И ныне и присно и во веки веков. Аминь.




М ироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

 

Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.

Хор: Г о́споди, поми́луй.

Иере́й: Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов и пять ты́сящ насы́тивый, Сам благослови́ и хле́бы сия́ и вино́, и умно́жи сия́ во гра́де сем и во всем ми́ре Твое́м; и вкуша́ющыя от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: А ми́нь.

Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.

Хор: Г о́споди, поми́луй.

Моли́тва о ми́ре на Свято́й земле́: [10]

Иере́й: Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, Крест претерпе́вый и смерть, спасе́ния ра́ди ро́да челове́ческаго, во ад соше́дый, тридне́вное погребе́ние прие́мый, смерть попра́вый, диа́вола упраздни́вый и разруши́вый вражды́ средосте́ние, приими́ моли́тву смире́нных раб Твои́х, ку́пно с Дави́дом псалмопе́вцем Тебе́ вопию́щих о ми́ре Свята́го Сио́на, Престо́ла Царя́ Вели́каго, Ма́тере Церкве́й, Пресла́внаго Иерусали́ма.

Мир дарова́вый ро́ду челове́ческому, угаси́ вся́ку ра́спрю и раздо́ры во Святе́й Земли́, умири́ зло́бу вражду́ющих, благослови́ притека́ющих ны́не ко Гро́бу Твоему́ Живоприе́мному, и нас, тому́ мы́сленно покланя́ющихся, исходя́щим от сего́ све́том Лица́ Твоего́ озари́.

Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю воспламеня́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́.

Я́ко Ты еси́ мир наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Хор: А ми́нь.

 


[1] Во время очень медленного пения (на «Слава, и ныне») тропаря Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф…», предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

 

[2] Данная ектения всегда произносится иереем.

[3] В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне

[4] С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужа́щим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу о́крест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы́). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы.

 

[5] С началом 2-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом

[6] С началом 3-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом

[7] Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницей с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже…», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, совершается краткий трезвон.

[8] По служебнику этот диалог произносится не во всеуслышание в алтаре во время пения Аллилуария, но также распространена практика произнесения этого диалога возгласно после Аллилуария.

[9] Горе́ = к Го́рнему, духо́вному, ввысь

[10] Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: