Обрубовка, как эффективный метод анализа формы в процессе обучения академическому рисунку.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 


Методическое пособие

 

 

«Обрубовка, как эффективный метод анализа формы в процессе обучения академическому рисунку»

 

 

Направление подготовки

Дизайн»

 

Москва 2019 г.

 

 

Обрубовка, как эффективный метод анализа формы в процессе обучения академическому рисунку.

Техника предварительного обрубовочного эскиза применялась самыми знаменитыми художниками с начала XV века. Самый ранний сохранившийся пример упрощенного рисунка человеческой головы датирован 1404 годом и был создан в колыбели Возрождения – Флоренции. Эта техника используется художниками на протяжении многих веков для предварительного изучения объемов и планов. Техника обрубовки очень удобна для анализа и построения любых постановок.

За время своего существования российская школа художественного образования накопила огромный опыт педагогической работы в области преподавания академического рисунка. В становление российской системы преподавания рисунка в XVIII - XIX веках внесли большой вклад такие художники, как: А. Егоров, А. Лосенко, В. Шебуев, позднее - П. Чистяков, К. Брюллов, И. Крамской. Русская школа рисунка стала наследницей лучших достижений мировой художественной культуры прошлого. Рисунок в нашем понимании, это не только копирование натуры, но и метод её анализа, который обучает мыслить формой, понимать конструктивную основу. Поэтому можно с уверенностью сказать, что аналитический подход должен занимать важное место в системе обучения и воспитания дизайнера, в творческой работе которого мышление формой и конструкцией имеет основополагающее значение. Академическое рисование предусматривает решение учебных и творческих задач в совокупности, являясь методически строго организованной системой обучения, воспитания и развития творческого потенциала. Настоящий профессионализм в дизайне доступен только художникам, вполне опирающимся на знания в области формообразования и построения перспективы. И от того, насколько методически правильно организован процесс преподавания, зависит насколько эффективно студент начинает приобретать необходимые знания и компетенции, обретать самостоятельность мышления для дальнейшего своего развития при выполнении проектных заданий. Четкая методическая последовательность работы над рисунком, анализ закономерностей строения формы, конструктивный ее анализ дает наиболее быстрый и эффективный результат в овладении основами академического рисунка.

Обрубовка, в контексте обучения основам изобразительного искусства, это рисунокили скульптура, показывающая основные плоскости, называемые планамиизображения или скульптуры (боковые, передний и т. д.). Она чаще всего используется на начальных стадиях обучения рисунку или скульптуре. Практика показывает, что наилучший результат дают задания где студентам предлагаются не готовые обрубовачные модели, а обычные учебные гипсовые модели (розетки, вазы, головы, их фрагменты, и т. д.), которые студент должен самостоятельно обобщить и разложить на планы. Целью заданий с построением обрубовки предлагаемых моделей является изучение формы и конструкции объекта с помощью упрощения и обобщения реальной формы, и последующему её тональному разбору в пространстве. Важно, чтобы студенты научились мысленно разделять сложную форму на простые элементы и, не нарушая основные пропорции создавать композицию. Данный метод учит художника смотреть на форму любого предмета более осознанно, постоянно анализируя пространственные характеристики, такие как высота, ширина и глубина, понимать её конструктивные составляющие. Студент на занятиях по академическому рисунку должен научиться анализировать любой предмет, условно говоря, как 3D сканер. Он смотрит как-бы сквозь предмет и видит его условно прозрачным. При таком методе анализа приходит понимание того как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон. Понимая общую форму предмета и зная такие правила создания воздушной перспективы, как ближе - резче, контрастнее, дальше - более приглушенно, размыто, можно любой предмет изображать правильно. Практика преподавания академического рисунка, в особенности студентам дизайнерам, требует постоянно «анализировать» и «строить» любую форму которую они рисуют; понимать, как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд рисовальщика. Такой подход к обучению студентов позволит им достичь наилучший результат в приобретении необходимых компетенций для осуществления в дальнейшем своей профессиональной деятельности.

В любом процессе образования целесообразно выделить начальную базу, с которой последует дальнейшее обучение. Здесь следует отметить что, как было раньше отмечено, готовые модели обрубовки, к примеру, «обрубовочная голова» не дают обучающемуся в достаточной степени развить способность анализировать форму модели. Поэтому параллельно с обычными заданиями по программе академического рисунка будет весьма полезно предложить студентам выполнять задания где они самим смогут мысленно разделить модель на простые элементы и упростить их, разбив на плоскости, то есть обрубить. Это прекрасно развивает пространственное мышление и вводит элемент творчества в рутинную работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: