Типы ЭОР предметной области «Русский язык» и «Русская




Мастер класс на тему

«Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы»

Голубева Е.Н., учитель

русского языка и литературы

 

Цель мастер – класса: обмен опытом по заявленной теме.

 

Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, потому что цифровые технологии дают возможность повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.

Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Для этого необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Главной составляющей успешного обучения является мотивация обучающегося. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернета. Цифровые технологии использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле.

Для сопровождения уроков русского языка и литературы сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые можно использовать на уроках и во внеклассной деятельности.

Типы ЭОР предметной области «Русский язык» и «Русская

литература» в каталоге Единой коллекции www.school-collection.edu.ru Слайд 2

Содержание сайта. В «Единой коллекции » представлены разделы: Каталог, Коллекции, Инструменты, Электронные издания, Новости. Слайд 3

www.school-collection.edu.ru

В Каталоге собраны наборы ЦОР к учебникам, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника и снабженные методическими рекомендациями. Материалы подобраны с учетом предмета и класса, как для УЧЕНИКА, так и для УЧИТЕЛЯ.

ИНФОРМАЦИЯ по установке программ для просматриванияфайлов Коллекции ЦОР.

Учебные и методические материалы содержат: наборы цифровых ресурсов к учебникам, поурочные планирования, методические рекомендации, инновационные учебные материалы, инструменты учебной деятельности, электронные издания, коллекции, комплексные ресурсы, инструменты организации учебного процесса.

При скачивании ресурсов нужно учесть, что на данном портале собраны цифровые образовательные ресурсы различных типов: Слайд 4

 текстовые документы в форматах doc, rtf, открываемые в MS Word;

 html -документы, читаемые при помощи интернет-браузера;

 файлы форматов wav и mp3 – аудиофайлы, читаемые программой Проигрыватель WindowsMedia;

 файлы формата djvu – формат, в котором сохранены электронные копии журналов, книг, методичек, для их прочтения необходимо скачать программу-просмотрщик DjVuPlug- in;

 файлы формата pdf, используемые для отображения отсканированных документов, требующие установки программы AcrobatReader;

 файлы формата swf, просматриваемые программой FlashPlayer;

 ресурсы, заархивированные в формате zip, которые можно просмотреть без дополнительно устанавливаемых на компьютер программ.

Download Master – программа рекомендуется для закачки больших файлов из Единой Коллекции. Позволяет загружать в несколько потоков и докачивать при обрыве соединения.

AdobeShockwave – программа для просмотра интерактивного контента, созданного при помощи Adobe Direct

Рассмотрим инструменты учебной деятельности, которые можно применять на уроках русского языка:

Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»;

Электронный тренажер по русскому языку.

Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория» Слайд 5

Тренажер применяется в 5-9 классах основной школы при изучении раздела «Культура речи» в рамках внеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющими фонетические недостатки. Дети научатся:

- правильно воспроизвести звуки,

- интонационно выделять фразы,

- воспринимать на слух русскую речь,

-выразительно читать.

Упражнения по коррекции произношения и графики помогут овладеть речевыми нормами русского языка. При этом существенным является контроль качества формируемых произносительных навыков.

Инструмент «Электронный тренажер по русскому языку» Слайд 6

Содержит комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи базовой и повышенной сложности, охватывающий все темы, изучаемые в соответствующих разделах на уроках русского языка с 5-го по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы. У учеников закрепятся навыки применения изученных правил орфографии и пунктуации в письме, норм произношения в речи.

Ценным является то, что воспользовавшись меню «Редактировать», учитель сможет вносить свои упражнения и добавлять в структуру тренинга, они будут воспроизводиться в тренажере. Слайд 7

Структура Тренинга.

Два больших раздела – Орфография и Пунктуация – подразделяются на более мелкие, соответствующие основным разделам школьного курса русского языка, в которых изучается правописание. В третьем разделе - упражнения по развитию речи.

При изучении темы «Правописание гласных в корне» даются упражнения на закрепление правил: правописание гласных в корне, с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, на чередование гласных в корне, разные случаи правописания гласных в корне. Карточки ресурса могут использоваться по усмотрению учителя на разных этапах урока.

К тексту можно давать и дополнительные задания: Слайд 8

- к словам с пропущенными буквами найти проверочные слова,

- подобрать однокоренные слова,

- объяснить изученные орфограммы.

Упражнения на темы «Правописание гласных после шипящих», правописание частей речи будут интересны и полезны учащимся как при прохождении новой темы, так и при повторении изученного.

Интересные задания даются из раздела «Развитие речи» на понимание и запоминание текста после его прочтения. Слайд 9-10

Ресурсы по предмету «Литература» включены в блок «Культурно -историческое наследие». Их можно использовать в соответствующих разделах литературы с 1по 11 классы: Слайд 11

- зарубежная художественная литература – 697 ресурсов. Использовать для ознакомления с произведениями зарубежных писателей (Австриии, Америки, Англии, Бельгиии, Грециии, Испании, Италии, Франции и др.). Pdf-формат будет удобен детям, привыкшим читать книги с экранов мобильных телефонов, электронных книг, нетбуков.

Отдельно хочу выделить в этом списке технических устройств электронную книгу. Она основана на технологии «электронных чернил», поэтому абсолютно безвредна для глаз. Ведь отпечатанный текст мы видим только благодаря свету, который он отражает, а не создает. Все это - заслуги технологии, по которой сделаны экраны букридеров - e-ink или электронные чернила. Специальная технология дисплея обеспечивает особые свойства: отсутствие мерцания, а также подсветки. То есть фактически создается электронный бумажный лист. Это можно сравнить с чтением обычных газет, журналов.

Слайд 12 После открытия документа нажатием стрелочки в верхнем меню окошка можно его сохранить (в появившемся окне нажать Сохранить файл) для дальнейшего использования в учебных целях (сохранится в Загрузках).

- аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии – 279 ресурсов. Предназначены для использования при изучении поэтов серебряного века в старших классах, при подготовке творческих вечеров поэтов. Здесь представлены 42 поэта: Анненский, Бальмонт, Гумилев, Жуковский, Карамзин, Соловьев, Тютчев и другие, самое большое количество озвученных произведений у А.С. Пушкина - 43 стихотворения, А.А. Блока – 32, М.Ю. Лермонтова – 30, Н.А. Некрасова – 21. Каждому произведению дается краткая характеристика – в каком году написано, кому посвящено, кто читает.

Например, пояснение к стихотворению А.А. Блока «В ресторане»: «Произведение впервые опубликовано в журнале "Русская мысль" (1910г.) Стихотворение было вызвано встречей с поэтессой и переводчицей Марией Дмитриевной Нелидовой в известном петербургском ресторане "Вилла Родэ". Текст читает актѐр Юрий Меньшагин». Аудиозапись можно прослушать на сайте или нажатием правой кнопки мыши → Сохранить как аудиозапись сохранить в памяти компьютера.

Стихотворения в прочтении известных актеров и дикторов воздействуют на учеников более эмоционально и проникновенно. Их можно использовать также при подготовке к олимпиаде, конкурсу чтецов. Сделать запись чтения поэтического произведения учеником и сравнить с аудиозаписью, приблизить к оригиналу.

Аудиоресурсы можно порекомендовать для прослушивания дома, во время поездок с различных технических устройств, включая мобильный телефон. Этот вид освоения содержания произведения становится все более популярным.

Коллекция цифровых копий произведений русской литературы включает электронные тексты произведений Пушкина, Лермонтова, Анненского, Батюшкова, Белого, Блока, Брюсова, Фета, Некрасова, Тютчева, Дельвига, Крылова, Есенина. Коллекция поможет учителю ознакомить школьников с выдающимися произведениями русской литературы XVIII-начала XX века и произведением древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Электронный вид произведений дает преимущества в их использовании: вместо толстого учебника, ребенок может взять с собой в школу или на отдых тоненькую электронную книгу, куда можно скачать сотни произведений. Ресурсы коллекции полностью соответствуют существующим программам по литературе и могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самостоятельного изучения предмета и при подготовке к выпускным экзаменам.

- серебряный век русской культуры – 286 ресурсов. Коллекция посвящена поэтам эпохи серебряного века (начало ХХ века). Содержит аудиозаписи, электронные тексты стихов, биографий, фотографии разных лет поэтов серебряного века. Большинство стихотворений в МР3и htm-форматах.

Мультимедиа - энциклопедия об эпохе серебряного века включает биографии основных персоналий, статьи о театрах и спектаклях, основных течениях в культуре, записи музыкальных произведений и стихов, видеофрагменты.

В Предметных коллекциях ресурсы по предмету «Русский язык» следующие:

 Тесты по орфографии и пунктуации (1140);

 Морфология и орфография в таблицах (116);

 Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 класс (83);

 Диктанты по русскому языку (40).

Эти ресурсы могут быть применены при обобщающих уроках, контроле знаний. Коллекция тестов по орфографии и пунктуации содержит контрольно -обучающие материалы для учеников 5-11 классов. Тестовые задания представлены в электронной форме (автоматическая проверка знаний) и в виде бланков для печати (раздаточный материал). Для проведения тестирования необходима установка системы «1С:Образование 4. Школа» из раздела Инструменты организации учебного процесса. Для локального просмотра ресурсов данного раздела также рекомендуется использовать Систему программ «1С:Образование 4. Школа».

Коллекция «Русский язык. Обучающие тесты» адресованы учащимся 5-7 классов основной школы и представляют собой электронные интегрированные системы обучающих тестов по морфологии и орфографии. Помимо своей основной задачи — систематизации знаний и формирования языковых и речевых умений и навыков, обучающие тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию учащихся к прохождению контроля в тестовой форме.

