30.03.2020
Группа Д-16-17
Дисциплина «Основы управления качеством»
Тема занятия: Системный подход к управлению качеством
Задание: Законспектировать материал лекции
Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. В развитии обеспечения качества на протяжении ХХ века важнейшей базовой основой являлся системный подход. В последней версии стандартов ИСО серии 9000 одним из принципов является системный подход к управлению деятельностью предприятия (организации).
Рассмотрим термины и определения понятия «система».
В словаре русского языка дается такое толкование термина.
Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Современный толковый словарь русского языка дает перевод с греческого и несколько различных толкований данного определения.
Система (от греч.) – целое, составленное из частей, соединение.
Также словари дают еще несколько вариантов данного определения:
- определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной
связи частей чего-либо;
- устройство, структура, представляющие собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей;
- техническое устройство, представляющее совокупность взаимно связанных сооружений, машин, механизмов, служащих одной цели;
- совокупность каких-либо элементов, единиц, частей, объединенных по общему
признаку или назначению;
- совокупность принципов, лежащих в основании какого-либо учения, мировоззрения и т. п.;
|
- совокупность методов, приемов, правил осуществления чего-либо;
- классификация, группировка;
- форма, способ, принцип устройства, организации производства чего-либо.
Специалисты общего менеджмента дают следующее определение системы.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Как видно из приведенных определений, понятие системы достаточно многогранно. Применительно к управлению деятельностью организацией наиболее предпочтительным является понимание системы как взаимодействующих, взаимосвязанных частей (принципов, правил, методов и т. п.), составляющих (создающих) единую целостность.
Системы делят на два основных вида: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не являются самообеспечивающейся. Она зависит от объектов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна сделать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Организация получает от окружающей среды информацию, материалы, финансы, человеческие ресурсы. Эти компоненты являются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию и/или услуги. Продукция и/или услуги являются выходами организации, которые она передает в окружающую среду.
|
Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
Основные принципы системного подхода:
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.