ДОЧЕРИ КОРОЛЯ БАЛДУИНА II 3 глава




В таких сложных обстоятельствах дальнейших военных действий не последовало, но интриги достигли апогея.

29 августа 1137 г. Иоанн Комнин, пройдя через перевалы черных гор, носивших название Сирийские ворота, вторгся в пределы Антиохийского княжества и стал лагерем на берегу Оронта. Ощущая слабость своей дружины, Раймунд надеялся решить дело дипломатическим путем. Он просил у императора должность викария, то есть наместника Антиохии, признавая ленную зависимость княжества от Византии. Но Иоанн настаивал на безоговорочной сдаче. Раймунд затягивал переговоры, умоляя дать ему собраться с мыслями, а сам тем временем слал гонцов к королю Фулько за советом и помощью.

Совет из Иерусалима оказался вовсе не таким, на какой рассчитывал князь: принять условия императора. Современники видели в этом влияние Мелисенды, не простившей Раймунду оскорбления, нанесенного ее сестре.

По смерти Иоанна его наследник Мануил послал сухопутное войско и флот под начальством самых испытанных полководцев своего отца против Антиохии. В Киликии и на антиохийском берегу дело дошло до кровопролитных битв, которые, несмотря на отдельные успехи, наконец так ослабили князя Раймунда, что он для предупреждения худших последствий сам отправился в Константинополь и глубоко смирился перед Мануилом. Но был помилован только тогда, когда попросил прощения у гробницы императора Иоанна и возобновил ленную присягу как вассал Византийской империи.

Еще при жизни Иоанна возник проект брачного союза Мануила и свояченицы германского императора Конрада, Берты Зульцбахской. Конрад горячо ратовал за такой союз. Берта прибыла с визитом в Византию, но, кажется, не понравилась наследнику. «Знакомство с немецкой принцессой не разожгло в нем пыла». Однако через 4 года, которые несчастная девушка провела в Константинополе, всеми забытая, он вернулся к этой мысли, и в 1146 г. женился на Берте, заставив ее сменить свое немецкое имя на греческое – Ирина. Это был чисто политический брак. Императора, который был очень молод, супруга не привлекала. Она «больше заботилась об украшении своей души, а не своего тела; отвергая пудру, краску и все украшения, созданные человеческими руками, она признавала только серьезную красоту, которая происходит от блеска добродетели», – объяснял холодность Мануила греческий историк Никита Хониат. Тем не менее император воздавал Ирине великие почести и предоставлял все средства для того, чтобы вызывать уважение народа. Сам же предавался празднику чувств со своей прекрасной племянницей Феодорой.

Совсем не так удачно все устроилось у Алисы.

После брака дочери вдовствующая княгиня Антиохийская стала всем неудобной докучливой просительницей. Тяжелая ненависть к обманувшему ее ожидания Раймунду утомляла окружающих. Поддержку, и то более моральную, она получала лишь от сестер, которые всегда были на ее стороне. Но в 1152 г. не стало Годиерны, а в 1161‑м – Мелисенды.

Насильственно удаленная в свой вдовий удел стараниями Раймунда, опасавшегося грозной тещи, она угасала на глазах. Пустые вялые дни тяготили и приносили только разочарование.

Умерла Алиса в изгнании, умерла «от разбитого сердца», став настолько незначительной фигурой, никому не нужной и обременительной, что даже год ее смерти неизвестен.

В память о подвигах Раймунда Тулузского, графа Сен‑Жильского, который так и не смог завоевать Триполи (он назывался графом Триполийским, поскольку занял все окрестности, но умер, не успев взять город), богатая Триполийская область была возведена в ранг графства и стала наследственной в его доме.

Он первый из латинских правителей склонился на сторону византийского императора, и греки всегда оставались его верными союзниками.

Богатство Триполи, города предприимчивого и активного, было притчей во языцех, так же как искусство торговли его арабско‑еврейского населения.

Триполийская область славилась своими природными богатствами, лесами из пальмовых, апельсиновых и гранатовых деревьев, а также искусными ремесленниками. Но завоеватели опустошили поля и вырубили сады, мастеров убили, а знаменитую триполийскую библиотеку – памятник духовной жизни турок, персов, египтян и греков – сожгли. Теперь Триполи стал христианским и оставался в руках европейцев на протяжении следующих 180 лет.

Благодатная природа скоро залечила свои раны и снова расцвела. Эта волшебная страна, этот ближневосточный рай, где гибли люди, рушились стены и пылали страсти, недаром так полюбилась Раймунду Тулузскому: она напоминала ему родные края, цветущий и благоухающий Лангедок. Сирийские города Триполи, Арадос, Порфирион, Сидон и Тир стали провансальскими Тулузой, Каркассоном, Альби, Давором и Фуа в миниатюре.

Уже довольно пожилой человек, Раймунд умер в июне 1105 г Наследовал графу его двоюродный племянник Гильом‑Жордан, граф Серданский. Он продолжал его политику дружбы с Византией.

Сыновья Раймунда поделили между собой отцовское наследство. Альфонс, родившийся в Святой земле, отправился на родину предков, в Европу. Он носил титул графа Тулузского, маркграфа Прованса и герцога Нарбоннского. Бертрану, появившемуся на свет в Тулузе, напротив, предназначался Триполи. Регент, Гильом Серданский, сначала берег наследство для него, пока тот не вошел в возраст. Однако постепенно Гильом стал рассматривать Триполийскую область как свою собственность.

В 1108 г. Бертран отправился на Восток, чтобы заявить о своих правах на отцово наследство. Он вел 40 галер с 400 провансальскими рыцарями, а также генуэзские корабли. II. дороге он попытался привлечь на свою сторону Танкреда, правившего в то время Антиохией, по не нашел взаимопонимания. Тем не менее Бертран двинулся к Триполи, где провансальцы из окружения регента, любившие его отца, перешли на сторону сына. Бертрана поддерживали Балдуин I и Балдуин де Бург, а Гильома‑Жордана – Танкред.

Триполийскую область решили поделить между двумя князьями. Южная часть вместе с Триполи (когда тот будет взят) отходила к Бертрану; северная, с центром в Тортозе и Аркасе – к Гильому‑Иордану.

Граф Серданский вскоре погиб в стычке с оруженосцами. Латинские хроники, обычно столь многословные, так осторожно рассказывают об этом эпизоде, что невольно возникает мысль о подготовленном покушении.

Бертран поспешил захватить северную часть графства, а потом овладеть городом. Наконец‑то графу Бертрану удалось взять Триполи! Сбылась мечта его отца, и государство Триполи обрело свои территориальные границы.

Владения графов Триполи были окружены землями курдов и туркменов. Кроме того, между Триполи и Тортозой образовалась колония исмаилитов, или ассасипов. Ими управлял вождь, которого латиняне называли «Старец Горы». Хотя под его властью находилось не более 60 тысяч человек, власть вождя была безгранична. Специально обученные телохранители, федаи, слепо подчинялись воле Старца и должны были убивать всех, на кого им будет указано. Для них не существовало ни страха, ни препятствий; намеченную жертву они отыскивали и в толпе, и во дворце, и на поле брани. Однако они ненавидели не христиан, с которыми часто вступали в союзные отношения, а своих единоверцев‑турок, не разделявших их религиозных воззрений.

В такие края, опасные и завораживающие, похожие на сказочный сон, отправилась к мужу третья дочь Балдуина При Морфии Армянской, получившая свое имя в честь тетки, Годиерны де Ретель. Она была выдана замуж за графа Триполи Раймунда II.

Его отец II.нс Триполийский, побочный представитель Сен‑Жильской династии, был примечательным человеком, прославившимся во время осады Тира, когда его прибытие со значительной дружиной удвоило силы нападавших и способствовало сдаче города.

Страстному поклоннику смелых предприятий, храброму воину и верному другу Понсу, на смертном одре Танкред завещал свою супругу Сесиль, дочь короля Франции Филиппа I от его не признанного Римом брака. Так что Раймунд не мог похвастать таким высоким происхождением, как его законные родственники. Однако в его жилах текла не только кровь гордых графов Тулузских, Французского и Арагонского королевских домов, но и российских Рюриковичей, поскольку его прабабкой была Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Раймунд II унаследовал отвагу отца и был храбрым солдатом. Другие латинские правители всегда могли положиться на его твердую руку и острый меч. Но он вел и собственную политику. В отличие от правителей Иерусалима, более склонявшихся к тамплиерам, Раймунд поддерживал госпитальеров и пожаловал им мощную крепость Крак де Шевалье.

Однако Триполи вовсе не упало в руки Раймунда II как дар небес.

На княжество Триполийское с преимущественным правом претендовал граф Тулузский Альфонс‑Жордан, старший родственник Раймунда. Он, младший сын Раймунда I Сен‑Жильского, знаменитейшего вождя провансальских пилигримов Первого крестового похода, родился на Востоке, куда его отец и мать, Эльвира Кастильская, отправились, вдохновляемые призывом Алексея Комнина. Граф и графиня потеряли в Святой земле своего маленького сына Алонсо, который не смог перенести сирийскую жару, но близ реки Иордан в замке Мон‑Пелерен Эльвира родила второго сына, названного в честь покойного брата и места своего рождения.

 

 

Альфонс‑Жордан происходил от законного брака, признанного церковью, тогда как Бертран был сыном графа от его первой жены, Матильды Сицилийской, брак с которой был признан близкородственным и потому недействительным.

Памятуя о печальной судьбе его брата, младенца увезли из Сирии и воспитывали в Лангедоке. Во время Второго крестового похода он уже был зрелым мужчиной – ему исполнилось 45 лет – и вполне сознательно принял крест в Везеле вместе с Людовиком VII. Он прибыл в Акру с большой свитой, супругой Эллой Бургундской и своими детьми, намереваясь вступить во владение наследством отца. Однако на пути из Акры в Иерусалим Альфонс‑Жордан внезапно скончался в Цезарее, где собрались вся знать франкского Заморья – как все полагали, от яда.

Его дочь, Индия Тулузская, похоронила отца в Мон‑Пелерин, между морем и Ливаном, рядом с его знаменитым отцом и матерью[3].

Подозрение в отравлении Альфонса‑Жордана пало, в частности, на Балдуина III, который, как полагали, страшась за свою корону, велел отправить могущественного графа Тулузского на тот свет. Но большинство современников считало отравительницей Годьерну де Ретель, действовавшую якобы с согласия, если не по прямому наущению своей сестры королевы Мелисенды. Она одним ловким ударом отводила опасность от иерусалимского трона и от престола Триполи.

Так что, если подозрения были справедливы, Годьерна могла считать, что немало потрудилась для укрепления на Востоке власти этой ветви Сен‑Жильского дома.

Сын Альфонса‑Жордана Бертран после смерти отца, пылая праведной местью, укрепился в одном триполийском замке, но здесь на него напал Нуретдин, как все думали, побуждаемый графом Раймундом, и взял в плен.

Еще один сын Альфонса‑Жордана, Раймон, умер в Палестине в возрасте 10 лет.

Но не зря считается, что недобрые дела влекут несчастья. Брак Годиерны и Раймунда, хотя и дал двоих детей, сына и дочь, не стал счастливым. Супруги постоянно ссорились, дело доходило до настоящей вражды. Причем по туманным намекам источников можно предположить, что современники считали виновницей несогласий Годиерну. Ее упрекали в том, что она слишком любила пиры и развлечения, чрезмерно увлекалась сладкой восточной жизнью, погрязла в грехах и многочисленных изменах мужу с людьми самого низкого происхождения. Доходило до того, что ее детей называли «прижитыми неизвестно от кого».

Три года спустя после цезарийских событий граф почувствовал, что чаша его терпения переполнена. Он решил указать жене надлежащее место и запер Годиерну в ее покоях, лишив возможности общаться даже со слугами мужского пола.

Графиня была не из покладистых. Она напомнила мужу‑тирану, что оп женат на иерусалимской принцессе, а не на скотнице, и что именно ей он обязан своим титулом и своей властью.

Отношения супругов зашли в тупик. Раймунду пришлось прибегнуть к посредничеству правительницы Иерусалима, чтобы исправить положение. Бароны Триполи со своей стороны также обратились к королю Балдуину III и к королеве с просьбой помирить враждующих супругов. Можно было опасаться, что их брак окончательно расстроится, а несогласие правителей вредило интересам государства и было чревато гражданской войной.

Король Балдуин III Иерусалимский отправился в Триполи, захватив для усиления убеждения свою мать и кузину Констанцу, вдовствующую княгиню Антиохийскую. Но Мелисенда и Годиерна не любили Констанцу, считая ее виновницей несчастий сестры Алисы, а сама княгиня пс испытывала никаких теплых чувств к родственницам. Взаимная неприязнь обострялась нажимом обеих дам, которые, пользуясь случаем, стремились заставить племянницу выбрать достойного – по их представлению – супруга. Матримониальное давление властных теток вызывало у Констанцы, уже сделавшей свой тайный выбор, понятное раздражение.

Успех этого семейного предприятия оказался ничтожным, поскольку графиня Годиерна упорно требовала, чтобы ей позволили покинуть Триполи и удалиться к сестре в Наблуз. Переговоры зашли в тупик. Констанца демонстративно покинула семейный совет. Однако после отъезда княгини Антиохийской напряжение спало, и появилась возможность прийти к некоему соглашению. Граф Раймунд прощал жену, она же, в свою очередь, прощала ему «необоснованные подозрения». Но Годиерна все равно собиралась уехать на некоторое время к сестре, чтобы поправить здоровье и обрести душевное равновесие после пережитого.

Граф отправился провожать принцесс.

Вскоре после этого произошло ужасное. На обратном пути Раймунд II, проезжая со своими спутниками через ворота собственного города, подвергся нападению. Двое неизвестных стащили графа с коня и перерезали ему горло. II.гибли и два сопровождавших его высокородных дворянина, в числе которых был Рауль де Мерль, неудачливый претендент на руку Констанцы Антиохийской. Убийцы вскочили на заранее приготовленных лошадей и унеслись прочь, оставив три трупа.

Говорили, что это постыдное дело было совершено ассасинами; но кто направил на христианского властителя их кинжалы, которые до тех пор обращались только против правоверных магометан – осталось неизвестным. Подозрение, как и в случае с Альфонсом‑Жорданом, снова пало на королеву Мелисенду. Некоторые полагали, что она заплатила ассасинам, чтобы те избавили Годиерну от неудобного мужа.

Но это предположение ничем не подтверждено.

В Триполи женщина не должна была рассчитывать па наследство, но зато ей уступали вдовью часть из родовых земель, которой она могла распоряжаться по своему усмотрению.

Тем не менее Годиерна взяла управление Триполи в свои руки за несовершеннолетнего Раймунда III, которому только что исполнилось 12 лет. Дочь Мелисенда, крестница сестры, была еще совсем ребенком. Верховное же регентство переходило к Балдуину Иерусалимскому. Он не притеснял тетку и заботился о благоденствии княжества. II. согласованию с Годьерной он передал тамплиерам Тортосу, которую графиня не могла защищать, подтвердил право госпитальеров на владение неприступным замком Крак де Шевалье, а сам удалился в Иерусалим.

Единоличное правление Годиерны продолжалось недолго. Она умерла в том же роковом для Триполи 1152 г.

Спустя несколько лет ее молоденькой дочери Мелисенде чуть было не посчастливилось стать императрицей Византии: овдовевший Мануил Комнин направил в Триполи брачное посольство. Граф Раймунд, польщенный оказанной честью и очень любивший свою единственную сестру, собрал для нес огромное приданое. Оно едва поместилось на 12 галерах. Однако недоброжелатели нашептали послам о сомнительном происхождении избранницы, и греки в последний момент дали обратный ход. Они уже усадили Мелисенду на богато украшенную трирему, но при первых признаках морской болезни отказались от своего предложения. Хитроумные послы душераздирающе описывали, как у молодой графини начались «жестокие судорога, поднялся жар, под глазами выступила синева». Так продолжалось все время, что она находилась на корабле. Послы тут же заподозрили «тайное замужество» и вернули Мелисенду брату, объясняя ради приличия свой отказ слабым здоровьем девушки. После этого они отправились искать своему господину невесту в Антиохии.

Такой поворот событий настолько уронил репутацию Мелисенды Триполийской в тазах всего Заморья, что ее никто не взял в жены – и это при извечной нехватке знатных невест!

В бешеной ярости граф Раймунд предал огню и мечу множество греческих поселений на побережье, но дело было уже не поправить.

Однако далеко, в Европе, Джоффре Рюдель, очень знатный сеньор, к тому же богач и прославленный трубадур, прознав про несказанную красоту и благонравие принцессы Триполийской, влюбился в нее заочно. Вместе с крестоносным войском он отправился за море. На корабле трубадур тяжело заболел и прибыл в Триполи уже при смерти. Спутники Рюделя всем рассказывали необыкновенную историю его любви, и эти вести дошли до Мелисенды Сен‑Жиль. Юная графиня приехала к изголовью больного и обняла его. К нему тотчас вернулись зрение и слух, и он узнал свою возлюбленную. Воздав хвалу Всевышнему за то, что удостоился увидеть любимую, Рюдель испустил дух. Мелисенда же в тот же день приняла монашеский обет, скорбя о трубадуре и его смерти.

Она умерла молодой.

Так, по крайней мере, гласит предание, и рассказывают эту грустную историю многие известные писатели – Улан, Гейне, Суинберн, Ростан – романтические струны душ которых были тронуты необычным сюжетом.

Сын Годиерны Раймунд III Триполийский играл огромную, хотя и несколько двусмысленную роль во время правления королей Амори, Балдуина IV, Балдуина V и Ги де Лузиньяна.

Самая младшая дочь Балдуина II, Иветта, единственная, появившаяся на свет, когда ее отец уже принял королевский титул, избрала духовную карьеру. Скорее всего, ее судьбу решили родители. Посвящение будущего ребенка Всевышнему являлось весьма распространенной практикой в Средние века.

Например, Вильгельм Завоеватель и его жена Матильда Фландрская еще до рождения ребенка обещали его Богу. Родилась принцесса Сесиль, ставшая аббатисой богатого монастыря в Кане (Нормандия).

Когда Иветта была еще совсем малюткой, ее отец король Балдуин Папопал в плен к сарацинам. Королева Морфия предложила за освобождение мужа передать в заложницы свою младшую дочь. Трехлетним ребенком Иветта была оторвана от родного дома и 2 года жила пленницей в крепости Шейзар. За ее освобождение мусульмане требовали 8 тысяч динаров. Таких денег у иерусалимского короля не было. Для спасения своего ребенка Балдуин совершал чудеса воинского искусства: захватывал все новые земли и заставлял прежних владельцев выкупать их у него по завышенной цене. Не прошло и года, как требуемая сумма была собрана, и Балдуин наконец внес выкуп.

Возможно, еще тогда, торгуясь с судьбой, Морфия посулила ей дань в виде несмышленого ребенка и дала зарок – если муж будет освобожден, а с Иветтой не произойдет ничего плохого, посвятить принцессу Богу. Поэтому родители передали девочку на попечение монахинь монастыря Святой Анны в Иерусалиме.

Нет упоминаний, что Иветта противилась воле родителей, хотя девушки в подобных случаях редко сопротивлялись старшим.

Такая участь вовсе не свидетельствовала о нелюбви к дочери отца и матери. Многие благородные знатные девушки, дворянки и принцессы, считали для себя более предпочтительным стать Христовой невестой, нежели супругой грубияна и развратника, который будет ее хозяином и господином. Более того, женщина, поступившая в монастырь, умерщвлявшая плоть, надевающая на тело вериги, изнуряющая себя постом и воздержанием, в Средние века считалась идеалом благочестия и пользовались уважением и почитанием.

После смерти матери старшая сестра Мелисенда стала для Иветты хранительницей ее детского мира. Она основала специально для младшей принцессы монастырь Святого Лазаря в Вифании, у подножия Масличной горы, где Иветта мота жить в безопасности, в почете и в холе. Королева любовно украсила его с самой затейливой пышностью.

Участь Иветты нельзя назвать печальной: еще совсем молодой в 1144 г. она была избрана настоятельницей монастыря – его аббатисой, главой монашеской общины, объединявшей и знатных дам, и простолюдинок. Сан свидетельствовал о высоком и почетном положении: благородная дама или девица как аббатиса или должностное лицо аббатства признавались способными к наставлению душ. Так что в это время в Европе и в ее зеркальном отражении, Святой земле, в женской судьбе наступил очевидный прогресс, тесно связанный с успехом общей культуры.

В обители жили и одинокие женщины из состоятельных семей, покупавшие себе стол, кров и покой, и послушницы, трудившиеся во имя Господа, не принимая пострига. Одинаковые черные одеяния, скрадывающие очертания тела, одинаковые покровы, спускающиеся до бровей… Размеренная и тихая монастырская жизнь позволяла предаваться печали по безвременно ушедшим, молиться, поститься, очищая душу перед тем, как покинуть этот мир.

По‑видимому, несмотря на то, что жила она в эпоху религиозного фанатизма, Иветта не проявила стремления к духовному подвигу и мученичеству. Принцесса выбрала не эгоистичный путь отшельницы, а плодотворный – монахини, путь деятельной любви к ближним: учила других, творила добро, стремясь сделать мир чуточку лучше и забывая о себе.

Надо думать, видя злоключения и страдания своих сестер, связанные с их замужеством, Иветта не сильно сожалела, что отреклась от мира.

Обитель Иветты стала своего рода элитарным женским клубом, куда обращались в затруднительных обстоятельствах за моральной поддержкой и духовной помощью благородные дамы Палестины. Они отправлялись туда время от времени, чтобы помолиться за спасение души. Настоятельница, связанная родственными отношениями с правителями всех трех франкских государств Заморья, наставляла своих духовных дочерей. Можно сказать, что из монастыря принцессы Иветты оказывалось незаметное, но существенное влияние на политику и настроения нобилей Иерусалимского королевства.

В монастыре Святого Лазаря воспитывалась принцесса Сибилла, дочь короля Амори, и много знатных девушек Заморья.

Сюда, под крыло сестры Иветты, после 30 лет правления государством на склоне дней удалилась усталая и больная, отвергнутая сыном королева Мелисенда. На ее руках она и скончалась.

Младшая сестра намного пережила старших и смогла увидеть новых правителей, ставших у руля государства, которым правили ее дяди, отец и любимая, глубоко почитаемая сестра Мелисенда.

Скорее всего, кончина ее наступила где‑то около 1177 г., поскольку в 1178 г. в монастырь Святого Лазаря была назначена новая настоятельница.

 

ЛАТИНЯНКИ И ГРЕЧАНКИ

 

В это время высокие порывы первых пилигримов постепенно уступали место трезвым расчетам правителей. Латиняне открыли для себя восточный мир, роскошью которого кичилась Византия, сумели оценить его утонченность, восхититься топкостью дипломатических игр, со сладкой дрожью ощутить все то тревожное и иногда безнравственное, что скрывалось за сложным этикетом и золотыми фасадами восточных дворцов. Неразрывное сплетение Востока и Запада, мусульманского и греческого миров и латинской Европы, ненависти и коварства, явного противостояния и тайных интриг, разорванных и соблюдаемых договоров – вот что такое был Иерусалим.

«Потомки пилигримов увлеклись всевозможными дурными делами, и не было плутовства, распущенности и богохульства, которые бы не процветали между обитателями крестоносных государств». Нигде не было такого простора для интриг, честолюбия, убийств, как в восточных княжествах.

50‑летнее пребывание среди мусульманского мира в культурном отношении не прошло для европейцев бесследно. Меркантильность, подкуп, распущенность, разврат сделались отличительной чертой нравов палестинских христиан. Между осевшими в Азии северянами и прибывавшими сюда из Европы новыми крестоносцами обнаружилось взаимное непонимание и неприятие.

16 июня 1117 г. случилось лунное затмение, 11 декабря – второе. 16 декабря в палестинском небе появилось сияние и произошло легкое землетрясение – богобоязненными людьми это было истолковано как дурное предзнаменование.

И все‑таки, несмотря на множество постыдных дел, в которых были виновны палестинские христиане, несмотря на несчастья и нечестность отдельных правителей, были сделаны огромные успехи, как в гражданской мирной работе, так и в военном деле.

Балдуин III, старший сын королевы Мелисенды и Фулько Анжуйского, получивший прозвище «Идеальный король», уже принадлежал к новому поколению правителей франкского Заморья. Он был многообещающим юношей, храбрым и сведущим в военном деле, красноречивым и щедрым. «Роста он был высокого, даже выше обыкновенно высокого, и члены его были столь пропорциональны… что ни одна часть не нарушала гармонии целого. Он имел красивое лицо и живой цвет, свидетельствующий о живости духа; во всем этом он походил на мать и своего деда. Его глаза были умеренно велики и несколько выдавались вперед, блестя кротостью; волосы плоские (наверно, прямые, невьющиеся?) и не совсем русые (рыжеватые?) на щеках и на подбородке густая борода, которая шла его лицу; плотность же тела была такова, что его нельзя было назвать, как его брата, толстым, ни худощавым, как его мать. Одним словом, наружность его была так великолепна, что по ее достоинству каждый мог легко узнать в нем короля», – такой портрет Балдуина III оставил потомкам Гийом Тирский, который видел короля собственными глазами.

Телесной красоте соответствовали добрые внутренние качества.

Он был весьма приветлив и сострадателен, отличался редким достоинством, был человеком быстрых решений. Еще с ранней юности Балдуин обнаруживал богобоязненность и питал уважение к предписаниям Церкви и ее прелатам. С живостью духа он соединял весьма твердую память и был достаточно образован, гораздо более своего брата Амори. К всеобщему удовольствию, он, подобно царю Соломону, был способен разрешать запутанные юридические казусы.

Ему не вредило даже то, что он был предан игре и, по крайней мере в первые годы мужества, страстно любил женщин.

Но он оказался не способным энергично и разумно взять в свои руки дело защиты христианских интересов на Востоке. Ему не хватало верного взгляда на свое предназначение и на политическую ситуацию в целом.

Однако он снискал славу и уважение современников вследствие взятия неприступного Аскалона.

Этот гордый приморский город, богатый и сильно укрепленный, носивший прозвище «Сирийской невесты», один еще сопротивлялся латинянам на сирийском берегу. Взятие его было встречено с торжеством народами Запада.

Но одновременно Аскалон перестал быть буфером между христианами и ужасным эмиром Алеппо Нуретдином.

Христианские княжества существовали как сообщающиеся сосуды. Любое нарушение равновесия в одном из них моментально приводило к волнению в соседних государствах. Поэтому неординарные события, происходящие в Антиохии, сильно сказались на состоянии всего Заморья.

Раймунд Пуатье, получивший власть по браку с Констанцой Антиохийской, по словам летописца, был голубоглазый блондин «высокого роста, хорошо сложенный и красивее всех своих современников». Он любил поэзию, трубадуров, куртуазную жизнь и обладал унаследованным от отца даром превращать неприятные воспоминания в забавные рассказы. Это была натура храбрая и даровитая, но, подобно отцу, ветреная и непостоянная.

При его дворе царила атмосфера веселья и удовольствий. Высший класс Антиохии кичливо выставлял напоказ роскошь и блеск. Князь был окружен маршалами и констеблями, канцлерами и камергерами.

Как жила при этом блестящем дворе Констанца, внучка Балдуина II Иерусалимского, история умалчивает. Вступив в брак 8‑летним ребенком, она, скорее всего, вначале играла декоративно‑символическую роль. Положение Раймунда Пуатье, пока он не стал отцом наследника Антиохии, было недостаточно устойчивым. Разумеется, он торопил время, чтобы его упрочить. По‑видимому, лет через 6–7 отпраздновали фактическое завершение брака, как это было принято во всех владетельных домах. Первый ребенок Раймунда и Констанцы, Боэмунд III, родился, когда ей исполнилось 17 лет. В 20 лет у княгини уже было трое детей, поскольку за 3 года она родила двух дочерей – Марию и Филиппу.

Эти подсчеты представлены не ради пустого любопытства. Почти все историки‑медиевисты и множество романистов извели кипы бумаги, описывая пылкий роман красавца Раймунда и его не менее прекрасной племянницы Алиеноры Аквитанской, прибывшей в 1148 г. в Антиохиию вместе с супругом, руководителем Второго крестового похода Людовиком Французским. 24‑летний король горел ревностью к вере и презрением к земным страстям и славе. Над ним витала аура сурового благочестия. Участием в этом богоугодном походе он жаждал смыть с души грех гибели более 1000 горожан, укрывшихся в соборе в Витри, и погибших, как он считал, по его вине.

Французская королевская чета пробыла в городе всего 10 дней, но они стали роковыми для королевы Алиеноры: именно здесь она приобрела дурную репутацию.

Дед Алиеноры Гийом Пасх прижил Раймунда от виконтессы Шательро. Таким образом, князь Антиохийский приходился младшим братом Гильому X, отцу наследницы Аквитании. Всепоглощающая страсть к своей любовнице побудила Гийома IX в 1121 г. женить законного сына на дочери Монбержонны, Элеоноре Шательро. Через год после свадьбы родилась дочь, получившая имя Алиенора. В разных источниках ее называют но‑разному: то Алиенора, то Элеонора[4], по‑видимому, полагая, что она названа в честь матери, как это было широко принято. Но скорее следует верить аквитанскому летописцу, рассказывающему, что такое имя дал ей дед, чтобы подчеркнуть ее инакость, отличность от других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: