Универсальная природа управления




Представление о социально-экономической организации. Сущность управления организацией.

Аннотация

Даны представления об организации как открытой системе, в своей деятельности «вписывающейся» в непрерывно меняющуюся внешнюю среду. Раскрыты особенности функционирования организации, её горизонтальная и вертикальная структуры, основные подходы к её исследованию.

 

Ключевые слова: самосовершенствование, организация, ресурсы, внешняя среда, открытая система, структура, целостность, иерархичность, осуществимость, цели и стратегия
Рассматриваемые вопросы:   1. Введение в курс. 2. Понятие организации. 3. Общие характеристики организации. 4. Основы исследования организации как системы. 5. Представление организации в виде открытой системы.

 

Введение в курс

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, для выполнения которой необходимы не просто профессиональные знания в той отрасли, нескольких отраслях, которых касается деятельность управленца. Необходимы определенные способности и черты характера того, кто берется за эту сложную работу. Так же как хороший музыкант не может состояться из человека, занимающегося музыкой без наличия определенных способностей, таланта, так и хороший руководитель не состоится, если не обладает необходимыми для этого способностями. Действительно, управление в большей мере является искусством, чем ремеслом. Однако ни музыкант, ни управленец не состоятся, если не будут изучать накопленные человечеством знания в этих областях деятельности и осваивать необходимые умения. Талант всегда реализуется только при самосовершенствовании, при огромных затратах труда. При этом если исполнительное искусство музыканта может приносить или не приносить удовлетворение слушателям, то деятельность управленца может принести различной степени успех или нанести вред управляемой организации, её работникам.

С древних времен, объединяя и координируя свои усилия относительно конкретных целей, люди осуществляли управление процессом своего труда. Методом проб и ошибок они накапливали некоторые знания и передавали их из поколения в поколение. Подчиненные учились у своих руководителей. Наиболее пытливые и способные работники учились и у других руководителей. Очень медленно, но неукоснительно совершенствовались формы и методы воздействия на людей, что в конце XIX столетия привело к формированию науки об управлении.

В настоящее время наука управления постигла многие проблемы и вооружила человечество знаниями, позволяющими быстро и эффективно обучать людей тому, что обязательно должен уметь, а что категорически не должен делать современный руководитель. Обучать его основам организации и ведения управленческой деятельности и всему тому, без чего очень сложно руководителю себя реализовывать. Канули в лету те времена, когда обладающий определенными способностями и наклонностями работник мог переходить в разряд управленца и быть успешным на каждом новом своем посту, только лишь полагаясь на практическое познание, передаваемое ему вышестоящими и взаимодействующими с ним руководителями. Пришло время, когда каждый выпускник университета должен обладать основами управленческих знаний, чтобы:

правильно ориентироваться в трудовом коллективе, членом которого он стал, устроившись на работу;

хорошо представлять, как реализуется управление бизнесом;

возможный его переход от исполнительской деятельности к управленческой для него оказался понятным и несложным.

Данный курс призван дать выпускнику аграрного университета все минимально необходимые знания по управлению современным аграрным бизнесом.

Понятие организации

С древних времен люди объединялись, чтобы сообща решать проблемы обеспечения себя продуктами питания, защиты от окружающей действительности и иные. Реально они создавали те или иные организации.

Организация – структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей во имя достижения определенной цели.

Характеристики организации:

1. Каждая организация имеет четко определенную цель. Эта цель определяется основной задачей или группой задач, которые данная организация стремится выполнить.

2. Каждая организация состоит из людей. Для выполнения работы, которая необходима для решения стоящих перед организацией задач, необходим персонал.

3. Все организации имеют специально разработанную структуру, благодаря которой ее члены могут выполнять свою работу. Эта структура может быть традиционной с ясно и конкретно определенными правилами, инструкциями, описаниями должностных обязанностей и штатными единицами либо более открытой и гибкой без четкого распределения полномочий.

Термин менеджмент – процесс координации и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

Менеджера от рядовых сотрудников отличает то, что он координирует и объединяет работу других людей. Однако это не означает, что менеджеры могут делать все, что им хочется в любое время, в любом месте и любым способом. Задача менеджмента заключается в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно.

Показатель эффективности отображает соотношение между вводимыми ресурсами и объемами производства, т.е. как добиться максимального выхода продукта при минимальных затратах вводимых ресурсов. Так как менеджеры имеют в своем распоряжении ограниченные вводимые ресурсы – людские, денежные, технические – они стремятся использовать их как можно эффективнее.

Управленческий персонал должен стремиться к тому, чтобы в ходе деятельности компаний были достигнуты ее цели, т.е. к результативности.

Универсальная природа управления

Управление необходимо любым компаниям, любых типов и размеров, оно нужно на всех организационных уровнях и во всех сферах деятельности организации, независимо от того в какой стране она находится – это явление известно как универсальная природа управления.

В любом случае в любой обстановке менеджеры будут планировать, организовывать, руководить и контролировать. Это не значит, что эти функции будут выполняться по единому сценарию и одними и теми же способами. Разница между тем, что делает начальник цеха предприятия и его руководитель заключается не в основных функциях, а в разных акцентах и степени охвата, так как оба они менеджеры.

Все члены общества заинтересованы в усовершенствовании способов, с помощью которых управляются компании. Можно задать вопрос – почему? На практике каждый из нас ежедневно взаимодействует с множеством организаций. Нравится ли вам когда вы получаете некачественный товар, да еще и с опозданием сроков поставки и за необоснованно высокую плату? Это примеры проблем, возникших из-за плохого управления. Организации, в которых менеджмент поставлен на высокий уровень, могут рассчитывать на постоянных клиентов, они растут и процветают. Компании, которыми управляют плохо, однажды понимают, что клиенты уходят от них, выручка сокращается и рано или поздно наступает крах. Изучая управление, вы научитесь распознавать неэффективные методы управления и улучшать их, вы сможете распознавать правильные приемы управления и стимулировать их использование в своей дальнейшей деятельности.

Организация – (от лат. organize – придаю стройный вид) форма объединения людей для их совместной деятельности, которая сознательно координируется для достижения общей цели (целей).

Организации могут быть формальными и неформальными, простыми и сложными.

Дать определение формальной организации нелегко. Конечно, можно опираться на то, что такая организация должна иметь формализованную структуру и лидера, предполагает наличие формализованных отношений. Однако этого недостаточно и можно запутаться при уточнении множества формальных признаков формальной организации. Поэтому будем считать, что таковыми являются все организации, не относящиеся к неформальным. Неформальные организации – это группы людей, которые возникают спонтанно, но характеризуются наличием регулярных взаимодействий людей внутри групп.

 
Пример: Группа курильщиков, собирающаяся в специально отведенном месте в определенные моменты времени не только на перекур, но и для обсуждения интересующих их событий общественной жизни является неформальной организацией.
 

Простая организация характеризуется тем, что в её деятельности не происходит выделение подцелей для обособления в подгруппы всех участников организации относительно этих подцелей. В простой организации все участники, сколько бы их ни было, согласованно действуют в обеспечение одной неделимой цели.

 
Пример: Артель, добывающая золото путем сбора золотоносных пород и вымывания из них частиц золота с последующей продажей добытого.
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: