ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Эссе по предмету «Микроэкономика»

Анализ отрасли хлеба и хлебобулочных изделий

на рынке г. Санкт-Петербурга

 

Выполнили:

Кутергина Евгения Викторовна

Константинова Анастасия Вячеславовна

Мартынова Екатерина Андреевна

студентки 1 курса группы №4

бакалаврской программы

направления «Менеджмент.

 

 

Преподаватель:

 

Соколова Екатерина Владимировна

 

 

г. Санкт-Петербург

2013 г.


Вопрос­ 1

§ Какое количество компаний присутствуют на рынке? Насколько велика концентрация компаний? Есть ли в отрасли предприятия-лидеры, на которые ориентируются остальные компании при принятии решений о цене и объеме продаж?

Хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами первой необходимости, это те продукты, которые граждане будут покупать всегда, не зависимо от своего благосостояния. Спрос на данный продукт будет оставаться неизменным, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Даже такие негативные факторы, как экономический кризис или неурожай не способны значительным образом повлиять на отрасль.

Санкт-Петербург относится к числу регионов страны, в котором объем производства как пшеничного, так и ржаного хлеба, а также других хлебных изделий довольно велик. Например, здесь производится больше всего бараночных изделий (15% от российского рынка в целом).

Лидерами на рынке хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга являются такие производители, как «Хлебный дом», «Каравай», «Петрохлеб», «Дарница», «Арнаут», «Сестрорецкий ХЗ». Также существуют и другие, более мелкие фирмы. Первенство на рынке принадлежит ОАО «Хлебный дом», доля на рынке которого на конец 2011г. составила около 40%. Второе место принадлежит ОАО «Каравай», с долей рынка примерно 35%.

Доля остальных компаний соответственно «Петрохлеб» - около 11%, «Дарница» - 5,4%, «Арнаут» - 2,7%, «Сестрорецкий ХЗ» - 1,6%, прочие производители – 4,3%.[1]

Рис.1. Диаграмма долей компаний на рынке хлеба и хлебобулочных изделий

Таким образом, суммарная доля рынка четырех крупнейших производителей отрасли составляет приблизительно 91,4%, что позволяет говорить о высококонцентрированном рынке.

 

ОАО «Хлебный дом» на сегодняшний день является самым крупным производителем хлеба в Санкт-Петербурге (более того, компания имеет высокие показатели и в целом на рынке России). Компания существует в России, начиная с 1934 г. (тогда, и до 1995 г. – «Хлебозавод Московского района им. А.Микояна»). В 1997 г. значительная часть акций «Хлебного дома» перешла в собственность ОАО «Фацер» - крупнейшего финского концерна. А в 2012г. юридическое название фирмы было изменено на ОАО «Фацер». «Хлебный дом» широко известен не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Компания всячески старается поддерживать свое лидерство, и для этого производить не только привычные и известные всем хлебные изделия, но и абсолютно новые продукты. Так, впервые хлеб в нарезке появился на рынке именно благодаря этой фирме. «Хлебный дом» также является самым крупным производителем пряников. Сегодня все большей популярностью пользуются продукты с различными витаминными добавками, диетические продукты.

ОАО «Каравай» существует на рынке Санкт-Петербурга с 1926 г. (тогда был построен первый завод) и на сегодняшний день контролирует около 30% рынка. Компания производит около 200 видов различной продукции, к ней относятся различные хлеба и сдобные изделия. «Каравай» стремится к лидерству именно на родном рынке, рынке Санкт-Петербурга. Активно внедряются различные новые технологии и оборудование на производстве.

OAO «Петрохлеб» - холдинговая компания, включающая 10 предприятий по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Компания поставляет продукцию в Ленинградской области. Поскольку компания специализируется на реализации своей продукции именно в области, большое внимание уделяется упаковке продукции и ее доставке(упаковка от ведущих производителей России и Европы). Также, в последние годы, проводились активные работы по внедрению нового оборудования на предприятиях.

OOO «Дарница» - группа компаний, холдинг. Компания очень молодая, т.к. была основана лишь в 2011г. в результате слияния 4-х хлебных заводов – ЗАО «Охтинское», ООО «Первое хлебопекарное объединение», ОАО «Сестрорецкий хлебозавод», ОАО «Хлебокомбинат ЛАНА». Компания входит в тройку лидеров по объему производимой продукции.