Диктанты по русскому языку. Слайд 13 Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Инновационных учебно -методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования». Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 5-11 классах. Диктант пишется учеником в on-line режиме, под диктовку диктора. При написании on-line диктантов важны: навыки набора текста с клавиатуры, наличие компьютера для каждого ученика. При отсутствии соответствующего технического оснащения можно проделывать индивидуальные работы с каждым учеником, возможно использование наушников.

Принцип работы с ресурсом.

Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка "Прослушать" главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст в окошке по предложениям или фразам, используя кнопки "Pause" и "Play" проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке "Назад" окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку "Проверить". При наличии ошибок диктант можно написать еще раз. Если в классе один компьютер, учитель может запустить аудиозапись, а ученики будут писать в тетрадях. После написания выводится текст диктанта на экран для самостоятельного устранения учащимися ошибок.

Наибольший интерес для школьного образования представляет портал Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru, так как здесь собраны инновационные ЭОР, к основным качествам которых относятся: 1. обеспечение всех компонентов процесса образования (получение информации, практические занятия, контроль достижений); 2. Интерактивность(возможность обратной связи).

Ученики скачивают модуль и проходят урок по нему. В модули дается план, 4-7 заданий с фрагментами аудио и видео (в исполнении профессионалов), контроль, на последней странице выдается результат (время начала выполнения шага, общая длительность прохождения, оценка, баллы).

В разделе Каталог найдите Перечень учебных предметов (дисциплин) для общего образования. По литературе – 238 модулей, по русскому языку – 935.

Поиск можно облегчить по фильтрам, задав некоторые параметры: программу просмотра, тип модуля, класс, характер обучения. Ресурсы, пользующиеся наибольшей популярностью по предмету «Литература», приведены внизу справа, это:

 Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

 Контрольный тест по роману «Война и мир». Герои романа (базовое изучение)

 Контрольный тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (базовое изучение)

 Контрольный тест по творчеству Есенина (базовое изучение)

 Контрольный тест по лирике А.С.Пушкина (базовое изучение)

Рассмотрим модуль «А.И. Куприн «Гранатовый браслет».11 класс. Базовое изучение». Тип – практический. Вес – 5,35 Мб.

После установки программы для просмотра модуля, загружаете модуль (или просматриваете в браузере).Открываете, видно, что там 5 заданий, которые нужно пройти последовательно.

Слайд 14

1-задание. Дается краткое содержание рассказа, портрет писателя и вопрос:

«Как закончилась история, описанная в рассказ е А.И. Куприна «Гранатовый браслет?», на который приводятся 4 ответа. После выбора ответа система выдает «верно» или «неверно». Если затрудняетесь ответить, нажимаете подсказку –маленький белый колокольчик в синем кружочке. В качестве иносказательной подсказки выйдет фрагмент художественного фильма.

2-задание. «Впишите в поле ввода ответа пропущенное слово в авторском тексте, представляющем собою рассуждения генерала Аносова о любви «А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а …….»

Слайд 15 3-задание. «Установите соответствие между героями рассказа и словами, которые они произносят, оценивая таким образом чувства бедного служащего».

Задание-4. «Расположите в хронологической последовательности данные отрывки из рассказа, свидетельствующие о душевном переломе, который переживает Вера Николаевна».

Задание-5. «Просмотрите эпизод из фильма «Гранатовый браслет», снятого по рассказу А.И. Куприна, и укажите, какое музыкальное произведение исполняет пианистка Женни Рейтер». Приводится фрагмент художественного фильма «Гранатовый браслет», Мосфильм, ССС, 1964 г.

Таким образом, использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков русского языка и литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде.

Слайд 16 Можно совершить путешествие по тому же маршруту, который проходили писатели или их герои. Например:

https://www.google.com/maps/d/edit?mid=1lgpIKPGqMakv9Dw8tsUYkjOLD8ToNTM5&ll=59.14098848512006%2C77.55956865267737&z=4

 

Слайд 17 Можно всем классом составлять презентацию: https://u.to/l_O-GQ или работать с виртуальной доской https://linoit.com/users/SsvetlanaL/canvases/Literatura.6А

 

По русскому языку можно составить ментальные карты: Слайд 18 https://www.mindmeister.com/ru/1527546756?t=TPMsMlm5Gp

Или задания по программе https://learningapps.org/display?v=pku7s052n20

 

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

· целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

· видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

· выделять главное в информационном сообщении.

 

А теперь продолжите, пожалуйста, предложение (поделитесь своим мнением):
1.Мне было интересно………
2.Использование ЭОР способствует……..
3.Я задумался (ась)………..
4.Я считаю нужным……..
5. Я вижу перспективу….
6.Меня заинтересовало….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: