Тема 1. Человек. Личность. Социализация личности. Семья. Субкультура.




Мировоззрение - это система взглядов, обращенных на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самого себя, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Жизненная позиция - это исходный момент, начало деятельности человека в определенном направлении. Это то, с чего начинается и чем заканчивается жизненный путь человека как личности. В мировоззрении посредством ощущений, образов, понятий, идей, теорий происходит освоение различных типов отношения «человек-мир».

Естественно исторически сложилось так, что теоретические основы формирования жизненной позиции личности появились следующие основные типы мировоззрения как мифология, религия, наука и философия. Традиционно выделяют следующие исторические типы мировоззрения:

1. Мифологический - это целостная картина мира, где основным персонажем является Человек (разумный Животное с душой), а возвышается, абсолютизируется Природа.

2. Религиозный - это целостная картина мира, где основным персонажем является Человек (существо, имеет тело и душу, верит в исключительность сверхъестественного), а возвышается, абсолютизируется Сверхъестественное (Бог, дьявол и проч.)

3. Научный - это целостная картина мира, где основным персонажем является Человек (Существо, познает и преобразует Мир), а возвышается, абсолютизируется Истина.

4. Философский - это целостная картина мира, где основным персонажем является Человек (Существо, которое способно быть мудрым), а возвышается, абсолютизируется Истина.

Такое определение основных теоретических основ мировоззрения показывает, что в реальной действительности каждая личность имеет неповторимый, особое мировоззрение, которое является комплексным явлением и в котором переплетаются элементы мифичности, религиозности, научности и философичности.

Индивид - понятие, которое указывает на принадлежность данного конкретного человеческого существа к человеческому роду. Понятие «индивид» несет в себе как признак целости субъекта, так и наличие у него особых (индивидуальных) свойств. Термин «индивид» вместе с тем отражает родовые, а не личностные признаки. Без групповой идентификации невозможна социализация личности. Однако, следует понимать, что становление человека очень важны процессы, противоположные социализации, процессы индивидуализации. Социализация, важным признаком которой является формирование социально-ролевых качеств личности, есть хоть очень важным, но лишь этапом развития человека.

Современная наука разграничивает понятия «человек», «личность», «личность», «персона», «гражданин».

Человек - высший уровень в развитии живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, то есть, с одной стороны, это - биологическое существо, с другой - создатель специфического мира, являющиеся результатом творческой деятельности человечества.
Лицо - человек, ко торый имеет исторически обусловленный степень развития, пользуется правами, предоставляемыми обществом, и исполняет обязанности, которые им полагаются.

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, она является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем предметной деятельности. Личность по сути - это человек со сложившимся мировоззрением, самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание представляет собой сознание и оценку человеком самого себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности.

Персона (от лат. Persona) - в психологии личность индивида в том виде, в каком она представлена ​​другим, в противоположность аутентичному Я. Термин, введенный в употребление Карлом Юнгом, происходит от названия маски, использовавшейся этрусскими мимами. Согласно Юнгу, лицо дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и общества. Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения.

С возникновением государства и властной сферы отношений социальная категория «личность» набирает политического содержания и превращается в категорию «гражданин». Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, имеет нормативно закреплен статус, пользуется защитой государства как в пределах ее территории, так и вне ее. Гражданин имеет определенные особенности, которые дают возможность быть субъектом не только экономических и социальных, но и политических отношений.

Главным социальным процессом, через который осуществляется взаимодействие между личностью и обществом, является процесс социализации. Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Благодаря социализации человек приобщается к обществу, усваивая обычаи, традиции и нормы определенной социальной общности, соответствующие способы мышления, свойственные данной культуре, образцы поведения, формы рациональности и чувственности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками.

Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Главными социальными институтами являются: семья, группа сверстников, религия, СМИ, правовая система. В зависимости от возраста индивида различают четыре основных этапа социализации:

1.Социализация ребенка.

2. Социализация подростка (неустойчивая, промежуточная).

3. Длительная (концептуальная) целостная социализация (переход от юности к зрелости в период с 17-18 до 23-25 лет).

4. Социализация взрослых.

На каждом этапе существуют «критические периоды». По социализации ребенка - это первые 2-3 года и поступление в школу, для социализации подростка - превращение ребенка и подростка в юношу, для продолжительной - начало самостоятельной жизни и переход от юности к зрелости.

Социализация взрослых направлена ​​на изменение поведения в новой ситуации, детей - на формирование ценностных ориентаций. Взрослые, опираясь на свой социальный опыт, способны оценивать, воспринимать нормы критически, тогда как дети способны только усваивать их. Социализация взрослого помогает ему приобрести необходимые навыки (часто конкретных), а социализация ребенка связана в основном с мотивацией.

Итак, социализация личности является специфической формой присвоения им тех общественных отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. Поэтому социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе социализация предполагает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.

Процесс, обратный социализации, называется десоциализация. Вследствие него человек может частично или полностью потерять усвоены нормы и ценности. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня и др.. Возможен и такой случай, когда то или иное задание, нерешенный в определенном возрасте, внешне не сказывается на его социализации, но через определенный период времени (иногда весьма значительный) оно "всплывает", что приводит к дескать немотивированных поступков и решений, к дефектам социализации. Человек, полностью адаптирована в обществе и не способна в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптирована в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, правонарушителем или еще как-то уклоняется от принятого в данном обществе образа жизни.

Развитие личности осуществляется в процессе его социализации, воспитания и саморазвития, являющихся компонентами целостного процесса, а также под воздействием большого количества обстоятельств. Каждый ребенок с появлением на свет попадает в семью, где в окружении своих родителей и родных делает первые шаги, говорит первые слова, где родители заботятся о нем, окружающих своей любовью, заботой, лаской. Затем ребенок приобретает первые успехи самостоятельности в детском саду, примеряет первые взрослые роли в коллективе школы, приобретает знания об окружающем мире, учится преодолевать первые незначительные препятствия, встречающиеся на ее пути.

После окончания школы, уже не ребенок, а самостоятельная молодой человек поступает в высшие учебные заведения, где попадает в новый коллектив - студенческий, приобретает первые знания выбранной профессии и овладевает практическими умениями и навыками, пытается найти свое место в обществе, самоопределиться в жизни. Также именно в этот период жизни молодой человек стремится создать свою семью, продолжить свой род, рожая детей. Закончив определенный учебное заведение, и получив глубокие знания и умения, молодой человек попадает в новый коллектив, устраиваясь на определенное место работы, где его также ждут новые успехи и неудачи, творческие взлеты и падения, где человек будет работать в интересах общества и будет получать от этого личное удовольствие - от того, что она нашла свое место в жизни, сумевшая самоутвердиться, и. вообще, что она нужна обществу, поскольку выполняет в нем определенную роль.

Таким образом, человек от рождения до смерти проходит большой и сложный путь своей жизни, где она встречается и взаимодействует с различными людьми и группами людей, попадает под влияние различных сред. Потому что данный вопрос в современном обществе весьма актуален и интересен для исследования как именно и каким образом конкретную среду или коллектив людей влияют на формирование личности человека, его черт характера, типа темперамента, манер поведения, зависит поведение человека от той среды, в котором она находится.

Семья - это сообщество, основанное на браке супругов и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

До Второй мировой войны в CНГ преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнёрский тип супружества.

В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков.

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от количества партнёров:

· моногамная семья - состоящая из двух партнёров

· полигамная семья - состоящая из более двух партнёров

· многожёнство (полигиния) - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

· многомужество (полиандрия) - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов

· шведская семья - семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами

В зависимости от пола партнёров:

· разнополая семья - «традиционная» семья, образованная одним мужчиной и одной женщиной;

· однополая семья - семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами).

Семья может быть:

· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная - полная семья, в которой воспитываются несколько детей.

· сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в некоторых культурах и имя), и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальными. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии - обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения

могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить её субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, слег), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур.

Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга - неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов - это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодёжное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки регги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов - пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и

панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной либо аполитической позицией либо же, ярко выраженной политической позицией, для политизированного панк-рока девизом является идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп-культур а со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е и 2000-е годы распространёнными молодёжными субкультурами стали эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (многие из её представителей - несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и выразительность эмоций. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

Большинство молодёжных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, произошли из увлечений определенным видом искусства или хобби, как например граффити. Примером может служить зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение, в значительной степени связанное с фантастикой и фэнтези. В СНГ с ролевым движением также связано игровое сообщество. Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме, который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для неё характерно увлечение японской поп-музыкой, аниме, мангой, дорамами и косплеем. Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Старейшей является контркультура преступного мира. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В СНГ после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Ещё один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги

и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например,

традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

Тема 2.

· Стереотипы и предубеждения. Стереотипы и их роль в жизни человека и общества. Гендерные стереотипы. Понятие дискриминации. Ксенофобия. Расизм. Предубеждение. Толерантность.

· Конфликты. Понятие «конфликт». Источники возникновения конфликтов. Типы конфликтов. Зарождение конфликтов и пути их преодоления. Место конфликтов в человеческом общении.

Cтереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

Cтереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры.

Стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Большая часть используемых стереотипов остается неосознанной людьми, принимается ими как их собственная позиция, их собственные выводы. Даже такие расхожие стереотипы, вроде "все блондинки - дуры" - и то находят приверженцев. Люди довольно часто формируют представления о вещах не на основе собственных наблюдений и выводов, а на основе различных стереотипов, гуляющих в обществе. Иногда эти стереотипы подтверждаются их частным опытом, из чего они делают ошибочный вывод об их правильности, делают неверные обобщения. Стереотипы заменяют людям необходимость мыслить, подменяют собой понимание вещей. В той или иной мере стереотипам подвержены все люди, даже те, что отличаются определенной самостоятельностью мышления. Обычно они прибегают к стереотипам в областях, с которыми мало или совсем не знакомы.

Стереотипы, существующие в сознании человека, влияют на его поведение, т.к. создают превратное представление о действительности и человек поступает в соответствии с этим представлением. Стереотипы могут быть как собственными, сформированными самим человеком, так и общественными, сформированными обществом, которые человек усвоил и принял. Об этих последних и идет речь. Они наиболее опасны, т.к. формируют неправильные представления у большого количества людей, мешают их мышлению.

Конечно, вредны не все стереотипы. Если бы у людей не формировались стереотипы, им было бы очень сложно существовать. Благодаря стереотипам мы знаем, что огонь жжется, снег холодный, а брошенный камень непременно упадет - и не нужно каждый раз в этом убеждаться, чтобы знать, что это так. Во многих жизненных ситуациях стереотип может помочь. К примеру, всем известно, что выключатели обычно находятся рядом с дверью, и это помогает быстро сориентироваться в незнакомом помещении и включить свет. Но во всем, что касается более сложных вещей, например, человеческого сознания и поведения, стереотипы только мешают. Надо стараться всегда четко различать, где действительное преставление о рассматриваемом предмете, а где стереотипы о нем же. Стереотипы бывают жизненные и предвзятые.

Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе - даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. Стремление людей подгонять себя и других под определенные стереотипы портит им жизнь и отношения с окружающими, искажает их восприятие действительности. Зачастую люди судят о себе или о других не по тому, кто они есть на самом деле, а по неким существующим стереотипам о той группе людей, к которой они себя (или других) относят.

Гендерные стереотипы - это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы возникают как следствие существования гендерных ролей - социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности.

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

Половые стереотипы отражают представления о мужественности - женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.

К психофизиологическим характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин.

Гендерные стереотипы касаются и той роли, которое общество навязывает лицам мужского и женского пола в различных сферах жизнедеятельности. Это, прежде всего, стереотипы, касающиеся распределения семейных ролей: для женщины более значимой является роль домохозяйки, матери. Частная жизнь для нее важнее, чем профессиональная или политическая карьера. Мужчинам предписывается материальное обеспечение семьи, но при этом для них важным является включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность.

Другие гендерные стереотипы касаются профессиональной сферы: женщинам предписывается исполнительская и обслуживающая деятельность (образование, здравоохранение, торговля, социально-бытовая сфера), для мужчин более подходит инструментальная сфера деятельности, техника, творческая и руководящая работа, а также тяжелая физическая работа. Наконец, существуют стереотипы, касающиеся политической деятельности: большинство людей считают, что политика - не женское дело.

Дискриминация - намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений и т.п. Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и т.д.

Если ущемление прав преследует законную цель (такую как защита здоровья или безопасности общества в целом) и соразмерно этой цели, то никакой дискриминации нет. Как правило, это самый сложный и противоречивый аспект в выявлении дискриминации. Чтобы определить пределы оправданного, необходимо тщательно анализировать каждый конкретный случай.

Дискриминация классифицируется:

· как прямая или косвенная;

· как правовая или неофициальная;

· по сфере, в которой она проявляется (жилище, занятость, доступ к товарам или услугам и т. д.);

· по признаку (основанию), определяющему страдающую от дискриминации группу (возраст, пол, инвалидность, национальность, сексуальная ориентация, убеждения, экономический или правовой статус и т. д.).

Существует мнение о необходимости так называемой «положительной дискриминации » - предоставления традиционно ущемлённым слоям общества некоторых преимуществ. Но вопрос справедливости, законности и целесообразности положительной дискриминации не является окончательно решённым.

Ксенофобия (от греч. чужой + страх) - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Изредка может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, усиливающийся в условиях взаимной информационной изоляции и не знания чужих обычаев. На этой почве легко возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», а иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Действительно, ксенофобия бывает выгодна тем, кто ее расп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: