Художественно-эстетическое воспитание
Знакомство с искусством
Формировать основы художественной культуры.
Продолжать развивать интерес и положительное отношение к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное, литература, музыка, архитектура, театр и т. п.).
Расширять знания об изобразительном искусстве. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И.Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» и др.
Расширять представления детей о художниках-иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
Расширять представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (пропорции, цвет, характерные детали и т.д.).
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазин, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.
Знакомить детей с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности. Рассказать детям, что есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, зимний Дворец, Петергоф, памятники «Золотого кольца», Соловецкий монастырь и т.п.
|
Учить детей передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Продолжать знакомить детей с творческими профессиями: певец, пианист, скрипач, архитектор и т. п.).
Учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Организовать посещение выставок, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности.
Эстетическая развивающая среда
Продолжать расширять представления об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Развивать стремление любоваться красотой о6ъектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.).
Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п.
Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
|
Изобразительная деятельность
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности; обогащать их сенсорный опыт.
При обследовании предметов включать движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические суждения.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность. Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.
Продолжать учить детей рисовать с натуры.
Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.
Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения.
Учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, таки его сверстниками, обращать внимание на доброжелательное отношение к работам товарищей.
Рисование
Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.
|
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать точность движений руки под контролем зрения.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.).
Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою).
Учить создавать фон для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка.
Учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения (в форме, плавности, слитности линий, их тонкости, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка); чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.).
Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Развивать способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего) (ближе к нижнему краю листа - передний план, дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева, воробышек маленький, а ворона большая).
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра и т. п.
Развивать самостоятельность в выборе темы рисунка, композиции, цветового решения.
Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создаватъ узоры по мотивам народных росписей, знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить выделять и передавать цветовую гамму узора определенного вида, его элементы. Совершенствовать умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Лепка
Развивать творчество детей.
Учить использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разноо6разные приемы.
Продолжать учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорции; характерны е особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Учить детей создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции.
Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, делать узор стекой.
Создавать индивидуальные и коллективные композиции из глины, разноцветного пластилина.
Аппликация
Продолжать учить создавать предметны и сюжетные изображения с натуры и по представлению; развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; нескольких предметов или их частей - из бумаги, сложенной гармошкой.
Учить использовать разные приемы вырезывания, о6рывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию. Учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита. Поощрять проявление творчества.