ВИШУДДХИМАГГА: КАРТА ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА




КОНЦЕНТРАЦИЯ

Место и время для практики

Предпочтительно тихое место, в помещении не должно быть сквозняка, освещение должно быть умеренным, температура должна быть приятной. Целесообразно выполнять дзадзэн лицом к стене, занавеске или чему-нибудь в этом роде. Расстояние около полутора метров. Не садитесь там, где у вас будет широкий обзор или там где в поле вашего зрения могут находиться интересные или отвлекающие объекты. Желательно использовать какую-то особенную комнату, по возможности сделать эту комнату только комнатой практики.

Одежда для практики должна быть простой и удобной, давать вам ощущение достоинства и чистоты.

Время для практики.

Для серьезно настроенных хорошо любое время дня и все времена года. Для тех, кто занят на работе, лучшим является утреннее и вечернее время. Утром желательно практиковать перед завтраком, когда вы бодры и немного голодны. Вечером – незадолго до того, когда вы должны лечь спать.

 

Подушка (дзафу)

Подушка должна быть размером 30-40 см, высотой около 10 см. Как правило, используется круглая подушка туго набитая ватой. Подушка кладется на мат. Можно использовать мягкий коврик размером 1х1м.

 

Поза

Лучше всего сидеть в позе лотоса. В этой позе мы создаем широкую и прочную опору с помощью скрещенных ног и обоих коленей, касающихся мата. Если вам трудно сидеть в позе полного лотоса, сидите в позе полулотоса. Ноги в обоих вариантах в течение практики можно менять местами. Для тех, кому неудобны традиционные позы, можно посоветовать сидеть на пятках и икрах. Это положение можно удерживать длительное время, если поместить подушку между пятками и ягодицами. Если и эта поза окажется неудобной, можно воспользоваться стулом.

Положение рук.

Руки во время дзадзэн находятся возле туловища «в совершенном равновесии». Если вы практикуете в традиционных позах, положите руку, противоположную находящейся на верху ноге, на пятку этой ноги; положите ее плашмя, обратив ладонь вверх. Затем поместите на неё другую руку, также обратив ладонь вверх. Пальцы верхней ладони покрывают пальцы нижней. Большие пальцы при этом касаются друг друга. Получится овал с большими пальцами сверху и остальными пальцами внизу.

Положение позвоночника.

Позвоночник необходимо держать насколько возможно выпрямленным. Это является очень важным. При этом желательно избегать крайностей, т.е. сутулой или же прямой как шомпол спины.

Голову держите прямо. Язык должен слегка касаться задней поверхности верхних зубов. Глаза должны быть открыты, взгляд опущен, зафиксирован на чем-то определенном, но при этом расфокусирован.

Когда вы приняли правильное положение, сделайте глубокий вдох через нос, задержите ненадолго дыхание, затем медленно и бесшумно выдохните. Повторите это два или три раза. После этого дышите естественно. Теперь понаклоняйте тело влево и вправо 7-8 раз, начиная с больших наклонов, затем переходя к уменьшенным, пока туловище естественным образом не остановится в центральном положении. Теперь вы готовы к концентрации.

 

Описание техники

Существует множество различных способов концентрации. Одним из наиболее легких для начинающих является концентрация на дыхании. На начальном этапе можно считать как вдохи, так и выдохи, от одного до десяти. Если вы сбились со счета, начинайте со счета «раз». Если вы можете удерживать счет в течение 10-15 циклов не отвлекаясь, можно переходить к следующему варианту – считайте только выдохи. Это более естественно и легко, чем предыдущий вариант. Первый вариант используется, если ваш ум сильно обеспокоен отвлекающими мыслями. Если вы можете удержать счет выдохов в течение 10-15 циклов, переходите просто к наблюдению дыхания. Внимательно сосредоточьтесь на ощущении дыхания, пытаясь ясно прочувствовать вдохи и выдохи.

Продолжительность одного подхода зависит от степени устремленности и от успехов практики. Для новичка лучше не сидеть слишком долго. Это могут быть короткие промежутки 5-10 минут, чередующиеся с ходьбой кинхин. Критерием является чувство спокойствия, однонаправленности ума, способность удерживать неподвижную позу. Сознание не должно быть слишком напряжено, так что вы чувствуете в конце периода сидения возбуждение и неестественный тонус. Вы не должны уставать или чувствовать, что это пустая трата времени. Если вы часто смотрите на часы или ждете окончания периода, лучше его сократить, иначе вы начнете терять интерес к занятиям. Найдите оптимальный для вас промежуток, в котором вы комфортно чувствуете себя в неподвижной позе и при этом не делаете больших усилий для удержания счета. Если вы способны сидеть час или более, разумно ограничить один подход 30-40 минутами. Как правило, не рекомендуется выполнять дзадзэн дольше этого времени за один раз, потому что сознание не сможет выдержать такого напряжения и ценность упражнения будет снижена. Осознаете вы это или нет, но интенсивность концентрации будет постепенно уменьшаться.

 

Препятствия в практике.

Отвлекающие звуки.

Естественные звуки, такие как звуки насекомых, птиц, журчание воды, ритмичное тиканье часов, как правило, не мешают практике. Тогда как неожиданные шумы будут раздражать. Наиболее неприятны звуки человеческого голоса, как слышимого непосредственно, так и по радио или телевидению. По мере вашего прогресса в практике любые звуки перестанут вас беспокоить.

Блуждающие мысли.

Мы должны различать между мышлением, которое гонится за мыслями, и мыслями, которые приходят случайно. Как правило, наш ум занят вспоминанием прошлого, планированием будущего или фантазиями. Если мы обратим внимание на природу мышления, то мы осознаем, что всякий раз в нашем уме существует только одна мысль, которая сопровождается каким-то образом. Если мы попытаемся прекратить мышление, то убедимся, что это невозможно. Задача заключается в том, чтобы не вовлекаться в мысленный поток. Когда мы практикуем счёт дыханий, то обнаруживаем, что через какое-то время внимание переключается со счёта на размышления, и счёт происходит механично, по инерции, в то время как ум обдумывает очередной образ. В таком случае всё, что необходимо – снова сконцентрироваться на счёте.

При практике наблюдения за дыханием основной акцент должен быть на внимательности. Внимание и мышление – это разные категории. Вначале мы обращаем на что-то внимание, а затем включается наше мышление. По мере продвижения в практике периоды внимательности будут всё больше доминировать над периодами активного мышления.

Потеря интереса.

На начальном этапе практики многие ощущают эмоциональный подъём, причём по различным причинам. Как правило, это является следствием ощущения экзотичности и эксклюзивности практики, а также предвкушения каких-то особенных состояний. Через какое-то время этот подъём проходит. Практика становится обыденной, скучной и однообразной. Нет ожидаемой радикальной смены состояний, и практика превращается в пустое сидение. Это состояние переживают многие начинающие практикующие. Важно понимание того, что практика не может опираться на эмоциональное вдохновение. Длительные и регулярные занятия могут быть основаны только на подлинной заинтересованности в раскрытии своей истинной природы.

Потеря веры в достижение цели.

Как правило, подобные состояния испытывают продвинутые практикующие, имеющие определённый стаж в практике. Основанием для таких состояний являются неоправданные ожидания, ощущение сложности трансформации, большого объёма необходимых изменений, непредставимость конечного состояния. В таких случаях очень важна «внешняя поддержка» - общение с опытными практикующими и консультации наставника. Если нет такой возможности, можно сделать небольшой перерыв или перейти на более мягкий режим практики.

В любом случае, помните, что это естественный этап в практике. Более того, этот этап необходим – важно получить собственные ответы на любые возникающие сомнения. Как правило, этот этап означает переход с «внешних» мотивов в практике на «внутренние». В духовных традициях наставники даже рады тому, что ученик подошёл к «Великому шару сомнений».

Сомнения в методе.

Подобного рода сомнения возникают, как правило, у тех, кто находится в начале пути и его практика заключается в исследовании методов. Это очень важный этап, поскольку необходимо найти метод, которому вы будете легко и естественно следовать. Образно говоря, практикующий должен перепробовать всё до того, как начнётся углубление в какой-то из методов. Здесь необходимо полагаться на индивидуальные интуитивные ощущения.

Сомнения в правильности выполнения техник.

Когда мы начинаем практику, мы не можем следовать всем деталям выполняемых техник. Поэтому вполне естественно обращаться к наставнику по всем возникающим вопросам. При этом старайтесь избегать крайностей: слишком детального изучения техники или небрежного отношения к инструкциям и советам наставника.

Боль в теле.

Наибольшие трудности на начальном этапе практики возникают из-за неспособности сохранять неподвижную позу. Возникает боль в ногах, спине, шее. Причиной этих ощущений являются процессы, происходящие в энергетическом теле. Если сильная боль мешает удерживать позу в течение 10-15 мин. или сильно отвлекает сознание от практики, попробуйте найти более удобное положение. Важно понимать, что боль является естественным признаком процесса изменения состояния энергетического тела. По мере продвижения в практике позы, которые вызывали дискомфорт, станут удобными. Для ускорения этого процесса рекомендуется использовать различные разминочные упражнения или специальные комплексы (наиболее эффективны асаны Хатха-йоги).Кроме того, работа с болью вырабатывает такие качества, как терпение и выносливость.

 

ВИШУДДХИМАГГА: КАРТА ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА

 

Учение изначального буддизма «Трипитака»(три корзины) содержит: Сутру – поучения Будды, Винаю – правила для монахов, и Абхидхарму – теорию Законов истины.

В пятом веке нашей эры монах Буддхагоша создал свое толкование той часть "Абхидхармы", которая посвящена медитации. Это "Вишуддхимагга", "Путь очищения". Буддхагоша объясняет, что конечное очищение должно пониматься как "ниббана" (то же, что на санскрите "нирвана") – пробужденное состояние сознания."Вишуддхимагга" веками служила частью устного учебника буддийской философии, который монахи во вдохновении заучивали наизусть и потом дословно перессказывали. Благодаря своей детальности и полноте "Вишуддхимагга" дает нам исчерпывающую картину отдельной точки зрения на медитацию. Как таковая, она создает хорошую почву для сравнения с другими видами медитации с целью их понимания.

"Вишуддхимагга" – эта традиционная книга рецептов по медитации. Она описывает путь идеального образца, который не обязательно должен соответствовать опыту конкретного человека. Но те, кто имеют опыт медитации, вероятнее всего увидят там много знакомого.

 

ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ

 

Практика начинается с того, что называется "шила" (добродетель, моральная чистота). Это систематическое культивирование добрых мыслей, слов и дел сосредотачивает усилия медитирующего для изменения его сознания во время медитации. Так, недобродетельные мысли – сексуальные фантазии или гнев – ведут к отвлечению внимания во время медитации. Для человека, серьезно относящегося к медитации, это – пустая трата времени. Психологическое очищение означает сокращение числа отвлекающих мыслей.

Процесс очищения представляет собой одну из трех главных частей в буддистской системе тренировок, а двумя другими являются "самадхи" (медитативная концентрация) и "пунна" (проницательность). Проницательность здесь понимается в специфическом смысле – имеется в виду "видеть вещи такими, какими они есть в действительности". Очищение, концентрация и проницательность тесно связаны. Усилия по очищению ума облегчают начальную концентрацию, а она развивает проницательность. С развитием концентрации либо проницательности чистота для медитирующего становится не чем-то таким, для достижения чего нужно напрягать волю, а легкой и естественной. Взаимодействие не является линейным, и развитие одной из этих трех способностей вызывает развитие и двух других. Развитие всех трех происходит не по прямой, а скорее по спирали. Хотя здесь мы описали их линейное взаимодействие, на самом деле существует сложная взаимосвязь в развитии у медитирующего чистоты, концентрации и проницательности. Это три грани одного и того же процесса.

Активное очищение в традиции "Вишуддхимагги" начинается с соблюдения кодексов поведения для мирян, неофитов (новообращенных) и монахов. Для мирян имеется пять предписаний: воздержание от убийства, воровства, внебрачных половых связей, лжи и опьяняющих напитков. Для неофитов этот список расширяется до десяти предписаний, а первые пять становятся более строгими. У монахов существует 227 предписаний и правил, которые регулируют каждую деталь повседневной монастырской жизни. Хотя практика чистоты меняется в зависимости от образа жизни, цель ее остается той же самой: она является необходимой подготовкой для медитации.

На одном и том же уровне существуют кодексы надлежащего социального поведения, но той чистоте, которая обуславливается их соблюдение, придается лишь второстепенное значение. Чистота понимается не только в обычном смысле внешней пристойности, но как склад ума, которым определяются соответствующие слова, действия и мысли. Так, например, "Вишуддхимагга" дает совет при возникновении похотливых мыслей немедленно пресекать их созерцанием своего тела и размышлением о его отвратительности. Это должно освободить медитирующего от стыда, вины и угрызений совести, точно так же как и от похоти. Поведение контролируют, потому что оно воздействует на ум. Акт очищение означает создание спокойного и подчиненного ума, и моральная чистота имеет значение только как чистота ума.

Поскольку целью очищения является ум, находящийся под контролем, обуздание чувств является частью процесса очищения. Средством для этого служит "сати", полнота внимания. При полноте внимания контроль над чувствами возникает через привычку просто наблюдать чувственные восприятия, не позволяя им возбуждать в уме цепочки мыслей и реагирования. При систематичности полнота внимания превращается в практику "випассаны" – видения вещей, как они есть. Ежедневная практика полноты внимания приводит медитирующего к отстраненности от его собственных мыслей и восприятий. Он становится посторонним наблюдателем потока своего сознания, привлекательность обычных состояний ума ослабевает и подготавливается путь к пробужденным состояниям сознания.

На начальных стадиях, прежде чем утвердиться в полноте внимания, медитирующего может отвлекать окружающая обстановка. В соответствии с этим "Вишуддхимагга" дает начинающему рекомендации по оптимальному стилю жизни. Он должен жить "честным трудом", чтобы источник его финансовой поддержки не вызывал опасения. Имущество должно быть сведено к минимуму. Трапеза должна быть умеренной – принятой пищи должно быть достаточно для поддержания физического здоровья, но его не должно клонить в сон после еды. Место его обитания должно быть уединенным и находиться в стороне от населенных пунктов. У домохозяев, которые не могут жить изолировано, должна быть комната для медитации. Следует избегать чрезмерного внимания к телу, но в случае заболевания нужно принимать определенные лекарства. Имея минимум имущества, жилище, пищу и лекарства, человек, практикующий медитацию, в дальнейшем должен добывать лишь то, что необходимо для его здоровья. При добывании этого он должен действовать без жадности, с тем чтобы даже его материальные нужды не были затронуты нечистотой.

Так как на состояние ума человека действует состояние людей, с которыми он сталкивается, серьезный ученик должен окружить себя людьми такого же образа мыслей, как и у него. У сангхи (общины), которая определяется в узком смысле, как те люди, которые достигли Нирваны, а в широком – как общность людей Пути, есть одно преимущество. Группа сосредоточенных, целеустремленных людей способствует медитации, а компания людей возбужденных, сбитых с толку и поглощенных мирскими заботами, мешает ей. Общение с возбужденными, мирски настроенными людьми не ведет к отрешенности, бесстрастию и спокойствию – качествам, которые ученик стремится культивировать, – подобно тому, как не приводит к этому и пустая болтовня на Пути. Буддой были перечислены как типично мирские и бесполезные разговоры: – о царях, ворах, министрах, армиях, голоде и войне; о еде, питье, одежде и жилье; о женщинах и вине, уличных сплетнях; о предках и о различных пустяках; разговоры о возникновении мира; разговоры о том, является ли какая-либо вещь тем или иным; и тому подобное разговоры.

На дальнейших стадиях медитирующий может обнаружить, что вещи, когда-то оказывавшие помощь, становятся препятствием."Вишуддхимагга" перечисляет 10 видов привязанностей, которые препятствуют прогрессу в медитации.

1. Постоянное место обитания – если содержание его в исправности доставляет хлопоты.

2. Семья, если ее благосостояния вызывает озабоченность.

3. Увеличение талантов и повышение репутации, что влечет за собой необходимость много времени проводить с последователями.

4. Занятость обучением и наставлением учеников.

5. Деятельность и планы "сделать что-либо".

6. Предстоящие поездки. Бродяжничество.

7. Поглощающие внимание нужды дорогих и близких людей.

8. Заболевание, требующее соответствующего лечения.

9. Теоретическое обучение, не сопровождающееся практикой.

10. Свехъестественные психические силы, достижение которых начинает увлекать больше, чем медитация.

Избавление от привязанностей такого рода освобождает человеку путь для медитации: таково "очищение" в смысле освобождения ума от всех беспокоящих вещей. Жизнь монаха предназначена для свободы такого рода; что же касается мирянина, то передышку на короткое время дает ему временное уединение.

Будда хвалит тех, кто следует такому образу жизни "ради умеренности, умиротворенности, простоты, отреченности", и в то же время критикует гордящихся своей практикой аскетизма и смотрящих сверху вниз на тех, кто этого не делает. В любом из аспектов тренировки духовная гордыня нарушает чистоту. Все, что приобретается аскетизмом, может быть утрачено из-за гордости. Цель очищения – это ум, не озабоченный внешними вещами, спокойный и готовый для медитации.

 

ВСТУПЛЕНИЕ НА ПУТЬ

 

Чистота – это психологическая основа для концентрации. Сущность концентрации состоит в неотвлекаемости, и очищение - это систематическое сокращение отвлекающих вещей. Работа медитирующего заключается в достижении собранности ума, его однонаправленности. Обычно поток мыслей беспорядочен и рассеян, а цель концентрации и медитации в том, чтобы сфокусировать поток мыслей сосредоточением ума на отдельном объекте, предмете медитации. На позднейших стадиях концентрации ум не только направляется на объект, но и проникает в него; полностью растворяясь в объекте, ум стремится достичь с ним единства. Когда это происходит, то такой объект становится единственной вещью в сознании медитирующего.

Любая вещь, на которую направляется внимание, может быть выбрана в качестве объекта концентрации, которая просто удерживает в фокусе какую-то одну точку. Но характер объекта медитации определенным образом влияет и на результат."Вишуддхимагга" рекомендует сорок объектов для концентрации:

• десять размышлений: об атрибутах Будды, учении, сангхе, спокойствии, своей собственной чистоте, своей терпимости, о божественных качествах в себе или о неизбежности смерти; созерцание 32 частей тела или входящего и выходящего дыхания.

• четыре возвышенных состояния: любовь и доброта; сострадание; радость от того, что счастливы другие; самообладание.

• четыре бесформенных созерцания: бесконечного пространства, бесконечного сознания, сферы пустоты и сферы "ни восприятия ни не-восприятия",

• четыре физических элемента: земля, воздух, огонь, вода как абстрактные силы: сила отталкивание, способность передвигаться, тепло и сила сцепления.

• десять "кашин" – окрашенных кругов, около 30 см. в окружности: земля, вода, огонь, воздух, темно-голубой, желтый, красный, белый, свет, и просто ограниченное пространство.

• десять "асубх": отвратительный гниющий труп, например, труп раздутый, обглоданный, кишащий червями, и т.п., включая скелет.

Каждый из этих объектов специфически влияет на природу, глубину и побочные продукты концентрации: медитация на трупе, например, сильно отличается от медитации на любви и доброте. Все эти объекты удобны для развития концентрации до глубины состояния Нирваны. Концентрация, вызванная объектами сложной природы, как например атрибутами Будды, менее сфокусирована, чем концентрация на отдельных объектах, например, на "кашина" земли, круге цвета глины. Помимо глубины концентрации, вызываемой разными объектами, медитация над каждым из них имеет различные побочные психологические эффекты. Например, медитация на любви и доброте имеет несколько результатов: человек спит и бодрствует в комфорте, он не видит плохих снов, он дорог всем существам, ум его легко концентрируется, у него безмятежное выражение лица.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: