Тема занятия: Системный подход к управлению качеством




30.03.2020

Группа Д-16-17

Дисциплина «Основы управления качеством»

Тема занятия: Системный подход к управлению качеством

Задание: Законспектировать материал лекции

 

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. В развитии обеспечения качества на протяжении ХХ века важнейшей базовой основой являлся системный подход. В последней версии стандартов ИСО серии 9000 одним из принципов является системный подход к управлению деятельностью предприятия (организации).

Рассмотрим термины и определения понятия «система».

В словаре русского языка дается такое толкование термина.

Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Современный толковый словарь русского языка дает перевод с греческого и несколько различных толкований данного определения.

Система (от греч.) – целое, составленное из частей, соединение.

Также словари дают еще несколько вариантов данного определения:

- определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной

связи частей чего-либо;

- устройство, структура, представляющие собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей;

- техническое устройство, представляющее совокупность взаимно связанных сооружений, машин, механизмов, служащих одной цели;

- совокупность каких-либо элементов, единиц, частей, объединенных по общему

признаку или назначению;

- совокупность принципов, лежащих в основании какого-либо учения, мировоззрения и т. п.;

- совокупность методов, приемов, правил осуществления чего-либо;

- классификация, группировка;

- форма, способ, принцип устройства, организации производства чего-либо.

Специалисты общего менеджмента дают следующее определение системы.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Как видно из приведенных определений, понятие системы достаточно многогранно. Применительно к управлению деятельностью организацией наиболее предпочтительным является понимание системы как взаимодействующих, взаимосвязанных частей (принципов, правил, методов и т. п.), составляющих (создающих) единую целостность.

Системы делят на два основных вида: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не являются самообеспечивающейся. Она зависит от объектов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна сделать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Организация получает от окружающей среды информацию, материалы, финансы, человеческие ресурсы. Эти компоненты являются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию и/или услуги. Продукция и/или услуги являются выходами организации, которые она передает в окружающую среду.

Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: