Задание для самостоятельной работы в группе ГХ – 16 по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности».
Выбрать из предложенного списка одну тему и написать контрольную работу.
1. Особенности коммуникации, её роль и функции.
2. Межличностные ритуалы как механизм социализации.
3. Деловое общение как коммуникация.
4. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.
5. Механизмы общения и факторы, способствующие развитию эффективной коммуникации.
6. Влияние индивидуально – психологических особенностей личности на социально – психологические отношения.
7. Преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения.
8. Потребности в общении и основные способы их достижения (можно на примере пирамиды Маслоу).
9. Общение как взаимодействие.
10. Причины возникновения манипуляций в межличностном общении.
11. Психическая структура личности.
12. Переговоры в разных культурах.
13. Возможности влияния на изменение социальных установок людей в общении.
14. Роль восприятия в развитии межличностных отношений.
15. Соотношение ролевых и межличностных отношений в деловом общении.
16. Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления.
17. Влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.
18. Основные механизмы влияния на человека.
19. Межкультурное общение.
20. Традиции, нормы и способы их преодоления в деловом общении.
21. Роль негативных эмоций в общении человека.
22. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.
23. Феномен личного влияния.
24. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.
25. Деструктивное общение.
26. Вербальный (речевой) канал общения. Умение слушать собеседника. Виды слушания.
|
27. Культура спора. Индивидуальные, национальные, культурные традиции. Психологические приёмы убеждения в споре.
28. Подготовка к деловому совещанию. Ведение делового совещания.
29. Проблема лидерства. Типы лидеров. Лидерство и руководство.
30. Конфликты: виды конфликтов и причины их возникновения.
31. Структура и стадии протекания конфликта. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
32. Методы разрешения конфликтов.
33. Этикет новых видов коммуникации: телеконференции, дискуссионные группы, чаты.
34. Феномен личного влияния: понятие личного влияния, типы личного влияния, коммуникативно – личностный потенциал влияния.
Выполнить творческое задание.
Методические указания.
Цель выполнения заданий - повышение уровня подготовки и раскрытие индивидуальных творческих способностей студентов. Индивидуальные задания выполняются студентами самостоятельно. Творческая работа оценивается преподавателем как письменная работа.
Работу оформить в папку, каждое задание на отдельном листе; рисунок вложить в отдельный файл.
Задание № 1. Расскажите о себе. Мини – сочинение.
Примерные вопросы для рассказа:
· Меня зовут ……..
· Я родился ………
· Моих родителей зовут …….
· Расскажите о семье ваших родителей.
· Есть ли у вас братья, сёстры.
· Как ваши родители относились к вам в детстве и какие взаимоотношения у вас с ними сейчас?
· Кто из родителей больше занимался вашим воспитанием?
· Какие взаимоотношения у ваших родителей?
· Расскажите каким ребёнком вы были в детстве: спокойным, тревожным, неусидчивым и т.д.
|
· Много ли у вас знакомых; друзей? Как у вас складываются взаимоотношения с ними?
· Возникали ли у вас конфликты с ними?
· Конфликтный ли вы человек?
· Опишите ваши переживания после конфликтов с родителями, друзьями?
· Поддерживает ли вас кто-то в этот момент?
· Опишите ваше отношение к этим конфликтам?
· Какие конфликты наиболее тяжело отразились на вашей жизни? Каковы их последствия?
· Несколько слов о вашем темпераменте, характере.
· Происходили ли какие – либо тяжёлые события в вашей жизни, оставившие у вас сильное впечатление? Ваша реакция на них.
· Кто повлиял на выбор вашей специальности?
· Что вам нравится и что не нравится в вашей профессии?
· Собираетесь ли вы работать по специальности?
· Есть ли у вас вредные привычки? Если есть, то какие?
· Почему вы их считаете вредными?
· Пытаетесь ли вы от них избавиться?
· Как они отражаются на вашей жизни?
Задание № 2. Вспомните своих самых близких друзей. Ответьте на вопросы:
· Что вам больше всего нравится в них?
· Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?
Задание № 3. Переформулируйте приводимые ниже «Ты - высказывания» в «Я – послания».
Пример:
Ты – высказывание: «Как ты мог такое сказать?»
Я – послание: «Мне неприятно то, о чём ты только что сказал».
* Ты абсолютно не прав.
* Да пошёл ты.
* Только невежа мог поверить в это.
* Вечно ты лезешь не в соё дело.
* Какой ты бестолковый.
Задание № 4.
Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении.
|
· Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении?
· Каким я кажусь окружающим людям – очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком?
· Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а какие я стараюсь скрыть?
· Легко ли другим понять, что я чувствую?
· Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми?
· Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмоций – например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипулирую ли я другими людьми?
· Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими?
· Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной?
· Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх?
· Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции?
Задание № 5. Выполните практическое задание:
Для развития способности осознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы:
1. Определите время, когда вы переживали эту эмоцию.
2. Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (слабая) до 5 (очень сильная).
3.Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство.
4. Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией.
5. Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди.
6. Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чувство.
7. Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел и что он чувствовал.
8. Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией.
9. Опишите вашу реакцию на его поведение.
Задание № 6. Какие чувства вы могли бы услышать в приведённых ниже высказываниях?
Образец:
Высказывания | Чувства, которые переживает при этом человек. |
«Ты совсем перестала замечать меня. Я что – то не так сделал? ». | Озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость. |
А) Какое чудесное платье! Где ты его достала?
Б) У меня завтра доклад, после завтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днём ещё собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так весь месяц.
В) Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она – единственный ребёнок, у неё мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остаётся, что заниматься. А я работаю, и всё должна дома сама делать.
Г) Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними.
Д) Благодарю за отличный вечер. Обед – фантастический, музыка – тоже. Давайте встретимся ещё.
Е) Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнём ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях.
Задание № 7. Победи своего дракона!
Почти у каждого есть свой дракон, выращенный в домашних условиях: это те особенности характера и поведения, которые мешают нам жить, но мы к ним привыкли не замечаем их.
В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что на месте отрубленной головы вырастает другая, вторая, третья. И мы привыкаем жить со своими драконами, хотя они постоянно портят нашу жизнь, и жизнь близких нам людей.
Задание: Вам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа "своего дракона" и назвать его целиком и каждую его голову в отдельности.
Затем придумать историю или сказку о победе над своим драконом.
Единственное условие – герой дожжен действовать как человек, уверенный в себе.
Возможный сценарий: появление дракона и причины его появления; принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону; встреча с волшебником; дары волшебника; препятствия; враги; друзья и помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; результата победы.
История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.