 

ОАО «Сестрорецкий хлебозавод» был основан в 1962 г. Специализируется на производстве хлеба, кондитерских изделий и мелкоштучной сдобной продукции. Изделия компании реализуются повсеместно от Лахты до Выборга, включая Санкт-Петербург. В самом городе Сестрорецке имеется два фирменных магазина. Компания имеет свою сеть автотранспорта для поставки продукции в другие регионы. С 2011г. является частью группы компаний «Дарница».

 

Особенностью рынка хлеба и хлебобулочных изделий является большая роль государства в его регулировании, что и определяет основное развитие отрасли, в том числе это касается и регулирования цен на рынке.

 

Вопрос 2

§ Какими факторами определяется размер фирм, работающих в данной отрасли? Насколько развита вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли? В чем Вы видите причины их развития или, напротив, неразвитости? По Вашему мнению, насколько существенна для компаний отрасли отдача от масштаба и экономия на разнообразии?

 

На оптимальный размер фирм отрасли влияют определенные факторы. Уровень механизации производственных процессов достаточно высок, все стадии производства хлеба максимально автоматизированы, при этом производство достаточно капиталоемкое и требует больших инвестиций. Вследствие этого выгодна экономия на масштабе производства, которую можно получить именно на крупном предприятии. Она достигается при постоянной загрузке мощностей, которой требуется отлаженная система закупки сырья и сбыта продукции. Спрос на хлеб относительно стабилен и характеризуется высокой степенью удовлетворенности. Последнее говорит о нерациональности увеличения общего объема производства хлеба в виду невозможности его длительного хранения и транспортировки на большие расстояния. Это сдерживает нового или мелкого производителя от экономии на масштабе. Зато популярной остается экономия на разнообразии. Многие этапы производства различной продукции из муки схожи. Это позволяет производителю использовать свои ресурсы и опыт для производства диверсифицированной продукции, что подталкивает предприятия к расширению и их укрупнению.
Однако новые мелкие пекарни не имеют больших возможностей расширять производство из-за уже поделенного рынка, и долго окупаемых массивных капиталовложений.
Экономия на масштабе и разнообразии возможна при интеграции предприятий, горизонтальной и вертикальной.

Положительный опыт такой политики можно рассмотреть на примере компании-лидера хлебобулочного рынка г. Санкт-Петербурга, компании «Хлебный дом»


В конце 1990ых годов финская компания «Fazer Bakeries Ltd » стремилась выйти на русский рынок, в то время как «Хлебный дом» активно искал инвесторов для развития и модернизации производства. Тем самым возникла почва для сотрудничества компаний, от которого «Хлебный дом» получил выгоду в виде усовершенствованных производственных линий и высокотехнологичного оборудования.

В 2002 году «Хлебозавод Муринский» продал контрольный пакет акций компании «Fazer Bakeries». Спустя еще год происходит интеграция ОАО «Хлебозавод Василеостровского района» и ОАО «Хлебный Дом», что означало для хлебозавода расширение ассортимента и увеличение объема выпуска. Впоследствии это ему стать один из конкурентоспособных и лидирующих предприятий рынка.

С 2005 года контрольный пакет акций ОАО «Звездный» тоже принадлежит «Хлебному дому», а с 2009 года то же можно сказать и о БКК «Нева».
В 2012 году Fazer стал корпоративным брендом Российского подразделения компании.

Все эти этапы горизонтальной интеграции были произведены с целью «объединения принципов производства и создания единого ассортимента продукции».[2] Благодаря такой политике сегодня пищевая группа Fazer занимает главенствующее положение на русском рынке. Согласно «Годовому отчету 2012» выручка от Хлебопекарного подразделения Fazer выросла на 8,8% и составила 1096,2 млн. евро, при том, что 24% выручки от реализации приходится на Россию.

 

Среди производителей хлеба наибольшую популярность приобрела вертикальная интеграция вперед(к потребителю), что продиктовано особенностями товара, требующего незамедлительной своевременной реализации. Для этой цели производители хлеба и хлебобулочных изделий выходят за пределы хлебных отделов супермаркетов и открывают свои сети магазинов. «Хлебный дом» имеет несколько фирменных магазинов в разных частях города (в Невском, Кировском, Московском районе, в Гатчина). Помимо того что эти магазины предлагают хлебную продукцию широкого ассортимента, кондитерские изделия и выпечку, они оборудованы удобными кафе для посетителей. По количеству собственных торговых точек «Хлебный дом» обгоняет кампания «Каравай». На их счету 4 магазина и кафе-кондитерских, 2 павильона, 1 специализированное торговое место и 1 ларь (Центральный, Невский, Василеостровский, Кировский, Кронштадтский районы). «Дарница» расположила свои фирменные магазины в Петроградском, Приморском и Выборгском районах. Магазин горячей выпечки «Арнаут» расположился в Центральном районе. Очень популярны среди производителей хлеба автолавки, как более бюджетный вариант. На улицах Санкт-Петербурга можно увидеть автолавки компаний «Петрохлеб», «Хлебный дом», «Каравай» и многих других. Данные личные точки сбыта позволяют компаниям наладить стабильную систему дистрибуции товара, и тем самым получить преимущество над более мелкими конкурентами, не интегрированными вертикально.


За счет экономии на масштабе и разнообразии возможна связанная диверсификация производства, чем и пользуются производители хлеба. Так хлебопекарни функционируют параллельно как пекарни. Компании используют свой опыт, технологии, оборудование и отлаженные системы распределения и доставки до потребителя для сбыта кондитерской продукции на ряду с хлебобулочными изделиями. То же можно сказать и о производстве и продаже муки. Так, например, «Каравай» с февраля 2002 выпускает на продажу фасованную муку, производство которой было запущено на существующих мощностях.

 

Вопрос 3

§ В какой мере компании отрасли должны учитывать реакцию друг друга при принятии решений по ценам и объемам продаж? Дифференцирован ли товар, поставляемый на рынок? В чем именно проявляется дифференциация? Какие сегменты рынка Вы могли бы выделить?


Сложно сказать, что при ценообразовании компании ориентируются на лидера в своей сфере, а именно на «Хлебный дом».Доминирующее положение этой компании на рынке не позволяет ей сильно влиять на цены. Это связано в первую очередь с тем, что хлеб и хлебобулочные изделия представляют собой продукты первой необходимости, поэтому рынок в значительной мере регулируется государственными органами. Государство не допускает «произвол» в установлении цены, поэтому сильное независимое завышение цены не возможно. Сильное административное влияние испытывает рынок хлеба и хлебобулочных изделий во время ухудшений на рынке сырья. Здесь свою роль играет и сезонности (пик роста цен – март, август, ноябрь), и погодные условия.

Согласно данным, предоставленным Общественной палатой, к 2013 году доля зерна в розничной цене батона возросла с 22 до 39%. Повысилась и надбавка хлебопеков - с 25 до 34%, включая их производственные затраты. Чистая маржа хлебопеков в среднем - 3% - +3. При этом цены на зерно растут значительно быстрее стоимости хлеба. Так, зерно за последние полгода подорожало на 100%, а хлеб - на 13%.[3] Производители хлеба (государство в большей степени) стараются смягчить ценовые сдвиги, чтобы обеспечить относительную стабильность рынка.


Государство не позволяет завышать цены на данный социально значимый продукт питания, поэтому производство хлеба становится все более нерентабельным. Повышение прибыли за счет снижение цены возможно лишь при отступлении от ГОСТа и использования некачественного сырья, что в свою очередь не позволит удержать спрос.

 

Эластичность спроса на хлеб по цене принимает значения от 0 до -1, что свойственно товарам первой необходимости. Эластичность спроса по доходу в большинстве своем также отрицательна (товары низшего качества), если речь не идет о дорогих сортах хлеба.

 

Что касается объемов производства, то потребление хлеба осуществляется в достаточно фиксированных объемах, при общих тенденциях к снижению потребления хлеба населением. Сокращение объема выпуска продукции одними компаниями позволит другим хлебобулочным компаниям выпустить и продать чуть больший объем продукции.

 



 

Хлеб и хлебобулочные изделия – товар сильно диверсифицированный.

Классификация хлеба по составу может выглядеть следующим образом:

  • Ржаной хлеб;
  • Пшеничный хлеб;
  • ржано-пшеничный хлеб;
  • пшенично-ржаной хлеб;
  • сдобные хлебобулочные изделия (с повышенным содержанием жира и сахара);
  • диетические хлебобулочные изделия;
  • хлебобулочные изделия национальной кухни (например, лаваш, чурек и т.д.)


В целом же рынок можно разделить на 2 сегмента:

1) хлеб из пшеничной, ржаной муки и из смеси разных сортов муки (около 70% рынка)

2) хлебобулочные изделия (примерно 30% общего объема рынка)


Рис. 2. Сегментация рынка хлеба и хлебобулочных изделий по группам[4]

 


 

Более подробная сегментация рынка может выглядеть следующим образом:
-хлеб ржаной,

-хлеб из пшеничной муки первого сорта,

- булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта,

-хлеб пшеничный из муки высшего сорта,

-хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной,

-сдобные хлебобулочные изделия,

-хлеб пшеничный из муки второго сорта,

-булочные изделия из пшеничной муки первого сорта,

-бараночные изделия,

-сухари,

-гренки и хрустящие хлебцы

-пирожки, пироги и пончики,

-диетический хлеб и хлебобулочные изделия.


Рис. 3. Сегментация рынка хлеба и хлебобулочных изделий по видам[5]

 

Из представленной диаграммы видно, что наибольшую долю на рынке занимают ржаной хлеб, пшеничный хлеб из муки 1ого сорта и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта.

 

Сильная диверсификация присуща всем сегментам, но особенно хлебобулочным изделиям. Она достигается за счет различных добавок и начинок.

Вопрос 4

§ Насколько существенны барьеры на входе в отрасль? Какого рода барьеры присутствуют?

 

На входе в отрасль существуют значительные барьеры различного характера.
Среди них можно выделить нестратегические барьеры, характерные в основном для пищевой промышленности в целом. Например, недоверие потребителей к новой продукции. Хлеб входит в состав «потребительской корзины», является продуктом постоянного потребления, поэтому определённые привычки покупателя отталкивают его от «экспериментов» с продукцией новых производителей. Также к барьерам подобного характера можно отнести отсутствие у новых фирм каналов дистрибуции и отработанного взаимодействия с розничными торговыми сетями, сложности с распределением товара по сетям сбыта и сама организация сбыта. Рынок является достаточно насыщенным, при том, что продукт скоропортящийся, поэтому необходимы гарантии сбыта, постоянный спрос и отлаженная транспортировка, на которую также существуют ограничения.

Ситуацию в том числе усложняют стратегические барьеры: интеграция укоренившихся в отрасли предприятий и преимущество действующих компаний на рынке, у которых уже налажена стабильная система закупок сырья и сбыта продукции.

Основные экономические барьеры для фирм-новичков определяются экономией от масштаба компаний, занимающих стабильные позиции в отрасли. Характерным барьером для вхождения в отрасль хлеба и хлебобулочных изделий является необходимость первоначальных капитальных вложений. Производство обладает значительной капиталоемкостью, необходимы большие денежные средства на оборудование, однако окупаются такие инвестиции достаточно долго. Так как товар не дорогой и платежеспособность потребителя низкая, то для получения прибыли требуются большее объемы производства и потребления продукции компании. «Опытные» предприятия экономят на масштабе и разнообразии, что позволяет им снижать издержки и иметь большое преимущество над новичками отрасли. Еще одной сложностью для потенциально участника рынка является рост издержек промышленного потребителя при смене продавца, например ввиду подписания долгосрочных контрактов.

Что касается административных барьеров, то здесь следует сказать о том, что товар подлежит обязательной сертификации ГОСТ Р. Мука и хлебобулочные изделия входят в «Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия Декларации о соответствии» (от 1 декабря 2009 г.). Декларация о соответствии оформляется на диетический хлеб и хлебобулочные изделия, сдобные хлебобулочные изделия, хлеб из смеси разных сортов муки, бараночные изделия, пироги, пончики, соломка, сухарные изделия (сухари сдобные, армейские, гренки), хрустящие хлебцы. Необходимым также является санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Кроме того, если закупка муки производится не на территории РФ, то необходим так же «Хлебный сертификат на хлеб и хлебобулочные изделия», который должен оформляться на каждую ввозимую партию. Все это составляет дополнительные трудности для нового производителя. Все же требования ГОСТ Р со временем смягчаются и, как следствие, дают бо́льшую свободу производителю, однако, к сожалению, для потребителя в большинстве случает это означает ухудшение качества продукции.

Вопрос 5

  • На основе ответов на приведенные выше вопросы, как бы Вы определили структуру рынка для выбранной отрасли?

 

На основе проанализированных данных можно сделать вывод о структуре рынка. Очевидно, что на рынке лидируют два крупнейших производителя, ОАО «Хлебный дом» с долей рынка 40% и ОАО «Каравай», охватывающий 35% рынка. Однако стоит принимать во внимание и других производителей с довольно высокой долей рынка, как например, ОАО «Петрохлеб» - 11% и ООО «Дарница» - 5,4%. Поскольку явная ценовая конкуренция невозможна из-за специфики товара, производители конкурируют за счет качества и разновидности продукции. Прослеживается стратегическая взаимозависимость фирм. Компании ориентируются на своих контрагентов при принятии решений. Изменения качества продукции одними компаниями и их продвижение в сфере маркетинга и дистрибуции принуждает конкурентов к применению подобных стратегий. Таким образом, такая расстановка сил позволяет сделать вывод об олигополистической структуре рынка.

 


Вопрос 6

§ Проследите основные изменения в отрасли за последние годы (число и размер компаний, уровень концентрации, рост или снижение барьеров на входе, развитие конкуренции с импортом, появление компаний-лидеров, и т.п.). По Вашему мнению, каких изменений следует ожидать в ближайшие пять лет?

 

За последние годы на рынке хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга произошли существенные изменения, повлиявшие, так или иначе, на структуру отрасли, распределение сил между компаниями внутри нее. Большинство изменений связаны с слиянием и разукрупнением хлебных заводов.

Одним из самых ярких примеров является сотрудничество ОАО «Хлебный дом» и финского концерна «Фацер», которое началось еще в 1995 году. В июне 2002 года контрольный пакет акций ОАО «Хлебный завод» был продан финской фирме «Fazer Bakeries». В 2003 году «Хлебный дом» приобрела контрольный пакет акций ОАО "Хлебозавод Василеостровского района», а в 2005 году – контрольный пакет акций ОАО «Звездный». В 2009 году компанией был приобретен контрольный пакет акций БКК «Нева». В 2012 г. ОАО «Хлебный завод» сменил свое юридическое название на ОАО «Фацер».

ОАО «Каравай» также является владельцем акций нескольких других хлебных заводов. В частности ему принадлежит 24% акций ОАО «Заря», 21% акций «Кушелевского завода», 17 % акций «Паляницы» (1997 год, тогда же в его состав вошел «Ржевка-хлеб»), 100% «Невской сушки».[6]

 

OOO «Дарница» - группа компаний, которая образовалась в результате объединения четырех хлебных заводов – ЗАО «Охтинское», ООО «Первое хлебопекарное объединение», ОАО «Сестрорецкий хлебозавод» и ОАО «Хлебокомбинат ЛАНА».

 

Таким образом, последние годы для рынка хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга стали периодом слияний компаний и объединений их в крупные предприятия, группы и концерны. В связи с этим, можно сделать вывод об усилении концентрации на рынке хлеба и возрастанию барьеров как входа на рынок, так и выхода из него. В отрасли появляются крупные компании-лидеры, которые делят рынок между собой, тем самым препятствуют появлению новых производителей. Рынок поделен, потребители тоже, поэтому новым предприятиям не могут противостоять слишком высокой конкуренции.

 

На сегодняшний день «Хлебный дом» контролирует около 40% рынка, доля рынка ОАО «Каравай» составляет почти 35%. Третьей крупнейшей фирмой является ООО «Петрохлеб» с долей рынка примерно 11%. Таким образом, коэффициент концентрации трех крупнейших производителей отрасли составляет приблизительно 86%, что позволяет говорить о высококонцентрированном рынке.

 

Что касается перспектив развития рынка в ближайшем будущем, то компании-лидеры будут стремиться сохранять свое положение в отрасли, а также увеличить долю на рынке своей компании. Новоиспеченные крупные фирмы (как, например, ООО «Дарница»), уже успевшие войти в число лидеров на рынке, также будут стремиться к дальнейшему расширению сферы своей деятельности. В связи особенностями товара – хлеб - товар первой необходимости, более того потребитель, отдавая предпочтение определенной марки товара, редко стремится к поиску новых заменителей, - новым предприятиям трудно вступать в конкурентную борьбу с уже существующими лидерами.

 

С другой стороны, существенную угрозу для предприятий представляют мелкие частные пекарни, которые сегодня пользуются все большей и большей популярностью у потребителя.

 

70% рынка занимает массовая или традиционная продукция: ржаной, формовой, подовый хлеб, а также сухари и баранки.

Обычно выпуском подобных изделий занимаются крупные хлебозаводы, имеющие огромные производственные мощности.

15% рынка занимает нетрадиционная продукция: национальные сорта хлеба — лаваш, хачапури, а также изделия из слоеного теста, пирожки, булочки.
10% — диетическая продукция.

5% — элитная продукция.

Основную часть хлебоизделий, относящихся к последним трем сегментам, изготавливают малые пекарни.

Дело в том, что производство такой продукции является достаточно трудоемким процессом, требующим большого количества дополнительных компонентов.

В настоящий момент наибольшей рентабельностью характеризуется именно производство элитной продукции — в этом сегменте существует возможность предложить потребителю уникальный продукт, установить повышенную наценку.

Причем наибольшей популярностью пользуются различные традиционные рецептуры, например, хлеб, выпеченный по рецептам XIX века.

 

У малых пекарен есть очевидные плюсы. Во-­первых, это стабильный доход: спрос на хлеб не зависит от погоды, времени года или политики правительства. Во-­вторых, основное достоинство небольшой пекарни — мобильность ее производства: можно легко менять ассортимент и выпускать как простую в приготовлении продукцию, так и изделия, требующие сложных технологий.

Вопрос 7

§ Обоснуйте необходимость государственного регулирования. Каковы, по Вашему мнению, задачи регулирования на выбранном рынке (в отрасли)? Какие инструменты регулирования необходимо использовать и почему? Может ли государство путем проведения политики регулирования снизить барьеры на вход в отрасль с целью создания потенциальной конкуренции?

Рыночный механизм слабо воздействует на рассматриваемую отрасль, что придает особую важность её регулированию со стороны государства. Являясь товарами первой необходимости, хлеб и хлебобулочные изделия обладают наибольшей значимостью для жизни людей в целом, из-за чего рынок данной продукции является предсказуемым и стабильным, что в какой-то мере снижает барьеры на входе в отрасль, а также позволяет уже существующим предприятиям успешно развивать свой бизнес.

 

Согласно федеральному закону о внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 16 июля 1998 года, стоимость хлеба и хлебобулочных изделий не облагается налогом на прибыль с продаж, что также упрощает вход нового производителя в рассматриваемую отрасль.

В ситуации высокой урожайности зерна для предотвращения резкого падения цен на него, поддержания производителей зерновой продукции 15 февраля 2011 года Национальный союз зернопроизводителей, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий и союз пекарей подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее установление минимальных цен на реализацию пшеницы. Данное соглашение позволяет регулировать «условия хозяйствования по всей цепочке от производства зерна до реализации готовой продукции», что приводит к стабилизации цен на хлеб и хлебобулочную продукцию.

 

Значительную часть затрат производителей составляет зарплата хлебопеков, в среднем по Санкт-Петербургу которая является относительно высокой, намного превышая даже зарплаты в Москве. Государство активно участвует в сдерживании цен на определенные сорта хлеба, основной задачей чего, по нашему мнению, является стимулирование компаний к повышению качества продукции и одновременному сокращению издержек, что позволяет потребителю получать товар более высокого качества по доступной цене.

 

В результате сложившейся ситуации на рынке зерна: его низких запасах по всему миру, постоянной изменчивости его урожайности Правительство Российской Федерации поддерживает политику в отношении таможенных пошлин на экспорт пшеницы.


Список использованной литературы:

1. Гальперин В.М. Микроэкономика [Текст] / В.М Гальперин; В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И. Моргунов – СПб: Экономическая школа, 1999. - 349с

 

2. Официальный сайт компании «Fazer», доступный по ссылке https://www.fazer.ru/

3. Официальный сайт компании «Хлебный дом», доступный по ссылке https://www.fazer.ru/Brands/hlebnydom/

4. Официальный сайт компании «Каравай», доступный по ссылке https://www.karavay.spb.ru/

5. Официальный сайт компании «Дарница», доступный по ссылке www.darnica.ru

6. Официальный сайт компании «Петрохлеб», доступный по ссылке https://petrokhleb.ru/

7. Официальный сайт «Intesco Research Group », доступный по ссылке https://i-plan.ru/

8. Статья «Рынок хлеба и хлебобулочных изделий», Юрий Яшин, Издательский Дом Сфера, достпуна по ссылке https://goodsmatrix.ru/articles/rinok_hleba_i_hlebobulochnih_izdelii_ID_Sfera.html

9. Финансовая лента «МИРТЕСЕН», доступная по ссылке https://finlenta.mirtesen.ru/blog/43327449485/Nazvana-%22realnaya%22-tsena-kachestvennogo-hleba-v-Rossii!?page=5#42987038716
10. Официальный сайт РБК daily, доступный по ссылке
https://www.rbcdaily.ru/

11. Официальный сайт «Вести», информация доступна по ссылке https://www.vesti.ru/doc.html?id=428825

12. Официальный сайт «Деловой квартал», доступный по ссылке https://ekb.dkvartal.ru/news/xlebozavody-itorgovyeseti-vytesnyayut-minipekarni-236611924




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: