Никто не говорит, что подросток — подарок. Но зато говорят другое: если хочешь получать подарки, надо самому стать подарком.
Родителям важно научиться разговаривать с ребенком, не жалеть времени на беседы с ним. Эмоциональный контакт нужно устанавливать с момента зачатия. Затраченное вами время и терпение непременно будет вознаграждено. Ребенок привыкнет к тому, что вам можно все рассказывать, и тогда в «трудном» подростковом возрасте будет стремиться обсуждать с вами все свои проблемы.
Первое условие того, чтобы доверительные беседы стали возможными, — никогда не осуждать ребенка, его действия и его идеи. Полезнее порассуждать с ним на интересующую тему. Кстати, и вы многому научитесь. Такие беседы укрепят доверие ребенка к вам, к себе, он будет уверен в том, что вы любите его и верите ему. Он будет старательнее взвешивать свои решения. А главное — идти со своими вопросами и проблемами к вам, а не к кому-нибудь еще, и вы получите возможность ему помочь.
В этом возрасте также пытаются «покупать» себе друзей, завоевывать с помощью денег престиж и уважение.
Причиной воровства может стать также желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Для подростка очень важна принадлежность к группе. Он не хочет быть никем, кроме себя самого. Но проблема в том, что подросток сам себя еще не знает, а потому его трудно понять окружающим.
Если нет денег на покупку совершенно необходимых, по мнению подростка, атрибутов, то он может украсть.
Подростку важно знать, насколько далеко он может зайти в нарушении правил и запретов. Ему важна реакция родителей. Ему нужно услышать от них твердое и решительное «нельзя», сказанное мягким и нежным голосом с ровной интонацией. Ему важно знать, что родители любят и уважают его, признают его право видеть мир своими глазами и оценивать его по-своему. Для него важно, чтобы с ним считались, чтобы ему объясняли и с ним обсуждали, что и почему «нельзя».
Подросток, к которому относятся с уважением и доверием, полагаясь на его «взрослость» и разум, будет относиться к запретам с уважением и пониманием и ценить все вновь появляющиеся «можно», означающие расширение границ дозволенного и несомненное признание его собственных растущих возможностей.
Подросток, растущий «без границ» и запретов, либо в границах неопределенных (сегодня «нельзя», завтра может быть «можно»), способен причинить огромный вред как окружающим, так и в первую очередь себе.
К социальным причинам воровства относятся и финансовые проблемы семьи.
Другая причина подросткового воровства также «родом из детства» — недостаточно развитая воля.
Как правило, если родители с детства не делают за ребенка то, с чем он может справиться сам, расширяя сферу его самостоятельности по мере взросления, такая проблема не возникает.
Полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных программ. Пусть ребенок сам решит, куда он сегодня пойдет и что сделает. И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать. Умение самому поставить себе цель и выполнить необходимо для формирования воли.
Для подростков особенно актуальна проблема карманных денег.
Вполне естественно для нас, взрослых, что не в деньгах счастье (хотя так думают не все). Голодный думает только о еде и думать о чем-то другом начнет, как только насытится. Если не хватает денег для удовлетворения насущных нужд, не говоря уже о развлечениях, то никто не убедит нас в том, что деньги не имеют значения. Дело не в деньгах и даже не в их количестве. Дело в том, как относятся к деньгам в семье, целью они являются или средством.
Подросток дорожит правом на личную жизнь, так что у него лучше не требовать отчета. Если вы доверяете своему ребенку, он, скорее всего, сам вам расскажет, на что потратил деньги. А если и нет, то уж, во всяком случае, потратит их на что-то приятное для себя. Например, пригласит одноклассницу в кино, угостит ее пирожным. Важно оговорить сумму карманных денег, чтобы ваш ребенок знал, на что он может рассчитывать.
Хорошо, если ребенок будет принимать участие в распределении семейного бюджета. Детям очень полезно знать, сколько денег расходуется на коммунальные расходы, на продукты, на одежду, на его учебники и дополнительные кружки, на игрушки, на отпуск — словом, на все. Во-первых, это приучает ребенка соотносить желаемое с возможным и отказываться от мечты в пользу необходимости. Одновременно с этим он учится экономить, чтобы накопить на «мечту».
Одной из причин воровства может стать желание наказать или отомстить (это возможно и в более раннем возрасте).
В данном случае подросток хорошо понимает, на что он идет и зачем он это делает, а украдены могут быть совершенно ненужные ему вещи.
Борьба с «воровством ради мести» начинается с выяснения истинной причины проступка. А дальше конфликтную ситуацию нужно проработать, поговорить, поискать вместе с подростком иные пути ее разрешения.
Для подростков характерны совершенно непонятные для родителей так называемые «кражи престижа».
Бывает и воровство «на спор».
Учите детей верить в себя, не пасовать перед трудностями жизни и никогда не сдаваться. Учите их тому, что из каждой ситуации есть выход.
Иногда детям достаточно просто выговориться, излить свою обиду и злость и убедиться, что мы их понимаем и принимаем. Да, мы можем не соглашаться с их идеями и взглядами, но при этом не перестаем любить. И именно это понимание поддерживает подростка, помогает бороться с проблемами и трудностями. И побеждать!
|
|
|
Норма или паталогия?
Как невозможно научиться ходить, ни разу не упав, так невозможно понять, что такое собственность, ни разу не взяв чужое. Дети берут понравившиеся им игрушки, не подозревая, что совершают кражу. Самое неразумное, что можно сделать, заклеймить ребенка словом «вор». Гораздо эффективнее объяснить, почему такой поступок недопустим. Дети, как правило, быстро приобретают навыки правильного обращения с чужой собственностью, забыв о проблеме воровства в раннем дошкольном детстве.
Но если ребенок развивается в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности, конкуренции, вражды, отчуждения между окружающими, у него может развиться комплекс неполноценности, который он пытается компенсировать в том числе и с помощью обладания престижными вещами или деньгами.
В этом случае ребенку труднее преодолеть искушение взять чужое, слишком многое бывает для него «поставлено на карту».
Отсутствие последовательности в воспитании также может стать причиной воровства. В одной ситуации ребенка наказывают, а в другой — закрывают глаза на проступок, и в результате ребенок не знает, что на самом деле правильно, он не усваивает, что такое «хорошо » и что такое «плохо », и время от времени путает эти понятия. То же самое происходит, если у родителей не выработано согласие по вопросам воспитания и один разрешает то, что запрещает другой.
Еще тяжелее приходится детям в тех семьях, где родители на словах учат их честности, а сами позволяют себе стащить что-нибудь с работы.
В зоне риска находятся и избалованные дети, которые привыкли получать все, чего только душенька не попросит, и считаться только со своими желаниями.
Не получив желаемого, они могут пойти на воровство.
Не лучше вседозволенности и деспотический контроль.
Тогда дети либо идут на открытый бунт, «бессмысленный и беспощадный», либо все равно делают по-своему, но только тогда, когда родители не видят.
Все эти проявления — в пределах нормы. О патологии можно говорить, если ребенок, несмотря ни на что, продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что плохо лежит.
Клептомания (от греч. к1ерто — похищаю, безумие) — это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом «внезапно возникающем влечении к хищению вещей». Если ребенок часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно, тут же бросает или теряет украденное, то есть ворует, совершенно этого не осознавая, просто потому, что не может не воровать, — необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту. Клептомания — явление редкое, но если это она, то мы имеем дело с болезнью, и нужно соответствующее лечение.