал шлюпку в небольшой шлюп постоянно и радикально: усилил и закрыл борта, нарастил центральные ребро и небольшой киль, укрепил канат, выполняющий роль волноотбойника и причального бруса, подвижный парус, специально сшитый для него эвелнами. Кроме этого в шлюпе имелись запасные весла, устройство для повышения устойчивости из шестов с пых-пыхами[30] и множество других приспособлений. Восьмиместная шлюпка стала четырехместной, но пойти на ней можно куда угодно.

Горы на далеком мысе огромного полуострова были видны необычайно ясно. Если не знать, что до них около семидесяти километров, можно поручиться, что не более двадцати.

- Собрался попрактиковаться в мореплавании?

- Пойдешь со мной?

- Куда?

(Шаман указал на синий мыс).

- Успеем до ночи?

- Дойдем часов за десять - двенадцать.

- Шторм не налетит?

- Не звал бы тебя.

- А что там?

- Аэродром подскока[31].

- Настоящий ленд-лизовский?

(Шаман утвердительно опустил веки.)

 

23.06.

Прямо из крутого, щетинившегося сланцами берега, торчали остатки бревенчатого сооружения, напоминавшего огромный горизонтально уложенный колодец. Бревна посерели от времени

- Что это?

- Была сланцевая шахточка, потом склад. Вход засыпали после войны. Но берег размыло.

- Что там было?

- Взрывчатка, горючее, оборудование.

- Там что-нибудь есть сейчас?

- Беру кое - что для хозяйства: железо, вар, всякую мелочь. Ты можешь найти что - то полезное для городской жизни, но тащить такие расстояния неразумно.

- Есть оружие, боеприпасы?

- Раньше оружие не оставляли на неохраняемом объекте.

- Возьму что-нибудь легкое на память.

- Думаю, что твоя городская квартира и так забита хламом.

- Да. Откуда ты знаешь?

- Ты годами таскаешь “что-нибудь на память”, и, наверное, это уже мешает тебе жить.

- Не нужно ничего брать?

- Бери то, что нужно. А “на память” приучай работать память.

- Но предмет может вызвать воспоминания и “оживить” их. Студентов учим, что предмет - внешняя опора воспоминаний.

- Воспоминания могут “забить” твое сознание, как хлам квартиру.

- Люди дорожат своими воспоминаниями.

- Я говорю не о том, что само запомнилось, а о том, чтобы ты не наращивал объем воспоминаний искусственно.

- Есть целая культура организации воспоминаний: фотографии, видео, сувениры...

- Куда, зачем и какой багаж впечатлений тащит твое сознание?

- В каком смысле?

- Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.

23.06.

Издали огромное летное поле казалось сплошь покрытым цветами, но под ногами лежали поржавевшие железные полосы с выдавленными круглыми отверстиями. Трава и росла в этих отверстиях. В основном, полосы сохранились такими же ровными, как и более полувека назад, хотя местами были изогнуты и даже скручены от перемены температур и влажности. При ходьбе иногда попадались “всплывшие” за полвека из мерзлоты валуны, окруженные кусками порванного и покореженного железа.

Снег сошел уже недели четыре, и летное поле цвело поверх буйной молодой зелени ковром синей незабудки, белой пастушьей сумки, неизвестных мне сиреневых, красных и желтых цветов. Тонкий запах цветов, ярко - синее до фиолетового оттенка небо, полукольцо черно - синих гор со сверкающими снегом вершинами, мирное жужжание шмелей и порхание бабочек в сочетании с железной взлетной полосой, сохранившей какой - то дух тех суровых лет, подействовали на меня особым образом: день был так прекрасен и так трагичен, что любое действие было бы бессмысленным лукавством.Я просто лег на нагретые солнцем травы и полосы, положив руки под голову. Шаман глянул на меня и молча удалился к невысоким строениям на краю аэродрома. Очень высоко, наверное, уже в тропосфере, парила одинокая белая птица, и я “ушел” за ней. Не спал и не бодрствовал, а как - то “впитывал” красоту и трагичность, бесконечность и мимолетность этого мира. Через несколько часов спокойствие и ясность Шамана стали понятны мне.

- Теперь я понял про бесполезность “предметов на память”.

- (Шаман кивнул).

- Спасибо тебе.

- Не за что. В городе нельзя постоянно находиться в этом состоянии.

- Почему?

- Многие окружающие будут неосознанно пытаться взбаламутить тебя.

-???

- Это также естественно, как кинуть камень в спокойную воду. Большинству городских необходимо везде обозначать свое присутствие.

- У себя в квартире я могу это практиковать?

- Конечно. Но потом, чтобы заняться городскими проблемами, тебе будет необходимо волевое усилие.

- Зачем вообще людям нужна эта социальная суета?

- А где же человек может развиться до уровня контроля над собой?

- Мне кажется иногда, что социальные связи мешают развиваться, расти.

- В чем-то мешают расти, в чем-то - опуститься. Неустойчивому социальные связи необходимы.

24.06

Шаман льет дробь из аккумуляторных пластин. Технология проста: свинец стекает от костра по стальному желобку и капает в ямку с водой. Иногда капли застывают “с носиком”, поэтому мы с Шаманом оббиваем дробь в каком - то железном баллоне. Меняя наклон желобка и температуру, Шаман меняет “номер” дроби. Оказывается, сланцы не набирают влагу и горят жарче, чем дрова.

Трудно придумать занятие скучнее. В отличие от меня Шаман сосредоточен и спокоен, ему не скучно, но и поговорить он не против.

- Ты тратишь большую часть бодрствования на всякие работы, и у тебя остается часа три - четыре на местные практики.

- Да, примерно так.

- Но в городе ты мог бы иметь больше времени.

- Нет, примерно так же. И там нет местных практик.

- Тебе не скучно столько часов лить дробь? Мне это капание действует на нервы.

- За день делаю годовой запас. А от скуки у меня есть аэродромы подскока.

- Есть недалеко еще аэродромы?

- Я говорю про внутренние аэродромы.

- Что это?

- Любому человеку со временем надоедает чем - либо заниматься.

- При чем здесь аэродромы?

- Человек как самолет. (Смеется.) Летит - летит, потом ему нужно сесть и заправиться.

- Человеку нужно поесть? (Смеемся вместе.)

- Когда тебе надоедает заниматься каким - либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения.

- Естественно.

- Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно.

- Обычно я заставляю себя осознанно.

- Ты когда-нибудь делал выбор: “Бросить или сделать волевое усилие?”

- Нет, но я понимал необходимость продолжения.

- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается безнеобходимости. Ты делал такой выбор?

- Трудно сказать.

- Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой “самолет” не улетит дальше обычного радиуса.

- Чтобы развиваться нужны волевые усилия?

- Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны?

- Как это?

- Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее.

- Для развития себя нужно расслабиться?

- Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться - по ситуации.

 

Берег Сокровищ

25.06

Пока я собирал плавник и сланец для ночного костра, Шаман нажарил местной травы, напоминающей петрушку. Заросли этой травы буйно покрывали весь видимый обрывистый берег, поэтому я удивился ее съедобности.

- Обычно съедобные травы нужно искать.

- Мы и нашли.

- Но здесь ее больше, чем всех других трав на склонах.

(Шаман пожал плечами).

- Вкусно. Какой - то особый рецепт жарки?

- Какой может быть рецепт жарки? (Шаман засмеялся.) Жарь.

- Что это за трава?

- Местные называют ее дикой петрушкой. По науке не знаю.

- Она обладает лекарственными свойствами?

- Примерно как петрушка, только сильнее.

- Так ее нельзя столько есть? (Я задержал вилку у рта.)

- Можно. (Шаман опять засмеялся.). Только будешь мало спать и много думать о женщинах.

- А ты?

- Я не сплю в белые ночи более двух - трех часов. Как и вся здешняя природа.

 

26.06

В полчетвертого утра проснулся от рева белухи. Казалось, что она проревела прямо над ухом, но колесо ее огромной спины медленно перекатывалась в сотне метров от берега. Шамана не было. Судя по костру, он подкладывал плавник примерно час назад. Поймав себя на том, что и спина белухи выглядит привлекательно, решил больше не ложиться. И дикой петрушкой не злоупотреблять.

Было уже или еще светло, как пасмурным днем. В точке, где сходятся восток и запад, розовели облака. Подбросив сланца в костер и умывшись в ручье, я медленно побрел по крупной почти идеально круглой гальке.

Осенние шторма нагородили вдоль берега каменную дюну, закидывая за нее все, что легче камня. Постепенно я увлекся находками в кучах плавника: здесь были круглые сетевые поплавки из зеленого стекла, которые мы собирали еще мальчишками; разноцветные поплавки из японской синтетики и огромные надежные отечественные “балберы” из твердого белого пенопласта. Никто ничего не собирал здесь уже более полувека. В окрестностях Магадана есть люди, которые подрабатывают тем, что выносит море, но только сейчас я впервые понял, как это может быть. Одних обрывков тросов, если их расплести на фалы, на многие тысячи. Плавник всех пород, включая красное дерево, мореный дуб и суперблагородный орех валялся кубометрами. Корпус какой - то ракеты с обломками волноводов внутри белел рядом с иноземным черным бакеном, со свисавшими обрывками проводов и кусками аппаратуры. Платино-иридиевое покрытие внутри волноводов ракеты выглядело так, будто его не омывали студеные соленые волны. Я даже поломал голову над тем, возможно ли как - то снять электролизное покрытие, но, не придумав способа, двинулся дальше. Больше необычных бутылок и банок меня удивила желтая российская банка с черной надписью “Вода питьевая консервированная”. Удалось также разобрать слова “ВРПО Дальрыба ПО...”, “ОСТ 15 - 24...” и “... в самом крайнем случае”. У кого - то был этот крайний случай, так как банка вскрыта. Дай Бог им удачи.

Белая пластиковая бутылочка со штрих - кодом для правки распечатанного текста. Открутил пробку - хороший свежий штрих - код. С какого корабля канцелярия? Покрутив в руках, бросил в камни.

В довершение чудес, обогнув мыс, я нашел занесенный на треть песком, илом и галькой почти целый катерок с надписью “Феликс Кон”. С опаской, надеясь никого не найти, все же тщательно осмотрел его. Мотора не было! Навигационного, электро - и радиооборудования тоже. Кто - то “раздел” баркас еще в море или даже на борту плавбазы. Но зачем выкинули? Или он сам оторвался? Одна из миллионов загадок моря.

Почувствовав, как печет солнце, взглянул на часы. Десять утра. Я возился с находками около шести часов, которые пролетели как миг.

Шаман что - то мастерил, лежа на животе на дне шлюпа. Торчавшие из под палубного покрытия босые ступни покачивались в такт ударам железа по железу. Спросив, не нужна ли помощь, поставил греться чайник.

На третьей кружке Шаман перестал, наконец, стучать и скрежетать, выполз весь взмокший из шлюпа и налил отвара из своего чайника.

- Что ты там делал?

- Опоры для руля и сальник. (Шаман был как всегда спокоен, но у меня сложилось впечатление, что он явно доволен результатом). А ты?

- Чего только не видел. Возле твоей землянки такой же берег?

- Говорю же: море и горы дают все. Но на этот берег выносит гораздо больше из - за поворота течения.

- Почему тогда берег не заилен?

- Холодно. Очень сильные шторма.

- Мы не попадем?

- Есть десяток дней в году, когда здесь можно ходить. Или зимой можно добираться по льду. Но зимой все скрыто трехметровой наледью.

- Здесь настоящий берег сокровищ. Жаль, что все пропадет.

- Все настоящие сокровища должны лежать нетронутыми на далеком берегу. В этом их суть и судьба.

 

27.06

Плыли весь вечер и всю ночь. Днем помогал Шаману снимать часть рулевого оборудования с баркаса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: