ДОЧЕРИ КОРОЛЯ БАЛДУИНА II 1 глава




 

II. смерти Балдуина I большинство дворян желали иметь королем его брата, Эсташа Бульонского, женатого на дочери шотландского короля Малькольма и имевшею сыновей; но тот находился в Европе, а Балдуин де Ретель был рядом. Он был хорошо известен и мусульманам, которые называли его «малым вождем».

Влиятельный барон Жослен де Куртене, хотя и небескорыстно, сумел собрать большинство голосов в пользу де Ретеля. В благодарность тот передал ему в правление графство Одесское, на что Жослен и надеялся, интригуя в пользу кузена.

Балдуин II де Ретель, племянник Готфрида и Балдуина I, принадлежал к их кругу, хотя часть похода совершил не под лотарингскими знаменами. Став преемником Балдуина I на иерусалимском престоле, он приобрел не меньше заслуг, чем его предшественник.

Он происходил из Реймсской епархии и был старшим сыном графа Гуго де Ретеля и Мелисенды Монлери, знаменитой графини, у которой было так много сестер, что она оказалась теткой огромного числа племянников и племянниц. Соответственно ее дети были кузенами и кузинами большей части знати Франции.

Одна из сестер Балдуина, Магальда, была за владетелем Витри; другая, Годиерна, – вышла за благородного и могущественного Жербера де Херже и родила сына Манасию, который впоследствии сыграл видную роль в истории Иерусалимского королевства.

Балдуина описывают как мужчину красивой наружности, высокого роста, с привлекательным лицом свежего розового цвета, как то часто бывает у рыжих. В зрелые годы волосы у него стали редкие, с примесью седины. Бороду он носил длинную, спускающуюся на грудь; правда, отмечают хроники, она была довольно жидкая.

Балдуин искусно владел конем и оружием, отлично знал военное дело. Во всех своих предприятиях отличался предусмотрительностью и был удачлив. Он славился делами благочестия, был благороден и богобоязнен. К молитве усердствовал до того, что натер мозоли на руках и ногах от частых ударов в грудь и коленопреклонений. В делах государственных проявил деятельность и неутомимость.

Балдуин I и шампанские рыцари Гуго де Пейн и Жоффруа де Сен‑Омер положили начало рыцарскому братству, подчиняющемуся уставу религиозного ордена, но занимающемуся вооруженной защитой паломников. В день Рождества Христова в 1119 г. братья дали обет бедности и целомудрия, в чем торжественно поклялись иерусалимскому патриарху в церкви Гроба Господня. «Твердость отваги, святость тела» – эти слова стали их девизом.

Король уступил новому ордену замок в Иерусалиме, возле места, где, по преданию, находился храм Соломона, на южном склоне Храмовой горы. Поэтому их скоро стали называть бедными рыцарями Храма, или просто храмовниками (тамплиерами). Средневековый летописец Михаил Сириянин утверждает, что именно Балдуин II, прекрасно понимавший непрочность своей власти в Иерусалиме, настоял на том, чтобы Гуго де Пейн и его товарищи остались в сане рыцарей и не постригались в монахи, дабы они могли не только заниматься спасением душ, но и защищать иерусалимские окрестности от вражеских набегов.

Орден помогал соединению профессиональных военных навыков и религиозной идеи. Скоро европейские правители стали жаловать ордену щедрые пожертвования, что сделало его силой, с которой нельзя было не считаться.

Тамплиеры играли большую роль в политике Иерусалимского государства и много раз спасали его от гибели.

Таким образом, Балдуин Поспособствовал появлению высокоорганизованной и дисциплинированной тяжелой кавалерии, заметно превосходящей по мощи отряды, основанные на непостоянной личной преданности сеньору или состоящие из наемников.

Тамплиеры соперничали с госпитальерами – рыцарями ордена Святого Иоанна, образованного еще до Первого крестового похода для помощи занемогшим в Святой земле пилигримам. Оба рыцарских братства принимали самое непосредственное участие в жизни заморских латинских государств.

В 1121 г. король освободил на вечные времена граждан Иерусалима от пошлин, которые они платили при ввозе и вывозе товаров. Даже сирийские христиане – греки, армяне – и люди других наций, не исключая сарацин, получили право беспошлинного ввоза в святой город продовольствия. Такими мерами Балдуин хотел достичь постоянной обеспеченности города съестными припасами и, кроме того, увеличить численность его населения, о чем рьяно заботились еще его предшественники.

Его личная жизнь была безупречна.

В свое время, чтобы установить стабильность в регионе, примерно в 1101 г. он женился на Морфии, дочери наместника Мелитены Гавриила, армянина греческой ортодоксальной веры, взяв за ней огромное приданое. Однако этот брак, задуманный как политический, оказался союзом по любви. Балдуин пленил Морфию своей красотой и славой. Девушка страстно мечтала, чтобы ее отдали за него. Женившись, Балдуин нашел в супруге все, что было приятно его душе, и был верен ей всю жизнь.

От брака Балдуина и Морфии родились четыре дочери: Мелисенда, Алиса, Годьерна и Иветта.

Даже став королем Иерусалима, Балдуин не покинул Морфию, несмотря на то, что она не родила ему сына‑наследника. Он воздал ей величайшую почесть: в 1120 г. короновал супругу короной Иерусалимского королевства. А королева, обретя в браке понимание, душевное тепло и благородную верность, сумела научить своих дочерей преданно любить и всецело поддерживать друг друга в трудные минуты.

Местные жители, как мусульмане, так и христиане‑греки, с презрением относились к европейцам, нечесаным и немытым, не имеющим представления о комфорте, питающихся «лишь чесноком да горчицей». Мытье в бане доставляло восточным людям особое удовольствие. Кроме того, баня расценивалась как лечебное средство. Под влиянием Морфии, ее родных и близких Балдуин быстро приспособился к местным обычаям: носил восточный кафтан, ел разнообразные яства, сидя на ковре, и с охотой пользовался баней.

Но свойственная северянам грубоватая хитрость подвигла его сыграть с тестем довольно злую шутку. Согласно известному историческому анекдоту, Балдуин, нуждаясь в средствах для содержания войска, убедил Гавриила, что поклялся своим людям сбрить бороду, если не сумеет найти денег им на жалование. Ужаснувшись перспективе иметь безбородого зятя, что в те времена на Востоке считалось признаком отсутствия мужественности или извращения, Гавриил вручил Балдуину требуемую сумму, попросив, однако, в дальнейшем быть более осмотрительным в обещаниях.

Балдуин был хорошим воином, но однажды военное счастье изменило ему. Спасая из заточения Жослена де Куртене и его двоюродного брата Галерана, он попал в плен к Балаку, князю парфян. Нашлось 50 безрассудно смелых рыцарей, армян по происхождению, которые вызвались освободить Балдуина. Легко догадаться, что их порыв вдохновляли верная Морфия и ее родня.

Миссия смельчаков началась успешно – они сумели освободить пленников. Но тут же крепость была окружена разъяренными сарацинами. Герои‑армяне погибли после зверских истязаний, а Балдуина перевезли в сильно укрепленную крепость Харан.

Во время отсутствия Балдуина королевством правил коннетабль королевства Эсташ Гранье, граф Сидона и Кесарей, который разбил египетский флот и мусульманскую армию.

Палестинский климат был жесток к северянам – в том же 1124 г. Эсташ Гранье умер. Его смерть поставила Иерусалимское государство в сложное положение стада без пастыря. Королева Морфия не имела ни амбиций, ни талантов правительницы. К счастью, баронами королевства регентом на место Эсаша был избран владетель Тивериады Гийом Бурис, а из Европы на помощь христианам прибыл венецианский флот.

Балдуин находился в заточении, когда был взят Тир, и жестоко страдал от мук уязвленного самолюбия: вся слава досталась другим, а он ничем себя не проявил.

Узнав о разладе между мусульманами, король повел переговоры о возможности своего выкупа, и после долгих совещаний эмир Тимурташ отпустил его на свободу. Условием освобождения была выплата крупной суммы денег и передача мусульманам четырех антиохийских крепостей близ Халеба. Денег, естественно, не было.

Почти обезумев от тревоги за жизнь любимого мужа, Морфия решилась на отчаянный шаг: предложила мусульманам в заложницы свою младшую дочь в обмен на свободу Балдуина. Маленькая принцесса, в то время как у королевской четы имелись еще три старшие дочери, для сарацин не представляла ценности. Однако из уважения к иерусалимской королеве мусульмане пошли ей навстречу. Три года Иветта провела в сарацинском плену, пока ожесточенный Балдуин выколачивал из своих и чужих деньги, необходимые для ее выкупа.

Вернувшись в Иерусалим, король стремился загладить военной славой воспоминания о своих неудачах и приобрести доверие подданных. Предводительствуя в битвах, Балдуин освободил Антиохию от опустошавших ее врагов и был избран правителем, но отклонил эту честь; в другой раз он преследовал мусульманскую армию до самых стен Дамаска. В 1124 г. Балдуин осадил город Алеппо; в 1125 г. разгромил армию сарацин в сражении при Айзазао и совершил несколько рейдов на земли, подвластные эмиру Дамаска. Казалось, взятие самого Дамаска не за горами – еще одно усилие, и этот богатейший город падет.

Находясь в таком выгодном положении, он мог помышлять о хорошем супруге для той из своих дочерей, которую он избрал наследницей иерусалимской короны. Он стремился, хотя, как показало время, безуспешно, через браки иерусалимских принцесс связать отдельные Государства крестоносцев более тесными дружественными отношениями.

Граф и графиня эдесские уже имели троих дочерей, когда Балдуин стал вторым иерусалимским королем этого имени. Но как же необходим был сын, наследник! Балдуин и Морфия сделали еще одну попытку – и снова родилась девочка, Иветта.

После рождения четвертой принцессы Балдуин стал готовить к тяготам правления свою первородную дочь, тем более, что она имела все задатки правителя.

В те времена, пока муж воевал или держал совет со своим сеньором, управление владениями и семейными делами знатных фамилий обычно ложилось на его супругу. В графском роду де Ретель женщины отлично справлялись со своими хозяйственными обязанностями. Они пользовались высоким авторитетом, обладали здравым смыслом и решимостью, отличались твердостью характера.

По‑видимому, Балдуин II увидел, что всеми этими качествами сполна наделена его старшая дочь Мелисенда, получившая имя в честь своей знаменитой бабушки по отцу. Но принцесса отличалась не только патриархальными добродетелями, что с гордостью сознавал король. Ее ум созрел для важных начинаний, мысль двигалась извилистыми путями, интуиция давала действиям верное направление, расчетливость смиряла душевные порывы.

Одно было плохо: дама даже самых замечательных достоинств не мота повести рыцарей на войну, а Иерусалимское королевство не только со всех сторон было окружено агрессивными врагами, но и само стремилось к завоеваниям. Принцессе следовало подыскать супруга. Мужем наследницы должен был стать воин, вождь, человек особого калибра. Поэтому Балдуин не спешил выдавать Мелисенду замуж, хотя для второй дочери, Алисы, период девичества закончился на несколько лет раньше – политические интересы заставили ее покинуть родительский дом и перебраться к мужу в Антиохию.

В 1127 г. Балдуин отправил посольство с дипломатической миссией в Западную Европу: с согласия баронов он задумал предложить жениться на Мелисенде, стать законным наследником иерусалимского трона и возглавить запланированный вооруженный поход на Дамаск графу Анжуйскому Фулько V.

Посол Балдуина, магистр ордена тамплиеров Гуго де Пейн, в апреле 1128 г. прибыл к Фулько в его столицу Лe‑Манс. Он присутствовал на свадьбе сына Фулько, Жоффруа Красивого, вступившего в брак с дочерью Генриха I Английского Матильдой.

Фулько Анжуйский, родившийся в 1092 г., сын Фулько Глотки, (Грубого) и Бертрады де Монфор, правил одной из самых значительных франкских сеньорий и, как многие князья, происходил напрямую от Карла Великого – был его потомком в 14‑м поколении. К сожалению, согласно пуатевинским легендам, его родословную подпортила злая волшебница Мелузина. «Женщина удивительной красоты, но неведомой (очевидно, демонской) породы», как впоследствии, бахвалясь своим происхождением, утверждал правнук Фулько, Ричард Львиное Сердце, Один из предков анжуйских графов долго не догадывался, с кем ему выпало связать жизнь, но, встревоженный ночными отлучками супруги, однажды ее выследил и был неприятно поражен, когда она у него на тазах превратилась в змею. Она исчезла при появлении Святых Даров вместе с двумя своими детьми, а от двух других и произошли могущественные графы Анжуйские. Этих сеньоров за их необузданный нрав называли «дьявольским семенем» и верили, что в них есть нечто инфернальное. Действительно, анжуйские принцы славились бешеной переменчивостью нрава и приступами темного гнева. История рода Анжу изобиловала изменами, предательствами, братоубийственными войнами и кровосмешениями. Надо заметить, что Фулько V являл собой счастливое исключение и в подобных мерзостях замечен не был.

Мать Фулько сбежала от мужа и стала морганатической супругой короля Филиппа I Французского. Так что их дочь, Сесиль, незаконный отпрыск французского королевского дома, отданная в жены Танкреду, а после его смерти – Понсу Триполийскому, приходилась Фулько сводной сестрой.

В это время Фулько разменял четвертый десяток. Лишившись супруги своей Эрембурж, дочери Эли, графа Мэнского, «развратной и злобной красавицы», Фулько не долго колебался. Он переженил сыновей, выдал замуж дочерей, и, дав им свое родительское благословение, передал родовое графство наследнику[1].

Устроив дела, он отправился в Святую землю добывать себе королевскую корону.

На своей французской родине он развился в храброго и разумного человека, но и заморским франкам был хорошо известен, так как уже в 1120 г. принимал участие в Крестовом походе и тем самым доказал свой интерес к Святой земле. В 1124 г. он надолго поселился в Сирии и, таким образом, мог в течение этих трех лет подготовиться к почетной и ответственной обязанности правителя Иерусалимского королевства.

Многие современные исследователи считают очевидным, что Фулько Анжуйский принадлежал к ордену тамплиеров и был его ставленником. Таким способом орден стремился обрести всю полноту власти в Заморье.

Мелисенда родилась, скорее всего, в 1107/08 г. в Эдессе. Она не жила в заточении, подобно мусульманским женщинам. Принцесса получила образование как дочь знатного вельможи. Во всяком случае, она знала армянский язык, язык своей матери, французский – язык отца, латынь, с которой познакомилась через Библию и труды отцов церкви, и, надо полагать, греческий и арабский. Что было совершенно нехарактерно для женщины, она умела писать и читать. Несомненно, образование Мелисенды включало в себя то, что именовали семью свободными искусствами, то есть круг знаний своего времени с четырьмя отраслями естественных наук: арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией, – и тремя духовными науками: грамматикой, риторикой и диалектикой, причем все это было сильно разбавлено теологией.

 

 

Принцесса ценила искусство, посещала храмы и монастыри, являвшиеся в те годы средоточием книжной премудрости.

Как все знатные дамы, она владела конем – значит, могла управляться с седлом, уздой, стременами, путами, плетью, шпорами. Князь, рыцарь, то есть тяжело вооруженный всадник, имел сноровку в пользовании копьем, мечом, боевым топориком. Эти умения были для Мелисенды недоступны. Возможно, будь она женщиной богатырских габаритов, подобно Сигельгаите, супруге Роберта Гвискара, она овладела бы и этим искусством, однако девушка была высокой, но хрупкой и нежной. Наверняка она смогла бы ударить кинжалом, но лишь защищаясь, а не нападая.

Кровь холодного Севера, смешавшись с горячей кровью горцев‑армян, создала натуру тонкую, богатую и противоречивую. Властолюбие, сочетавшееся с запрятанной в глубине души, но упорно не желавшей смириться природной страстностью, привело к появлению не только фатальной женщины, но и к возникновению на политическом горизонте сильной и своеобразной фигуры.

Была ли она красива?

Источники (например, Гийом Тирский) лишь один раз упоминают о внешности Мелисенды, описывая ее старшего сына: красивым лицом и высоким ростом он походил на мать, но не был таким худощавым, как она. Но даже и этот, известный вниманием к деталям и личностным характеристикам, хронист не называет Мелисенду прекрасной, хотя щедро раздает такие эпитеты ее родственницам. Впрочем, все современники отмечали изящество и грацию принцессы, ее истинно королевское величие и непобедимое очарование.

В детстве Мелисенда дружила с мальчиком Гуго. Он был сыном Гуго I де Пюизе, первого барона Франции, возглавившего оппозицию Людовику VI Толстому и стремившегося помешать его коронации. Но партия мятежников потерпела поражение. Король повелел разрушить Ле Пюизе, родовое гнездо непокорного вассала, и навсегда лишил Гуго I фьефа на своей земле.

Изгнанник вместе с женой, благородной Мабель, и маленьким сыном отправился в Эдессу. Тогда ею правил Балдуин дю Бург, приходившийся де Пюизе двоюродным братом. Гуго I стал его верным сподвижником и отважно, не щадя жизни, бился за своего нового сеньора и родича. Его самоотверженность была вознаграждена. когда бароны призвали Балдуина на иерусалимский престол, тот дал в лен своему кузену богатую Яффу.

Здоровье Гуго I оказалось сильно подорванным из‑за невзгод на родине, тяжелого путешествия и губительной перемены климата; боевые действия в непривычных условиях требовали напряжения всех сил. Он скоро умер, и жена пережила его ненадолго. По‑видимому, Балдуин II высоко оценил заслуги Гуго, поскольку передал его владения не какому‑нибудь нужному человеку, а малолетнему наследнику. О нем позаботились, и после смерти родителей отправили для поправки здоровья в Апулию, где ему покровительствовал Рожер II.

В шестнадцать лет Гуго вернулся в Святую землю, чтобы получить наследство своего отца – Яффу. Король и патриарх приняли участие в судьбе молодого человека и устроили ему выгодный брак с Эммой, вдовой храброго Эсташа Гарнье, владетеля Кесарей и Сидона. Заключив этот союз, Гуго стал одним из самых влиятельных баронов Заморья, а кроме того – отчимом двух подростков, почти своих ровесников.

Встретившись при иерусалимском дворе с Мелисендой, он без памяти влюбился в утонченную грациозную девушку, которая и сама не желала скрывать нежные чувства к товарищу былых детских игр. Но о том, чтобы им соединиться, не могло идти речи: они были троюродными братом и сестрой, а церковь, опасаясь вырождения потомства, запрещала браки в такой степени родства. Кроме того, супруга Гуго, Эмма, приходилась племянницей патриарху Арнульфу, который стоял на страже интересов родственницы.

Сначала молодые люди не вполне осознавали природу своих чувств, считая их естественной родственной привязанностью. Они постоянно искали общества друг друга, не пряча взаимного влечения, выделяя один другого в повседневной жизни и среди придворных развлечений. Но открытое осуждение родных и противодействие окружающих их сближению заставило влюбленных скрывать свои чувства под показным равнодушием и встречаться тайно, то среди величественных колонн дворца, то в садах, в тени серебристых олив и смолистых сосен. Опасность и таинственность придавала еще большую остроту ощущениям. Страсть сжигала их, но Мелисенда берегла невинность, чтобы не покрыть позором дом своего отца. Кроме чести на карту ставилось и большее – власть. Черствые и набожные французы и так неохотно соглашались на передачу престола женщине – во всяком случае, ее репутация должна была быть безупречной.

В этот момент и прибыл европейский жених.

Ему уже было под сорок. Невысокому толстоватому мужчине средних лет с рыжими неухоженными волосами и бородой трудно было конкурировать с молодым красавцем, уже приобретшим изысканные восточные манеры и привычку знатных мусульман холить собственное тело. Однако прагматичный ум принцессы заглушил безответственные требования любви. Умение оценивать и направлять свои чувства сослужило ей добрую службу. Мелисенда, хотя и охваченная страстью к Гуго, видела перед собой самую важную цель своей жизни: корону Иерусалимского королевства. Поэтому она безропотно согласилась на политический союз, полезность которого отлично сознавала умом. Бракосочетание состоялось в последних числах мая 1129 г.

В приданое отец дал ей, как и было условлено с женихом, два города: Тир и Акру, которые приносили Фулько титул графа.

Теперь Мелисенда находилась под защитой не только отца, который был всего‑навсего выборным королем, но и передавала знатному мужу, призванному всеми баронами королевства, власть, полученную по наследству. Ее положение упрочилось.

Однако, несмотря на свершившийся брак, романтические отношения с Гуго продолжались и, по‑видимому, перестали быть платоническими.

Современники отмечали пикантность ситуации и подозревали, что вместо законного мужа Мелисенда выбрала в отцы своему сыну Гуго де Пюизе.

Осенью 1126 или 1127 г. Балдуин II лишился любимой супруги Морфии; она умерла от тяжелой болезни и была погребена в аббатстве Святой Марии, основанной крестоносцами в Иософатской долине. Королю не с кем было поделиться беспокойством за дочерей и душевными переживаниями, которые подтачивали его здоровье. Тревожила не только Мелисенда, проявлявшая неосмотрительность и своеволие. Вторая, Алиса, овдовела и куролесила в Антиохии, а третья, Годисрна, готовилась к отъезду в Триполи, чтобы вступить в брак с Раймундом Сен‑Жилем и стать графиней Триполийской.

Балдуин II умер в конце августа 1131 г. В последний час он велел «перенести себя к Гробнице Иисуса Христа и тут же скончался на руках дочери своей Мелисенды и зятя Фулько».

Восемнадцать лет он был графом Эдесским, двенадцать лет – королем иерусалимским; два раза – военнопленным и семь лет провел в оковах. Этот правитель отличался храбростью, но злая судьба не допустила его полностью проявить свои способности в славных событиях, ознаменовавших его царствование.

Три недели спустя, в праздник Вознесения, Мелисенда и Фулько были коронованы в храме Святого Гроба.

В начале своего царствования Фулько был занят основанием дружественного союза с Дамаском, затем наведением порядка в княжестве Антиохийском. Сын Боэмунда, прибывший из Италии для получения наследия отца, сначала вынужден был вступить в борьбу с Жосленом де Куртене, а затем погиб в столкновении с турками в Киликии. Фулько Анжуйский положил конец бедственным несогласиям, выдав дочь Боэмунда, 7‑летнюю Констанцу, в обход интересов ее матери, за Раймунда Пуатье. Это шло вразрез с планами и намерениями Мелисенды. Она считала пуатевинский брак чисто семейным делом и интриговала в пользу своей сестры Алисы.

Около 1132 г. вокруг Гуго де Пюизе стали собираться недовольные правительством. На его сторону встал такой могущественный барон, как Роман де II.и, правитель Трансиордании. Возможно, многих баронов привлекала действительная или мнимая роль Мелисенды в подготовке свержения нелюбимого мужа. Она выполнила свой долг перед государством, родила законного, признанного всеми наследника. По французским законам отцом ребенка в любом случае считался муж матери. После появления наследника необходимость в присутствии Фулько отпала.

Сыновья Эммы были достаточно взрослыми. Не требовалось особой проницательности, чтобы понимать происходящее и осознавать, какая незавидная участь уготована их матери. Гнев и оскорбленное самолюбие толкали их на решительные поступки. Старший, Готье, сеньор Цезареи, вызвал отчима на Божий суд – смертельный поединок. Не рисковать столь дорогой для нее жизнью заклинала Гуго его возлюбленная королева. Но и законная супруга, оказавшись перед выбором – потерять мужа или сына – умоляла Гуго отказаться от схватки. Сам же любовник Мелисенды страшился Божьей кары за свой грех.

Так или иначе, но Гуго от поединка уклонился.

Это было неслыханным поступком в рыцарской среде. Обвиненный в трусости, Гуго подвергся всеобщему презрению и, не зная, как поступить, решил обратиться за помощью к мусульманам. Этих не надо было просить дважды: они сразу же бросились опустошать окрестности Яффы и Зарона. Тут от Гуго, ставшего жертвой обстоятельств, отвернулся даже главнейший из его вассалов, коннетабль его собственного двора Балиан Ибелин.

Гуго, который не отличался ни силой характера, ни выдающимся умом, не имел и коварства. Он помчался в Иерусалим, где покаялся во всем перед Фулько, умоляя о прощении.

Фулько делал вид, что не прислушивается к сплетням по поводу романа жены и своего вассала и родича. На самом деле он бешено ее ревновал. Но, будучи человеком мудрым, король полагал, что пытаться силой заставить жену разлюбить соперника – напрасный труд. С другой стороны, он понимал, что выполнил то, для чего был призван, – дал наследнику иерусалимской короны свою кровь или свое имя. Его положение принца‑консорта становилось неустойчивым, и обострять отношения с супругой не стоило. В то же время разногласия между христианами – сторонниками и противниками Гуго – будут только на руку мусульманам. Он простил покаявшегося юношу и наказал его только тремя годами ссылки.

Впрочем, у короля Фулько (как указывает Гийом Тирский) была любопытная особенность, которая, возможно, и объясняла его неожиданную терпимость. «Он имел необыкновенно слабую и сбивчивую память, а потому не мог удержать в голове даже имен своих домашних, и весьма немногих узнавал по чертам лица; таким образом, ему случалось кому‑нибудь оказывать всевозможные почести и доверчиво с ним беседовать, а потом, встретив его нечаянно, спрашивать, что это за человек. Это обстоятельство приводило в затруднение многих». Не исключено, что он просто страдал от начальной стадии болезни Альцгеймера или от последствий перенесенного на ногах инсульта.

Но это не мешало королю втайне стремиться докопаться до корней заговора и выявить в нем действительную роль королевы. Фулько приказал пытать приближенных Мелисенды. Рассказывали, что он повелел сажать подозреваемых на огромный вертел, специально изготовленный ромейским умельцем, и поджаривать на медленном огне.

Мелисенда не простила; все оставшиеся годы жизни Фулько носил под платьем тонкую прочную кольчугу, боясь удара кинжалом в спину.

Когда Гуго покидал город, на него было совершено коварное нападение. Он получил колотые раны в шею и голову, как думали – смертельные.

Это покушение бросало тень на Фулько. Он, не мешкая, приказал схватить нападавшего, некоего бретонского рыцаря. Бретонца прилюдно подвергли страшной пытке: сначала отрубили одну ногу и тотчас залили рану кипящей смолой; затем то же самое проделали с остальными конечностями, но несчастный клялся, что действовал по собственному побуждению.

Гуго выжил, но остался калекой. Клинок убийцы серьезно задел шейные позвонки. Он отправился в изгнание, едва только смог передвигаться. При дворе Рожера Сицилийского он получил богатый удел, но вступить во владение им не успел, так как умер вскоре после того, как приехал в свой новый замок Горгано.

Не сразу из‑за несовершенства тогдашних средств связи дошла эта весть до Мелисенды, но время мало смягчило ее горе. Однако королева стойко несла свой крест и выполняла долг супруги: она родила еще одного сына, Амори, отцом которого уже точно был Фулько Анжуйский.

Новое противостояние между Мелисендой и Фулько в 1140‑е н. практически поставило страну перед угрозой гражданской войны. Только усилия приближенных и духовенства смогли предотвратить самое страшное – распад Иерусалимского королевства.

Единственным важным событием в царствование Фулько Анжуйского было завоевание Панеады в Антиливане.

Приходилось признать, что анжуйский брак не оправдал возлагавшиеся на него надежды. Король и королева постоянно оспаривали друг у друга власть и временами имели разные правительства. Как государь Фулько оказался слабым и плачевно зависимым от своей супруги.

В ноябре 1143 г. король Фулько «после охоты на зайца во время быстрой езды перед воротами Акры упал вместе с лошадью так неудачно, что седло размозжило ему голову. Скоро после этого Фулько испустил дух».

Король, израсходовавший весь ныл молодости, не отличавшийся деятельностью и энергией, строил крепости вместо того, чтобы собирать войска; во время его царствования воинственный дух христиан уступил место духу раздоров. Как отмечал Ж.‑Ф. Мишо, вступив в управление государством, Фулько нашел его сильным и могущественным; умирая, он оставил христианские колонии на пути к разрушению. Но крестоносцам его смерть казалась ужасным бедствием, поскольку сыновья его, Балдуин и Амори, были еще малы.

Бароны настояли на немедленной коронации 13‑летнего Балдуина. Вместе с сыном была коронована и Мелисенда, и фактически именно она управляла государством. Свои указы и распоряжения она подписывала Dei gratia Jcrusolimorus, что означало «милостью Божьей королева Иерусалима».

Как современников Мелисенды, так и более поздних историков поражала эта «воистину незаурядная женщина, которая более тридцати лет обладала всей полнотой власти в Иерусалимском королевстве, создав прецедент пребывания женщин на государственном посту». Гийом Тирский замечал, что это «была очень мудрая женщина, искушенная почти во всех областях государственной жизни, которая успешно преодолевала все недостатки, связанные с ее полом, и бралась за самые ответственные дела. Она столь умело управляла королевством, что в этом смысле ее можно смело приравнять к предшественникам на троне, и пока сын следовал ее советам, народ наслаждался полным спокойствием, и дела шли в наилучшем порядке».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: