15. Компоненты традиционного и инновационного дополнительного образования региона. Педагогические кадры. Проектно-педагогическая команда. Проектная команда - это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы.
Менеджер - наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. М. занимается планированием, организацией, управлением и контролированием в компании или подразделении.
Тьютор - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Педагог - Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой.
Проектировщик – тот, кто создает проекты.
Компоненты традиционного и инновационного дополнительного образования региона. Учреждения.
Параметр | УДОД в традиционной системе ДО | УДОД в инновационной системе ДО |
Виды УДОД | 1. Центр 2. Дворец 3. Дом 4. Клуб 5. Детская студия 6. Станция 7. Детский парк. 8. Школа 9. Музей 10. Детский оздоровительно-образовательный лагерь | Усовершенствованное учреждение – находится на отдельной базе, в его состав входят менеджерский и тьюторский центры, там же есть места для размещения детей (так как необходимо где-то жить им), там же площадки для реализации программ. |
Кадры в УДОД | Управленцы, педагоги ДО, педагоги-организаторы, персонал | Проектно-педагогические команды (менеджер, тьютор, педагог ДО, проектировщик) |
Направленности, которые реализует УДОД | Социально-педагогическая, художественно-эстетическая, научно-техническая, гражданско-патриотическая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, культурологическая, туристско-краеведческая | Технологии: · Социальные · Культурной политики · Регионального развития · Антропологические · Научного познания · Инженерные · Экранные |
Образовательные программы, реализуемые в УДОД | Авторские, интегрированные, модифицированные, адаптированные, экспериментальные | Модульно организованные программы, интенсивные программы, дистанционные программы |
Формы организации образовательного процесса в УДОД | Занятие | Модуль |
Формы детских объединений в УДОД | Клуб, кружок, лаборатория, студия, мастерская, школа, ансамбль | Временные детские объединения |
Возраст детей в УДОД | От 6 до 18 | Старшеклассники |
Органы управления | · Министерство образования и науки РФ · Министерство образования и науки Крас.края · Отделы в городской администрации · Районные управления образованием | · Переход от Управления к министерству · Государственно-общественное управление · Региональные требования и система оценки качества |
Компоненты традиционного и инновационного дополнительного образования региона. Детские объединения.
|
|
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Основные типы образовательной деятельности: проектирование.
Проектирование, как тип деятельности, направлено на реализацию человеком идеальных схем и образов. Проектность — определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя культуре канонической. Проектная культура предполагает построение культурных образов, их включение в деятельность и рефлексию, производящую соотношение идеального и реального.
Основной формой деятельности проектировщика является проблематизирующее мышление. В этом смысле Мир для проектировщика представлен как Проблема — это своеобразная «плата» за претензию на моделирование целостного образа мира.
В противоположность научному мышлению, проектное мышление организовано не предметным образом, его культурная функция состоит в проблематизации ценностей, идеалов, культурных образцов. По существу, проектное мышление есть современный способ моделирования культуры.
Следует отметить, что современное гуманитарное проектирование ориентировано на культурно-знаковые продукты. Структура таких продуктов предусматривает ценностно-этическую и эстетическую рефлексию человека, а материалом гуманитарного проектирования являются различные системы жизнедеятельности.
Таким образом, благодаря антропологической составляющей гуманитарного проектирования оно может занимать важнейшее место в современном образовании и воспитании. Благодаря осознанию возможностей творческой реализации, претворения своего замысла в реальность человек знакомится с феноменом свободы. За счет этого создается ситуация самоопределения — проблемная ситуация для полагания должного и ориентира для самоорганизации. Поэтому «проект» в образовании есть не только по-новому, системно организованная деятельность, но и практика построения и реализации образцов, определяющих собственную индивидуальную организацию.
|
В зависимости от поставленных образовательных задач в само проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы. При этом решение этих задач должно приводить к реализации, как минимум, двух образовательных функций:
1) освоение методов проектного мышления и деятельности;
2) организация детьми таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном Будущем.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Основные типы образовательной деятельности: управление.
Управление как тип деятельности имеет отношение к работе с процессами сами развития и так называемыми «самодвижущимися», то есть способными развиваться объектами. Сущность управления можно описать как создание специально созданных (искусственных) траекторий развития. Современное управление связано с разработкой и реализацией стратегий развития социокультурных объектов.
Представление управления как типа образовательной деятельности предполагает выявление его антропологического значения. Управление есть способ защиты человека от процессов отчуждения, и в этом смысле, оно не может быть «приватизировано» ни одной профессиональной группой или позицией. В антропологическом смысле управление есть стратегия освобождения человека от деятельностных и социальных машин, в которые он включен, за счет использования им своих способностей и мышления.
Таким образом, рассмотрение управления как ведущего типа образовательной деятельности означает, прежде всего, включение детей в рефлексивные виды работ по изменению содержания, форм, способов различных деятельностей. Причем природа этих изменений должна иметь не сиюминутный характер, а апеллировать по отношению к большему, чем сам сегодняшний образующийся, Миру (Контексту).
Для этого на уровне образовательной ситуации должна быть зафиксирована проблемная ситуация, а образовательная задача должна предусматривать создание и определение условий, в которых та или иная профессиональная, общественная, игровая, учебная, научная, художественная и др. деятельность может изменять свои качества. В рамках анализа ситуаций предметной деятельности должны быть введены и необходимые знаниевые компоненты, выбор и содержание которых задает мировоззренческий и ценностный аспект содержания образования.
Основной же образовательной целью выступает оформление представлений детей о своих возможностях через организацию условий разворачивания и развития той или иной системы деятельности. Одной из базовых деятельностей при этом должна стать собственное образование человека как объект управления и развития.
На различных возрастных этапах управление как ведущий образовательный тип деятельности может быть использовано по-разному, исходя из уровня индивидуальной рефлексии детей и их мотивационного отношения к тем или иным видам и типам предметной деятельности.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Основные типы образовательной деятельности: исследование.
Исследование как тип деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций — методов, организующих мышление и деятельность познающего. Исследовательская деятельность предусматривает «захват» фрагмента окружающего мира системно-организованными исследовательскими средствами, в результате чего возникают представления о мире, которому и приписывается статус Реальности. ХХ век внес существенные изменения в организацию процессов исследовательского познания, разделив науки о природе и науки о культуре.
Причем это разделение основывалось не столько на различиях объектов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, сколько на различиях в методах познания. Если в естественнонаучной традиции используются методы обобщения и установления законов, то гуманитарном исследовании направлено на выделение индивидуальных особенностей, уникальных характеристик. При этом общезначимость выделяемого в исследовании обеспечивается отнесением его к той или иной ценности. Таким образом, объект, взятый в своей уникальности и превращенный в предмет исследования, получает общезначимость, не теряя при этом своей уникальности. Так понимаемое исследование превращается, по сути, в гуманитарное конструирование социокультурных объектов.
В антропологическом плане гуманитарное исследование формирует способности интерпретации, которые, в свою очередь, направлены на конструирование объектов реальности жизни человека. Интерпретация предусматривает оформление субъективной версии об объекте познания; интерпретация возможна путем рефлексии собственной позиции — деятельностной, духовной, экзистенциальной, то есть осознания и выделения истории собственного становления, или «культурного происхождения». Таким образом, процесс индивидуализации в образовании можно оформлять как вхождение в процессы гуманитарного исследования. Само же конструирование гуманитарных объектов оформляет картину мира, систему ценностей и убеждений.
Исследование как ведущий тип образовательной деятельности предусматривает моделирование средств и методов представления явлений, выделение-конструирование их сущностных качеств, оформление субъектно-рефлексивной версии об их существовании. Образовательная функция связана с «отслоением» метода, с формированием способностей к организации процессов познания.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Специфика организации содержания основных программных направлений: социальные технологии.
Программное направление включает школьников в практики создания
новых социальных форм организации жизни через постановку образовательных задач, связанных с исследованием, проектированием и управлением социальными изменениями на территории Красноярского края и Сибири. Программа предназначена для школьников, ориентирующихся на менеджерскую и предпринимательскую деятельность в государ-ственной, коммерческой и общественной сферах. В рамках программного направления организованы специальные модули, обеспечивающие формирование основ проектной и предпринимательской культуры, управленческого мышления посредством аналитического оформления и публичного представления школьниками образцов успешного социального действия, а также взаимодействие с территориальными и региональными элитами по постановке и решению проблем социально-экономического и социально-культурного развития территорий и регионов.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Специфика организации содержания основных программных направлений: технологии культурной политики.
Технологии культурной политики
Программное направление включает школьников в практики созда-
ния новых культурных форм организации жизни, а также в практики принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры. Оно ориентировано на учащихся, интересующихся различными видами культурно-образовательной деятельности (продюсерство, организацию выставок, музеев и библиотек, дизайн, рекламу, PR и др.). Школьникам представится возможность исследования механизмов смены культурных представлений, традиций и норм; оформления представлений о Культуре как механизме общественного развития; анализа и прогнозирования состояния типов ментальности и укладов на территории современной Сибири; создания культурно-образовательных событий и других гуманитарных проектов на территории Сибири; освоения принципов культурно-образовательной деятельности в интересующих их сферах.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Специфика организации содержания основных программных направлений: технологии регионального развития.
Технологии регионального развития
Программное направление включает школьников в практики простран-
ственного мышления и деятельности через комплексный анализ проблем развития сибирских регионов и территорий в историческом, географическом, экономическом, экологическом, краеведческом и экономическом аспектах. Программа предполагает формирование поля возможностей в вопросе анализа и выбора школьниками региона проживания и жизнедеятельности. В ходе мероприятий программы школьники совместно с профессиональными экспертами будут осваивать навыки исследовательской работы, моделирования исторических ситуаций, естественной и гуманитарной картографии, воспроизводства природной окружающей среды, а также разработки программ антикризисного управления и планирования развития регионов.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Специфика организации содержания основных программных направлений: экранные технологии.
Экранные технологии
Программное направление включает школьников в современные ви-
зуально-эстетические практики и предполагает освоение школьниками таких элементов современных экранных технологий, как видео-арт, кино- и телетехнологии, web-дизайн и др. Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых, образно-симво-лических форм мышления и представления. Программа предполагает изучение места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов.
Содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования региона. Специфика организации содержания основных программных направлений: инженерные технологии.
Инженерные технологии
Программное направление включает школьников в практики создания
искусственно-технических объектов (миров), построенных по законам природы. Программа предполагает пропедевтику базовых представлений о конструировании, моделировании и техническом воплощении идей. Важная характеристика программы заключается в том, что учащимся предоставляется возможность проанализировать контексты, определяющие потребности в том или ином инженерном изобретении, рассмотреть вопросы технического обеспечения современной жизнедеятельности.
(Подойдет к каждому из этих ответов)Все программные направления организованы исходя из представлений о модульной организации образовательного процесса. Серия модулей (как правило, 3—5) объединена в годовые образовательные программы. Модули могут представлять собой различные образовательные формы: организационно-деятельностные семинары, имитационно-ролевые игры, проектные семинары, образовательные путешествия и др. Длительность модуля составляет 5—10 дней. Образовательный модуль не должен являться совокупностью случайно собранных образовательных форм. Модуль организован и объединен образовательной задачей, которая определяет структуру-сценарий модуля, а также его тему.
Образовательная задача оформляется не как учебная задача, то есть в логике предметного материала, а в логике актуальных проблем профессиональной, социальной, экзистенциальной жизни образующегося. Причем образовательная задача должна задавать проблемно-поисковый характер модуля.
Для этого к проектированию и организации образовательного модуля предъявляются следующие требования. Разработка модуля должна:
• опираться на осознаваемые цели ее участников как субъектов образовательного процесса и формировать новые образовательные потребности ее участников;
• обеспечивать возможность индивидуального образовательного маршрута через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия;
• предусматривать мобильные перемещения участников по образовательным позициям;
• включать участников в современные формы мышления, деятельности и коммуникации;
• предусматривать аналитические и рефлексивные формы фиксации образовательного содержания;
• предусматривать включение в качестве образовательного материала ситуаций городского, регионального, федерального и (или) мирового уровней;
• предусматривать решение таких образовательных задач, которые имеют статус «настоящих» (то есть актуальных и практически значимых) для всех ее участников;
• восстанавливать культурно-исторические основания решаемых образовательных задач.