МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИКРОЭКОНОМИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ бакалавриата НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»
(дневной и заочной формы обучения)
Ростов-на-Дону
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика» для студентов бакалавриата направления «Экономика» (дневной и заочной формы обучения). Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011
Составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Составитель: к.э.н., ст.преп. О.А. Лыкова
Рецензент: д-р.э.н. проф. Е.О.Миргородская
Редактор Н.Е.Гладких
Темплан 2011 г., поз.96.
Подписано в печать 6.04.11. Формат 60х84. 1/16 Ризограф.
Бумага писчая. Уч.-изд.л. 1,5. ираж 100 экз Заказ
Редакционно-издательский центр РГСУ
344022, Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 162
© Ростовский государственный
строительный университет, 2011
Введение
В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, приобретение навыков поведения индивидуума в условиях рыночной экономики, подготовка высококвалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом, невозможно без изучения экономической теории.
Цель методических указаний - помочь студентам, изучающим курс "Микроэкономика", применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить курсовую работу, что должно способствовать выработке навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.
На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.
Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.
Таблица 1
| № тем занятий | Наименование тем практических занятий | Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по виду обучения - очное |
| П-1 | Микроэкономика как наука | |
| П-2 | Общие основы экономического развития | |
| П-3 | Товарная форма общественного производства | |
| П-4 | Спрос, предложение, равновесная цена. | |
| П-5 | Теория потребительского поведения | |
| П-6 | Производство экономических благ | |
| П-7 | Фирма: издержки производства и прибыль | |
| П-8 | Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции | |
| П-9 | Максимизация прибыли в условиях чистой монополии | |
| П-10 | Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции | |
| П-11 | Теория олигополии | |
| П-12 | Рынок труда. Распределение доходов | |
| П-13 | Рынки капитала и земли | |
| П-14 | Общее равновесие и экономическая эффективность | |
| П-15 | Экономика информации, неопределенности и риска | |
| П-16 | Внерыночные воздействия и общественные блага | |
| П-17 | Теория общественного выбора | |
| ВСЕГО: |
Тема 1. Микроэкономика как наука
1. Зарождение и развитие микроэкономики. Систематизация экономических наук и их структура.
2. Предмет, методы и функции микроэкономики. Экономическая политика и экономическая стратегия.
3. Экономические категории и законы. Система экономических законов.
Задания:
1.Заполните табл. 2 и 3:
Таблица 2.
Этапы развития экономической науки
| Этапы экономической теории | Основные экономические школы | Даты | Представители | Характерные черты |
| Экономия | Начало экономики | |||
| Схоластика | ||||
| Политическая экономия | Меркантилисты | |||
| Физиократы | ||||
| Классическая школа | ||||
| Марксистская политэкономия | ||||
| Экономикс | Неоклассики | |||
| Кейнсианство | ||||
| Неокейнсианство | ||||
| Посткейнсианство | ||||
| Монетаризм | ||||
| Новая классическая экономика | ||||
| Институционализм |
Таблица 3
Методы экономической науки
| Метод | Сущность метода | Приемы | Преимущества | Недостатки |
| Метод формальной логики | ||||
| Диалектический метод | ||||
| Метод моделирования |